Для того чтобы рассмотреть подробно какую же роль играют таможенные органы в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической деятельности, рассмотрим эмпирические данные по исследуемо теме.
Как говорилось в начале отчета, на таможенные органы возложена такая функции как обеспечение безопасности. В структуре таможенных органов организованы отделы, занимающиеся правоохранительной деятельностью.
Правоохранительные подразделения таможенных органов ежедневно обеспечивают безопасность и защиту интересов Российской Федерации. Проанализируем работу правоохранительных подразделений таможенных органов, воспользовавшись ежегодным сборником «Таможенная служба РФ» за 3 года (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Анализ показателей правоохранительной деятельности таможенных органов по производству неотложных следственных действий и предварительному расследованию
Анализируемые года | Количество преступлений |
Источник: составлено автором на основе ежегодного сборника «Таможенная служба РФ» (версия 20.04.2015 г.) [Электронный ресурс] /Федеральная таможенная служба РФ: офиц. сайт. – М., 2007–2016.
За последние три года число уголовных дел, возбужденных дознавателями Федеральной Таможенной Службы Росси возрастает. Это говорит о том, что преступность растет, и органы таможни бороться с этим.
Из всех уголовных дел, больше всего возбуждено дел связанных с контрабандой, доля которых от общего числа составила 42 %. Незаконно провозились: алкогольная продукция, табачные изделия, стратегически важные товары и ресурсы, оружие, военная техника, боеприпасы и взрывчатые веществ, наркотические вещества, психотропные вещества и их прекурсоров.
|
Далее проанализируем количество возбужденных дел по административным правонарушениям так же за 3 последних года (табл. 2.2)
Таблица 2.2
Анализ показателей правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства за 2014 – 2016 гг.
Анализируемые года | Количество правонарушений |
Источник: составлено автором на основе ежегодного сборника «Таможенная служба РФ» (версия 20.04.2015 г.) [Электронный ресурс] /Федеральная таможенная служба РФ: офиц. сайт. – М., 2007–2016.
Как видно из таблицы, начиная в 2014 года количество, дел по административным правонарушениям составило 80385, в 2015 году количество увеличилось на 5138 дел. А в 2016 году число правонарушений сократилось до 50385 как и в 2014 году наблюдается нестабильная динамика выявленных административных правонарушений. Большинство дел об административных правонарушений было возбуждено по следующим составам: недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и их доля составила 35 % от всех административных правонарушений, несоблюдение запретов и ограничений, доля которых составила 17 %, а также нарушение валютного законодательства РФ и актов органов регулирования, доля которых составила 8 %. Исходя из ставов административного правонарушения, предметами явились: табак, текстиль, автотранспортные средства, валюта, алкоголь, древесина и изделия из нее.
Далее рассмотрим статьи правонарушений и суммы выявленных нарушений по уголовным делам в 2016 году (табл. 2.3).
|
Таблица 2.3
Уголовные правонарушения в области таможенного
законодательства в 2016 г.
Статья уголовного преступления | Сумма выявленных нарушений, млн. руб. |
Незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров, в том числе стратегически важных товаров и ресурсов | |
Неуплата таможенных платежей | |
Невозврат из-за границы средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации | |
Перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов | |
Незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов | |
Незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и (или) табачных изделий |
Источник: составлено автором на основе ежегодного сборника «Таможенная служба РФ» (версия 20.04.2015 г.) [Электронный ресурс] /Федеральная таможенная служба РФ: офиц. сайт. – М., 2007–2016.
Из таблицы видно, что наибольшую сумму нарушений принесли преступления связанные с невозвратом средств иностранной валюты или валюты РФ, вторым преступлением которое принесло 24000 млн р. является перевод денежных средств в иностранной валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов. И заключающие третье место занимает преступления, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу ЕАЭС товаров, то есть контрабанда, которая принесла в бюджет 10300 млн р.
Рассматривая правоохранительную деятельность, нельзя не отметить оперативно-розыскную деятельность таможенных органов. В 2016 году по результатам оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах было возбуждено 2048 уголовных дел, в 2015 году 1746 дел, в 2014 году 1532 уголовных дела. Можно рассмотреть динамику роста возбуждения дел на основании материалов оперативных подразделений за последние 3 года. Это свидетельствует о том, что выявляется и пресекается больше преступлений, и работа оперативников имеет высокий результат.
|
В ходе таможенного контроля и оперативно-розыскных мероприятий в 2016 году, изъято из незаконного оборота более 828,93 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе более 68 кг героина, более 29 кг кокаина, более 489 кг гашиша, 54 кг марихуаны, более 23 кг психотропных веществ.
Правоохранительными подразделениями по борьбе с контрабандой наркотиков Федеральной Таможенной Службы России с правоохранительными органами Министерства Внутренних дел в 2016 г. ими было проведено 145 оперативно-розыскных мероприятия и международных операций, по результатам которых из незаконного оборота было изъято 145,6 кг наркотических средств.
В рамках международного сотрудничества в 2016 году Федеральная Таможенная Служба России, организовала проведение и обеспечило участие таможенных органов в 10 специальных международных таможенных операциях и проектах направленных на противодействие лжетранзиту, таможенные правонарушения на канале авиационных перевозок, контрабанды наркотических средств, стратегически важных и контрафактных товаров, оружия и боеприпасов, валюты и табачной продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате рассмотренного материала, можно сделать вывод о том, что роль таможенных органов в системе экономической безопасности внешнеэкономической деятельности страны огромна и велика. Но как и во всех структурах, таможенной службе имеется ряд недочетов и недостатков. Такими являются: таможенные органы в настоящие время не обладают достаточным оснащением техническими средствами для более тщательного контроля, не информированность таможенных органов о коррумпированности должностных лиц, так же имеет место быть. Данные явления значительно снижают экономическую безопасность внешнеэкономической сферы государства и общества. В данное время перед таможенными органами возникает новая задача — задача интеграции в процесс международного сотрудничества в области таможенно-правового регулирования для усиления обеспечения экономической безопасности государства.
Приоритетными направлениями деятельности таможенных органов являются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного контроля и оформления, но главное таможенные органы занимаются обеспечением экономической безопасности внешнеэкономической сферы и защита экономических интересов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, во-первых, экономическая безопасность — это важнейшая качественная характеристика экономической системы, неотъемлемая часть национальной безопасности страны, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения. Также это устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, достижения приоритетных целей социально-экономического развития государства в целом. Во-вторых, таможенные органы и таможенная политика изначально являются органами, которые направлены на обеспечение экономической безопасности. Правовое регулирование, применяемое таможенными органами, включает систему экономических, правовых, организационных и иных программ и мероприятий, нацеленных на обеспечение экономической безопасности, как внутри страны, так и за ее пределами. Таможенные органы развивают и обеспечивают эффективность торгово-экономических отношений. Таким образом, роль таможенных органов в системе экономической безопасности огромна и неоспорима.
За время прохождения производственной практики мною были получены и закреплены имевшиеся знания, умения и навыки, касающиеся темы моей выпускной квалификационной работы.
В процессе прохождения практики мной, по заданию руководителя производственной практики были изучены нормативно-правовые, различная литература, журналы, диссертации.
В целом, производственная практика прошла для меня только положительно. Я приобрела бесценные практические знания, которые помогут мне в написании выпускной квалификационной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об экспортном контроле [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. О стратегии экономической безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 // СПС «КосультантПлюс».
3. Боровов А. С. Таможенные органы в системе государственного регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности / А. С. Боровов // Таможенная деятельность как фактор обеспечения безопасности государства: сб. статей / под ред. В. В. Дюкарева. — М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2017. — С. 5–10.
4. Вагин В. Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере ВЭД: учеб. пособие / В. Д. Вагин. — 2–е изд., перераб. и доп. — М.: Интермедия. — 2016. — 144 с.
5. Галушкин А.А. Роль и место таможенных органов РФ во внешнеэкономической деятельности / А. А. Галушкин // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 8 (87). — С. 56—59.
6. Доброт Е. В. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны / Е. В. Доброт, К. О. Шлепкова // Экономические отношения. — 2012. — № 2. — С. 47–50.
7. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» (версия 20.04.2015 г.) [Электронный ресурс] / Федеральная Таможенная Служба РФ.: офиц. сайт. — М., 2007–2016. — Режим доступа: https://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 28.11.2017).
8. Ермаков М. П. Защита экономических интересов участников ВЭД: учеб. пособие / М. П. Ермаков. — М.: Лаборатория книги, — 2011. — 94 с.
9. Исик Л. В. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы / Л. В. Исик, М. В. Ким // Актуальные вопросы экономических наук. — 2017. — № 58. — С. 121–126.
10. Казарян М. С. Особенности обеспечения экономической безопасности страны на управления единой системой таможенных органов Российской Федерации / М. С. Казарян // Молодой ученый. — 2016. — № 10.1. — С. 24–26.
11. Куницман М. В. Экономическая безопасность: учеб. пособие /
М. В.Куницман. — М.: МАДИ, — 2016. — 152 с.
12. Оводенко А. А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / А. А. Оводенко, В. А. Фетисов. — СПб.: ГУАП, — 2006. — 127 с.
13. Прокушев Е. В. Внешнеэкономическая деятельность: учебник — 2–е изд., испр. и доп. / Е. Ф. Прокушев. — М.: Дашков и Ко, — 2006. — 448 с.
14. Русских О. И. внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации / О. И. Русских // Научный журнал «Концепт». — 2015. — № 8. — С. 131–135.
15. Смирнова А. А. Обеспечение экономической безопасности в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности: автореф. дис. к.э.н.: 08.00.05 / Смирнова Анастасия Александровна;
С–Петерб. гос.ун-т. — Санкт–Петербург, — 2013. — 16 с.
16. Чермянинов Д. В. Таможенное право: учебник для вузов / Д. В. Чермянинов. — М.: Юрайт, — 2012. — 358 с.
17. Федеральная Таможенная Служба РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. — М.: 2004–2015. — Режим доступа https://www.customs.ru/ru/ (дата обращения 28.11.2017).