Основные принципы разработки системы ХАССП




Лекция

Тема: Сущность и реализация системы ХАССП

ХАССП – система управления безопасностью пищевой продукции, основанная на определении возможных рисков в процессе деятельности предприятий общественного питания и предупреждении этих рисков до их реального появления.

Система ХАССП, являясь документацией внутреннего характера имеет

абсолютно внешнее проявление и нацелена, прежде всего, на предотвращении рисков для здоровья общества.

Согласно положениям Технического регламента Таможенного союза

ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» с 15 февраля 2015

года при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой

продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции,

изготовителями должны разрабатываться, внедряться и

поддерживаться процедуры, основанные на принципах ХАССП(англ. HACCP – Hazard Analysis and Critical Control Points, анализ рисков и

критические точки контроля) – системы управления безопасностью пищевых продуктов).

Основная задача, данной системы обеспечение контроля на всех этапах

производственного процесса, а также и при хранении и реализации

продукции, то есть везде где может возникнуть опасная ситуация, связанная

с безопасностью потребителя. Предприятия общественного питания

(рестораны, кафе, пиццерии, закусочные, буфеты и т.п.) являются частью

пищевой отрасли, что также подразумевает внедрение программы ХАССП.

С 01.01.2016 вступил в действие ГОСТ 30390-2013 «Услуги

общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая

населению. Общие технические условия», в соответствии с которым

установлены обязательные требования к процедурам обеспечения

безопасности продукции общественного питания, основанным на принципах

ХАССП.

Продукция общественного питания - это совокупность кулинарной

продукции, хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, относится к

скоропортящейся продукции. Система менеджмента пищевой безопасности в

общественном питании основывается на выявлении критических

контрольных точек в целях максимально предотвратить все возможные

риски, определении их пределов и постоянному контролю.

В настоящее время ХАССП в общественном питании является основным инструментом в обеспечении безопасности пищевой продукции. Система ХАССП в процессе разработки гармонизируется индивидуально к каждому

предприятию.

Смысл внедрение программы ХАССП заключается в том, чтобы

выявить и взять под системный контроль все критические контрольные точки

предприятия, то есть те этапы приготовления, на которых нарушения

технологических и санитарных норм могут привести к неустранимым или

трудно устранимым последствиям для безопасности изготавливаемого

пищевого продукта.

В процессе создания HACCP (ХАССП) анализируют процессы по всей

пищевой цепочке - от начального сырьевого сегмента до момента попадания

к потребителю. Существует четыре источника возникновения опасностей -

это сырье, персонал, оборудование и окружающая среда.

Внедрение системы HACCP не только обеспечивает безопасность

продукции и приготовленных блюд, но и способствует благополучному

развитию отрасти в целом:

-приготовление блюд становится безопасным процессом, при котором

персонал придерживается всех санитарно-гигиенических норм и условий;

-уверенность посетителей в качестве употребляемой пищи

обуславливает их доверие к предприятию, что повышает его рейтинг;

-деятельность предприятия не противоречит требованиям

законодательства;

-практически исключается выявление возможных нарушений при

ревизионных проверках, а также повышается доверие со стороны контролирующих органов;

-заведение получает ощутимое маркетинговое преимущество в условиях

современной конкуренции.

Сегмент общепита подразумевает постоянный поток потребителей,

который требует такой же постоянный поток закупок сырья.

Система ХАССП в области общественного питания, прежде всего, обеспечивает безопасность массового характера именно для потребителя.

Определения

-ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки):

Концепция, предусматривающая систематическую идентификацию,

оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на

безопасность продукции.

-Система ХАССП: совокупность организационной структуры,

документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для

реализации ХАССП.

-Группа ХАССП: группа специалистов (с квалификацией в разных

областях), которая разрабатывает, внедряет и поддерживает в рабочем

состоянии систему ХАССП.

Опасность: потенциальный источник вреда здоровью человека.

-Опасный фактор: вид опасности с конкретными признаками.

-Риск: сочетание вероятности реализации опасного фактора и степени

тяжести его последствий.

-Допустимый риск: риск, приемлемый для потребителя.

-Недопустимый риск: риск, превышающий уровень допустимого риска.

-Безопасность: отсутствие недопустимого риска.

-Анализ риска: процедура использования доступной информации для

выявления опасных факторов и оценки риска.

-Предупреждающее действие: действие, предпринятое для устранения

причины потенциального несоответствия или другой потенциально

нежелательной ситуации и направленное на устранение риска или

снижение его до допустимого уровня.

-Корректирующее действие: действие, предпринятое для устранения

причины выявленного несоответствия или другой нежелательной

ситуации и направленное на устранение риска или снижение его до

допустимого уровня.

-Управление риском: процедура выработки и реализации

предупреждающих и корректирующих действий.

-Критическая контрольная точка: место проведения контроля для

идентификации опасного фактора и (или) управления риском.

-Применение по назначению: использование продукции (изделия) в

соответствии с требованиями технических условий, инструкцией и

информацией поставщика.

-Применение не по назначению: использование продукции (изделия) в условиях или для целей, не предусмотренных поставщиком,

обусловленное привычным поведением пользователя.

-Предельное значение: критерий, разделяющий допустимые и

недопустимые значения контролируемой величины.

-Мониторинг: проведение запланированных наблюдений или

измерений параметров в критических контрольных точках с целью

своевременного обнаружения их выхода за предельные значения и

получения необходимой информации для выработки предупреждающих

действий.

-Система мониторинга: совокупность процедур, процессов и ресурсов, необходимых для проведения мониторинга.

-Проверка (аудит): систематическая и объективная деятельность по

оценке выполнения установленных требований, проводимая лицом

(экспертом) или группой лиц (экспертов), независимых в принятии

решений.

-Внутренняя проверка: проверка, проводимая персоналом

организации, в которой осуществляется проверка.

-Процедура FIFO (st in first out): способ организации обслуживания по принципу: «первым пришѐл — первым обслужен».

 

Основные принципы разработки системы ХАССП

Выделяют семь принципов, которые лежат в основе ХАССП:

1. Проведение полного анализа рисков при помощи оценки значимости

опасных факторов абсолютно на всех этапах жизненных циклов пищевых

продуктов, которые находятся под контролем предприятия-изготовителя.

Здесь же оценивается вероятность рисков, и вырабатываются меры для их

предотвращения, а также сводятся к минимуму выявленные опасные

факторы.

2. Определение критических точек контроля, в рамках которых жесткий

контроль помогает предотвратить потенциальную опасность или при помощи

конкретных мер свести к нулю возможность появления рисков.

3. Установление критических пределов для контрольных точек. Здесь же

определяют критерии, которые показывают, что процесс полностью

находится под контролем. Разработчики системы формируют лимиты и

допуски, которые нужно соблюдать, чтобы в критических точках ситуация не

вышла из-под контроля.

4. Установление процедур мониторинга всех критических точек контроля.

Для этого должны быть установлены системы наблюдения в критических

точках и должны создаваться разные инспекции при помощи регулярного

анализа и других разных видов надзора.

5. Разработка корректирующих действий, которые нужно предпринимать в

тех случаях, когда наблюдения и инспекция свидетельствуют о том, что

ситуация может выйти из-под контроля.

6. Установление процедур ведения и учета документации, в котором

фиксируются нужные параметры.

7. Установление процедур проверки документов, которые должны

поддерживаться всегда в рабочем состоянии и отражать абсолютно все

мероприятия по внедрению, исполнению всех пунктов ХАССП.

 

 

Технологический процесс предприятия общественного питания – это

совокупность операций по производству, реализации продукции и

организации ее потребления.

Блок-схема представляет собой пошаговое и последовательное

описание всех технологических операций, необходимых для изготовления

продукта.

! Блок-схема не должна быть сложной и нагроможденной

Пример разработки схемы приготовления второго блюда по стандартам ХАССП

 

Блок-схема приготовления вторых блюд

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: