Педагогические проблемы современной семьи




Каждый человек связан с семьей. В ней он рождается, взрослеет, в семье познает первые победы и проигрыши, выходя из семьи, начинает свой собственный путь, к семье же возвращается, если у него возникают какие-то проблемы. Происходящие в Беларуси экономические и социально-политические изменения, неблагоприятная демографическая ситуация, конфликты, правовая незащищенность, рост преступности и других девиантных форм поведения среди населения – алкоголизма, наркомании, проституции и т.д. привели к тому, что основная часть белорусских семей не могут назвать свою жизнь стабильной. Острые социальные проблемы оказывают влияние на семью, ее психологическое самочувствие, материальную обеспеченность, возможности членов семьи полноценно выполнять свои функции. Тем более что роль семьи в обществе является ведущей по сравнению с остальными социальными институтами, через семью происходит формирование человеческой личности, семья является первичным институтом социализации, через освоение в семье социальных ролей осуществляется адаптация ребенка к различным учреждениям воспитания и образования. Общая характеристика психолого-педагогических особенностей современной семьи приводит нас к выводу о наличии кризисных явлений в различных сферах семьи. Кризис касается основ, на которых базируется современная семья, социального статуса семьи, а также многочисленных семейных функций. Происходят неблагоприятные изменения в структуре семьи и ее ценностных ориентациях. Ухудшился жизненный уровень белорусских семей, особенно многодетных и неполных семей, семей с детьми-инвалидами и т.д., в стране не решены проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Растет безработица. Высоким остается уровень подростковой преступности. Сегодня значительно изменились роль и место семьи в системе воспитательных институтов. Все большую актуальность приобретают межличностные отношения в семье, баланс взаимоотношений между полами как необходимое условие семейного благополучия. Существенной особенностью современной семьи является огромное количество неполных семей, в которых, как правило, нет мужчины. Однако же общеизвестно, какой бы грамотной и умной не была женщина-мать, правильно воспитать ребенка она не сможет, и тем более - сына. Здесь можно вспомнить слова А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение». Развод, в результате которого ребенок воспитывается в неполной семье, всегда колоссальная травма для ребенка. Последствия развода зачастую вызывают крушение и той семьи, которую образует этот ребенок, став взрослым.

Целью данной работы является обозначение основных педагогических проблем современной семьи, а также поиск возможных путей решения данных проблем.

В данной работе использовался метод социологического опроса студентов, аспирантов и магистрантов различных факультетов БГУ, а также добровольцев из иных учреждений образования. Все опрашиваемые находились в возрастном диапазоне от 18 до 28 лет.

На основании полученных результатов были сделаны выводы об основных педагогических проблемах современных семей. Из всех опрошенных около 70% не имели отклонений от нормы воспитания, т. к. подавляющее большинство из них росли в полных семьях. В то же время практически все из опрошенных, имеющих проблемы в воспитании, росли в неполных семьях.

В таблице 1 представлены результаты опроса одного из участников. Известно, что участник вырос в неполной семье, состоящей только из матери.

Таблица 1

Название шкалы Значение Интерпретация
Шкала «Гиперпротекция» (Г+)   Высокое значение. Существуют нарушения воспитания в форме гиперпротекции (гиперопеки). Родитель уделяет чрезмерное количество сил и времени на воспитание ребенка.
Шкала «Потворствование удовлетворению потребностей» (У+)   Высокое значение. Существуют нарушения воспитания в форме потворствования удовлетворению потребностей ребенка, выражающегося в стремлении родителя к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка.
Шкала «Чрезмерность требований-обязанностей» (Т+)   Среднее значение. Нарушений воспитания в форме чрезмерности требований-обязанностей не выявлено
Шкала «Чрезмерность требований-запретов» (З+)   Низкое значение. Есть нарушение воспитания в форме чрезмерности требований-запретов
Шкала «Чрезмерность санкций» (С+)   Среднее значение. Нарушений воспитания в форме чрезмерности санкций не выявлено.
Шкала «Неустойчивость стиля воспитания» (Н)   Среднее значение. Нарушений воспитания в форме неустойчивости стиля воспитания не выявлено.

 

Тип семейного воспитания – потворствующая гиперпротекция. Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Это тип воспитания способствует развитию демонстративных и гипертимных черт характера у подростков.

Мать не всегда может обеспечить нормальный и устойчивый эмоциональный контакт в то время, когда ребенок наиболее нуждается в нем. В связи с этим нередко нежность и любовь матери заменяются строгостью, отзывчивость – недоверием, терпение – раздражительностью, а последовательность – переходом из одной крайности в другую. Эмоциональный контакт нарушается и при помещении детей в ясли или замене матери другим воспитывающим лицом (няней, родственниками). Эмоциональный контакт осложняется и при нежелательности детей или несвоевременности их появления, а также при несоответствии пола, ожидаемому родителями. С одной стороны, эти матери много опекают и тревожатся, а с другой – поступают излишне правильно, но, что называется, без души. Часто не идут вовремя навстречу, стремятся излишне пунктуально выдерживать режим дня, без конца читают мораль и считают детскую возню, смех и веселье пустым время провождением. В эмоциональном контакте с отцом тоже могут возникнуть затруднения ввиду его занятости или недостаточной включенности в воспитание.

Исходя из полученных данных, мною были выдвинуты предложения и советы родителям по коррекции воспитательного процесса в семье:

1) Родителям стоит чаще руководствоваться правилом «золотой середины» в воспитании и проецировать свои же методы на себя, чтобы понять, как ребенок будет их воспринимать.

2) Научиться идти на компромисс. Так родитель сможет одновременно поддерживать свой авторитет и не позволять ребенку чувствовать себя бесправным.

3) Необходимо считать ребенка личностью со своим видением мира и своими желаниями, потребностями, которые для него важны.

4) И, конечно же, родителю очень важно работать над собственной психической стабильностью, ведь без нее не будет устойчивого стиля воспитания. У психически неуравновешенного родителя не может вырасти психически уравновешенный ребенок.

 

Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать выводы о том, что наиболее распространенными проблемами в современных семьях являются гиперпротекция со стороны родителей и неустойчивый стиль воспитания.

 

Список использованных источников

 

1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. M., 1957. 389 с.

2. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. 231 с

3. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. M., 2000. 187 с

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов. – М., 1996. – 402 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: