Горькая вода
Толя с Витей возвращались из леса в лагерь. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело ей было нести его. Мальчики это заметили. Толя быстро зашагал в лагерь. Витя побежал помогать бабушке. Он взял ведро и отнёс домой.
Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Мальчик постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю ласково и приветливо, дала воды.
Толя стал красный. Он быстро попил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой. (78.)
(По В. Осеевой.)
Вопросы и задания к тексту
6. Составление примерного плана изложения, нахождение в каждой части опорных слов
План.
1. Встреча на улице.
2. В гостях у старушки.
3. Стыд.
Словарно-орфографическая подготовка
Запись текста
Проверка работ
Урок 5. Типы текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение (с. 5)
* Прочитайте, Что означают кило, санти, деци? Запишите их.
* Прочитайте, Чем объединяются эти слова? Запишите их. Выделите кружочкам части слова кило, санти, деци.
* Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано в узоре? Почему буквы м выделены? Слово килограмм пришло к нам из греческого языка. Кило означает тысяча, а грамм — письменный знак, надпись. Пропишите узор, поэтапно ускоряя темп письма. Проговаривайте написание слова килограмм.
* Прочитайте предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
В текстах "Хамелеон", "Завтрак хамелеона" и «Редкое животное» (упр. 25) рассказывается об африканском хамелеоне. Первый текст представляет собой описание, второй — повествование, третий — рассуждение. Чтобы доказать это, учащиеся могут использовать таблицу. Следует обратить внимание на то, что во втором тексте описывается внешность хамелеона... Школьники вспоминают, что описание в чистом виде встречается редко. Далее четвероклассники работают с текстом- повествованием, составляют его план, который записывается в тетради. Пользуясь записью, дети устно пересказывают текст. Затем в тексте-повествовании выделяется та часть, в которой описывается внешность хамелеона. Она записывается в тетрадь. Следует отметить, «то к тексту-описанию можно сделать рисунок, к тексту-повествованию — серию рисунков, те кет -рас сужден и е п р оилл ю с тр и ро ват ь н е в оз мо жно.
|
2. Текст утр. 26 состоит из двух частей. В первой описывается старинный пенал, во второй содержится рассуждение, почему этот предмет так называется. Таблица "' Тип ы тек сто в" п ом о га е т уч а щ и м с я о п редел ить. основн ые признаки текста-рассуждения. Дети рассматривают рисунок, на, котором! изображен современный пенал, сравнивают его с пеналом, описанным в тексте. Затем учащиеся составляют устное описание нарисованного пенала по заданному плану,
3. Домашнее задание: упр. 27. Четвероклассники должны прочитать текст, найти предложение, в котором содержится основная мысль, и списать последний абзац текста. В классе обсуждается тема, сочинения, проводится лексическая работа: мама (какая?) внимательная, заботливая, добрая,, справедливая, строгая, красивая, веселая: мама (что(делает?) работает, растит детей, готовит еду, стирает: я помогаю маме (что» делать?) убирать, ходить в магазин, ухаживать за братиком (сестричкой); в свободное от работы время мама любит {что делать?) вязать, играть в волейбол, гулять по лесу, читать. Затем составляется и записывается план сочинения "Моя мама" и дети, если позволяет время, приступают к его написанию. Дома школьники продолжат работу над сочинением.
|
_______________________
Тестовые задания по теме «Текст»
Что такое тема высказывания?
А) То, о чем мы говорим.
Б) Главное, о чем мы сообщаем или утверждаем.
В) Заголовок.
Что такое основная мысль текста?
А) То, о чем мы говорим.
Б) Заголовок.
В) Главное, о чем мы сообщаем или утверждаем.
Прочитай. Какая запись не является текстом?
1. Весной солнце пригрело землю. Из-под снега появился синий подснежник. Он объявил о приходе весны.
2. Весной солнце пригрело землю. Прилетели птицы. Весело стало в нашем саду.
3. Весной солнце пригрело землю. Грузовик промчался по дороге. На Луне никто не живет.
Прочитай. Почему эту запись нельзя назвать текстом?
Барсик
Мы его очень любим. Он маленький и очень веселый. У меня есть котенок. Мы назвали его Барсиком. Когда его гладишь, он забавно урчит.
А) Неправильный порядок предложений.
Б) Нет заглавия.
В) Нет темы.
Какие бывают типы текстов?
А) Описание, рассуждение, повествование.
Б) Длинный, средний, короткий.
В) Смешной, грустный, скучный.
На какой вопрос дается ответ в тексте-рассуждении?
А) Что делает предмет?
Б) Каков предмет?
В) Почему предмет такой, почему он так поступает?