Выборочный диктант
Работа организуется по вариантам, I вариант записывает только повествовательные предложения, II вариант — только побудительные. Сначала текст читается полностью, затем по предложениям.
Хитрый гриб
Наступила золотая осенняя пора. Кто не любит эти волшебные осенние дни? Бери лукошко и отправляйся за грибами. Умеешь ли ты собирать грибы? Вот молодая березовая роща. Ищи под деревьями подберезовики. Развесила елочка мохнатые лапки. Нагнись и загляни под елочку. А кто это спрятался в мягкий мох? Стоит на крепкой ножке боровик. Срезай его скорей!
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: упр. 38.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Главные и второстепенные члены предложения
Цель: закрепить и расширить знания о структуре предложения и главных членах — подлежащем и сказуемом; закрепить умения устанавливать связь между словами и выделять грамматическую основу предложения; развивать речь учащихся; учить составлять рассказ по серии сюжетных рисунков.
Организационный момент
Минутка чистописания
______________________________________________
• Рассмотрите узор. Какие буквы и элементы букв входят в состав узора? Пропишите узор в воздухе глазами. Обведите и пропишите узор в тетради.
______________________________________________
• Обведите и пропишите сочетания зл, зн, зо. Обратите внимание на соединения букв в сочетаниях. Устно назовите слова с такими сочетаниями.
______________________________________________
• Прочитайте. Из данных слов составьте и запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные члены, предложения.
________________________________________________
• Прочитайте. Из данных слов составьте и запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы. Слово пожелтела разберите по составу.
________________________________________________
• Прочитайте. Из данных слов составьте и запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Устно поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
Сообщение темы и целей урока
Актуализация знаний учащихся о главных и второстепенных членах предложения
Выполнение упр. 39
Дети определяют грамматическую основу, подчеркивают подлежащее и сказуемое в списанном первом абзаце.
Учитель обращает внимание учащихся на том, какими частями речи выражены главные члены. Например, в первом предложении подлежащее выражено местоимением в именительном падеже; сказуемое — глаголом в прошедшем времени множественного числа.
Развитие речи учащихся
Выполнение упр. 40
Учитель предлагает детям рассказать о домашних животных, которые есть у них дома или о которых они мечтают (продолжение темы текста «Член семьи»).
Рассматривание картинок к упражнению
Составление и запись рассказа о том, что произошло с мальчиком Аликом и собакой Альфом.
Алик и его друг Альф
Алику подарили щенка. Собачку назвали Альфом. Мальчик решил смастерить домик для своего друга. Работа закипела. Конура вышла на славу.
Алик привёл щенка в его новый домик. Альф испугался и не захотел идти в своё жильё. Алик долго уговаривал друга, но тот оставался на месте. Тогда мальчику пришла в голову идея. Он сам залез в конуру и позвал к себе щенка. Альф осмелел и тоже залез в домик.
За понимание Алик принёс своему другу кость. Альф завилял хвостом и запрыгал от радости.
Написав рассказ, дети находят главные члены предложений и подчеркивают их.
Восстановление деформированного текста(упр. 41)
Учащиеся читают текст про себя, затем продумывают последовательность предложений, и только после этого восстановленный текст читается вслух (порядок предложений: 2, 4, 1, 6, 5, 3, 9, 7, 8, 10)
Ученики списывают первое и последнее предложения и подчеркивают в них грамматическую основу.
Выполнение упр. 42
Синтаксический разбор простых упражнений проводится в устной форме.
Последнее предложение записывается, подчеркиваются главные члены (грамматическую основу) и выписываются все входящие в его состав словосочетания вместе с вопросами.
Внимание обращается на то, что в данном тексте встречается много слов с переносным значением, что делает текст образным и выразительным!
Найдите слова с переносным значением и объясните, почему поэт их использовал.
Выполнение упр. 43
Упражнение содержит несколько вопросов, на одни из которых можно ответить предложениями без второстепенных членов (вопросы 1, 2), на другие — нет. Учащиеся записывают ответы только на те вопросы, на которые невозможно ответить предложениями без второстепенных членов, устно проводят их синтаксический анализ и подчеркивают грамматическую основу.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 44.
РУССКИЙ ЯЗЫК