Глава 3. КОРПОРАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ




ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ И ЗНАЧЕНИЕ

КОРПОРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ:

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

 

§ 1. Понятие и виды механизмов корпоративного управления

 

Управление участником предпринимательской деятельности осуществляется соответствующими правовыми механизмами, установленными действующим законодательством и иными источниками предпринимательского права. Наиболее значимым субъектом экономической деятельности в России в настоящее время выступает коммерческая корпорация <1>.

--------------------------------

<1> Под "коммерческой корпорацией" понимается коммерческая организация, основанная на системе участия лиц (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы).

 

Стоит отметить, что в настоящее время принцип "шоковой терапии" "разрешено все, что не запрещено" не эффективен. Более того, саморегуляция рынка может его дезорганизовать или даже разрушить. Ввиду чего мы сразу вспоминаем всевозможные механизмы регулирования, управления и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Современная концепция государственного и внутрикорпоративного регулирования экономической деятельности корпораций предполагает использование тех правовых конструкций, которые закреплены в положениях действующего корпоративного законодательства, локальных нормативных актах, корпоративных договорах, правовых обычаях и т.д.

Большое значение в настоящее время для правоприменительной практики имеют локальные правовые акты: учредительные документы корпорации, корпоративные договоры (акционерные соглашения, договоры об осуществлении прав участников).

Механизм корпоративного управления - это процесс воздействия на поведение участников корпоративных отношений, направленный на организацию деятельности корпорации и достижение иных поставленных задач.

В коммерческих корпорациях общей целью механизма корпоративного управления выступает эффективное управление:

- для получения наибольшей прибыли от деятельности коммерческой корпорации;

- реализации запланированных проектов (бизнес-проектов, инвестиционных проектов и т.д.), программ (программ технологического внедрения инноваций в производство, инвестиционных программ и т.д.);

- вхождения корпорации на новый рынок продукции (товаров, работ и услуг);

- получения экономического господства на существующем рынке (получения доминирующего положения <1> на рынке, усиления конкурентного преимущества на рынке и т.д.).

--------------------------------

<1> Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

 

В корпоративных отношениях корпоративные механизмы регулирования представляют собой совокупность взаимосвязанных действий, направленных на организацию поведения участников корпоративных отношений в целях выполнения поставленных задач.

Классификацию механизмов корпоративного управления можно провести по следующим основаниям.

1. По форме воздействия на участников корпоративных отношений можно выделить прямые и косвенные механизмы корпоративного управления.

Прямые механизмы обеспечиваются реальным участием в уставных (складочных) капиталах дочерних обществ. Разумеется, говорить о прямом управлении деятельностью дочерних корпораций можно только при установлении холдинговых отношений, которые в рамках ст. 105 ГК РФ подразумевают возможность основной организации в силу преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом определять решения, принимаемые дочерним обществом. В качестве примера существующих холдингов <1>, использующих прямые механизмы корпоративного управления, можно назвать: "Базовый элемент", "Группа Онэксим", "Ренова Групп", РУСАЛ, Внешторгбанк и др.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Лаптев В.А. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества. М., 2008.

 

Косвенные механизмы корпоративного управления имеют место при опосредованном управлении, например через управляющие компании, выступающие исполнительными органами. Примерами крупных управляющих компаний по объему активов в управлении по состоянию на первый квартал 2012 г. являются: "Лидер", Группа Газпромбанка, группа управляющих компаний "КапиталЪ", "УК "ТРАНСФИНГРУП" и "ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс" <1>. Также косвенные механизмы исходят от действий государственных органов (например, Федеральная антимонопольная служба РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ).

--------------------------------

<1> По данным РБК. Рейтинг // URL: https://ratmg.rbc.ru/article.shtmrF2012/08/22/33746992.

 

2. По субъекту, осуществляющему корпоративное управление:

- собственник коммерческой корпорации (акционер в акционерных обществах, участник в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью и в хозяйственных товариществах, члены в производственных кооперативах);

- избираемые члены органов управления корпорации (совет директоров, ревизионная комиссия или ревизор);

- назначаемые лица корпорации (генеральный директор, члены правления исполнительного органа);

- третьи лица - управляющий (управляющая компания), действующие на основе договора;

- государственные органы (арбитражный суд, Федеральная антимонопольная служба РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ и др.).

3. В зависимости от стадии осуществления коммерческой корпорацией предпринимательской деятельности:

- до начала и в начале образования хозяйствующего субъекта;

- в процессе ведения предпринимательской деятельности;

- по итогам осуществления предпринимательской деятельности;

- при ликвидации корпорации.

До начала осуществления предпринимательской (хозяйственной) деятельности в рамках корпоративного управления решаются такие задачи, как выбор организационно-правовой формы корпорации и формирование органов управления (исполнительного органа и совета директоров корпорации).

На данной стадии также назначаются "ключевые" заместители генерального директора, положения о которых закреплены в учредительных документах либо в отдельных положениях о соответствующих органах управления корпорации. Таким образом, речь идет не о простых трудовых отношениях с работниками (заместителями директора), а еще о корпоративных отношениях.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности корпорациями нередко возникают вопросы об одобрении крупных сделок (ст. 46 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), ст. ст. 78 - 79 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО)) и сделок с заинтересованностью (ст. 45 Закона об ООО, ст. ст. 81 - 84 Закона об АО). Также встает вопрос о переназначении исполнительного органа (генерального директора) на новый срок и др.

В результате ведения предпринимательской (хозяйственной) деятельности возникают определенные финансовые результаты. В силу ст. 42 Закона об АО общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям. Такое решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода.

Также финансовые результаты проверяются с помощью внутреннего аудита - ревизионной комиссии (ревизора) корпорации. Как правило, ревизоры формируются общим собранием корпорации (ст. ст. 48 и 85 Закона об АО, ст. ст. 33 и 47 Закона об ООО, ст. ст. 15 и 18 Закона "О производственных кооперативах"). Информация о деятельности корпорации является открытой для каждого участника корпорации и составляет важнейшее право - информационное право (ст. 91 Закона об АО, ст. 50 Закона об ООО).

При ликвидации корпорации согласно ст. 23 Закона об АО оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в порядке очередности: в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона об АО; во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям; в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

С одной стороны, спорно обозначить корпоративным механизмом вопросы ликвидации, поскольку сами акционеры непосредственно не участвуют в определении его алгоритма, с другой стороны, это можно рассматривать как законодательно установленный корпоративный механизм в части распределения оставшегося после ликвидации имущества корпорации.

4. По экономической сущности механизмы корпоративного управления можно разделить на управленческие, производственно-хозяйственные, кадровые и иные.

Управленческие механизмы обеспечивают организацию структуры органов управления, реализацию их полномочий. Здесь можно говорить об утверждении собственником (общим собранием) корпорации двухзвенной либо трехзвенной системы органов управления <1>. Каждый орган управления наделяется объемом полномочий, позволяющим собственнику "удобно", эффективно и добросовестно выполнять свои обязанности. Для эффективного управления корпорацией нередко функции исполнительного органа передаются управляющему либо управляющей компании. Также можно упомянуть законодательное предложение в проекте дополнить ГК РФ п. 4 ст. 67.1 ("Особенности управления в хозяйственных товариществах и обществах"), которым закрепляется, что в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах, полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества могут исполняться несколькими лицами. Все эти вопросы входят в круг управленческих задач.

--------------------------------

<1> Трехзвенная система органов управления коммерческой корпорации, в отличие от двухзвенной, предполагает образование совета директоров (наблюдательного совета).

 

Производственно-хозяйственные механизмы корпоративного управления участвуют в выполнении поставленных собственником задач корпорации (реализация крупного проекта, инвестиционной декларации, бизнес-плана). Речь идет о направлении экономической деятельности коммерческой корпорации как бизнес-единицы на рынке.

В круг важнейших решений входит формирование кадровой базы корпорации и управление сотрудниками и офисом корпорации, без которых невозможна производственно-хозяйственная деятельность компании. В крупных производственных предприятиях, помимо исполнительного органа (генерального директора), дополнительно назначаются руководители высшего и среднего звена. Речь идет о заместителях генерального директора (финансовый директор, коммерческий директор, исполнительный директор, директор по общим вопросам и др.), а также о руководителях департаментов (управлений, отделов) и иных структурных подразделений предприятия (правовой департамент, финансовый департамент, департамент материально-технического обеспечения и др.). Данные лица нередко наделяются весьма широкими полномочиями, позволяющими им осуществлять в достаточной степени автономно свою функцию. Такое наделение иногда связано с территориальной особенностью расположения структурных подразделений предприятий (например, в районах Крайнего Севера), ускорением производственных процессов (например, оперативная торговля - отгрузка с железнодорожного тупика), а также иными производственными обстоятельствами. Заключение трудовых договоров и выдача необходимых доверенностей указанным лицам с позиции судебной практики требуют одобрения корпоративными процедурами (как крупная сделка либо сделка с заинтересованностью). Правда, арбитражная практика существует в основном по делам об оспаривании трудовых договоров с генеральным директором, но к другим лицам (работникам) мы можем применить ее по аналогии (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 апреля 2011 г. N ВАС-4903/11 по делу N А21-13641/2009; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2010 г. по делу N А21-13641/2009; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 апреля 2008 г. по делу N А11-2686(3283)/2007-К1-10/130 и т.д.).

5. Учитывая, что механизмы корпоративного управления представляют собой процесс, состоящий из действий органов управления корпорации, в зависимости от стадии процесса самого корпоративного управления можно выделить:

- получение и систематизацию информации о необходимости принятия решения (решения о реагировании);

- выбор формы и принятие конкретного решения (действия по корпоративному управлению);

- контроль за ходом выполнения решения;

- анализ используемых механизмов корпоративного управления и выявление более эффективных способов.

Разумеется, перед принятием любого решения первичным действием является получение и систематизация информации, являющейся основой для выработки соответствующих решений. В текущей хозяйственной деятельности первичным адресатом такой информации является генеральный директор компании, управляющий (управляющая компания), которые впоследствии сообщают данную информацию общему собранию (акционерам, участникам, членам) для соответствующего реагирования. Информация по некоторым вопросам содержится в Законе об АО и в уставе акционерного общества, например о сроках проведения очередного годового общего собрания акционеров.

Затем орган управления коммерческой корпорацией выбирает подходящий и эффективный способ решения поставленной задачи, после чего принимается решение, которое оформляется по соответствующей правовой форме (например, протокол общего собрания об одобрении крупной сделки; решение о прекращении полномочий генерального директора и назначении на эту должность нового лица; подписанное акционерное соглашение и т.д.).

Любой организационный процесс предполагает контроль за выполнением решений (поручений) органов управления корпорацией. Например, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью корпорации выполняет ревизионная комиссия или ревизор (ст. ст. 85 и 87 Закона об АО, ст. 57 Закона об ООО, ст. 18 Закона "О производственных кооперативах").

Совершенным действиям всегда лучше дать юридическую либо экономическую оценку. Эффективность каждого действия по корпоративному управлению подлежит анализу во избежание временных и производственных затрат, а также повторных ошибок, если таковые имели место.

6. Если условно разделить структуру консолидированного хозяйствующего субъекта (холдинга, простого товарищества) <1> на бизнес-единицы или хозяйственные единицы, то в зависимости от адресата, на которого направлено действие механизмов корпоративного управления, можно выделить:

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Лаптев В.А. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества; Портной К.Я. Правовое положение холдингов в России: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2003; Шиткина И.С. Объединения в сфере предпринимательства // Науч. труды РАЮН: В 2 т. М., 2002. Вып. 2. Т. 2. С. 701 - 710; и др.

 

- основное общество в целом;

- обособленные подразделения (филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения корпорации);

- дочерние организации;

- некоммерческие организации (ассоциации и союзы), в которых участвует корпорация.

Основное общество выступает адресатом корпоративного управления при принятии решений общим собранием акционеров (участников, членов) об одобрении совершаемых корпорацией крупных сделок, сделок с заинтересованностью, принятия решений об увеличении или уменьшении размера уставного капитала общества, внесения изменений в устав общества, реорганизации или ликвидации общества и в других случаях.

Механизмы корпоративного управления могут быть направлены на одно из обособленных структурных подразделений корпорации. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Таким образом, филиал и представительство должны быть отражены в учредительных документах корпорации (п. 5 ст. 5 Закона об ООО, п. 6 ст. 5 Закона об АО), а иные обособленные структурные подразделения в документах не отражаются. Тем не менее все подобные обособленные подразделения исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

В практике акционерных обществ, согласно подп. 14 п. 1 ст. 65 Закона об АО, к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относится вопрос создания филиалов и открытия представительств общества.

Дочерние организации могут образовываться путем реорганизации в форме выделения существующего основного общества либо путем участия в уставном капитале существующей организации. Дочерние компании в холдингах являются адресатом механизма корпоративного управления подобно основному обществу. Так, согласно подп. 17.1 п. 1 ст. 65 Закона об АО совет директоров принимает решение об участии и о прекращении участия общества в других организациях (за исключением ассоциаций и иных объединений коммерческих организаций), если уставом общества это не отнесено к компетенции исполнительных органов общества. В обществах с ограниченной ответственностью, несмотря на отсутствие специальной нормы, устанавливающей полномочия соответствующего органа управления на принятие решения об участии в других (дочерних) обществах, подобные решения обычно принимаются общим собранием (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2007 г. N 6480/07 по делу N А38-4388-1/438-05(1/90-06) и Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 января 2007 г. по делу N А38-4388-1/438-2005(1/90-06)).

Нередко корпорации объединяются с другими корпорациями по роду деятельности либо в целях координации, достижения определенной цели. Речь идет о саморегулируемых организациях, под которыми согласно ст. 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" понимаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных законодательством, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Так, по принципу объединения интересов банковского сообщества создана Ассоциация российских банков <1>, в целях обеспечения взаимодействия страховщиков и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении ими обязательного страхования был создан Российский союз автостраховщиков и т.д. Можно задать вопрос: где здесь корпоративные механизмы и причем тут некоммерческие организации? Однако при понимании сущности и задач создания данных некоммерческих объединений видно, что они корпоративны в плане организации, задач создания и управления ими.

--------------------------------

<1> В августе 1989 г. был создан Московский банковский союз, а в 1990 г. - Российский банковский союз, который впоследствии был реорганизован в Ассоциацию российских банков.

 

§ 2. Полномочия органов управления корпораций и

порядок их реализации

 

Наделение органа управления корпорации соответствующими полномочиями в первую очередь предопределено сущностью и предназначением каждого органа управления.

В коммерческих корпорациях выделяются двухзвенная и трехзвенная системы органов управления. Особо стоит отметить хозяйственные партнерства. Согласно ст. 18 Федерального закона "О хозяйственных партнерствах" система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством. Соглашение об управлении партнерством может устанавливать права и обязанности участников партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей, может содержать условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства и др. (ст. 6 названного Закона). В Законе "О хозяйственных партнерствах" сказано только об исполнительном органе управления корпорации (ст. 19).

Не хотелось бы подробно останавливаться на перечислении полномочий органов управления, поскольку данный вопрос был предметом множества научно-практических публикаций <1>. Раскроем содержание и сущность основных полномочий органов управления коммерческой корпорации.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Корпоративное право" (отв. ред. И.С. Шиткина) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2007.

 

<1> См.: Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. М., 2003; Корпоративное право / Под ред. И.С. Шиткиной. М., 2008; Корпоративное право: Учебный курс: Учебник / Отв. ред. И.С. Шиткина; Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999; и др.

 

1. Общее собрание - это корпоративный орган управления, состоящий из собственников бизнеса. Такое не правовое, а экономическое определение данного органа управления предопределяет его полномочия. По сути, только владелец компании или собственник бизнеса может определять юридическую судьбу корпорации. Не случайно законодатель обозначает общее собрание как "высший орган управления" (п. 1 ст. 47 Закона об АО, п. 1 ст. 32 Закона об ООО, ст. 14 Закона "О производственных кооперативах").

Собственник бизнеса устанавливает основные направления деятельности корпорации.

Только общее собрание (собственник) коммерческой корпорации вправе принять решение о реорганизации и ликвидации своей компании, т.е. определить юридическую судьбу субъекта права: существовать ли ему в таком виде либо прекратить свою деятельность ввиду нецелесообразности. В подтверждение данного тезиса стоит вспомнить, что акционеры - владельцы привилегированных акций, будучи "неголосующими" участниками общего собрания акционеров, участвуют в решении вопроса о ликвидации либо реорганизации акционерного общества (п. 4 ст. 32 Закона об АО).

В круг полномочий общего собрания входит установление размера уставного капитала, уменьшение и увеличение уставного капитала корпорации. Несмотря на то что уставный капитал имеет цель гарантировать интерес кредиторов компании (п. 1 ст. 25 Закона об АО), размер такой "гарантии" определяет собственник бизнеса в лице общего собрания.

Существует ряд вопросов, которые общее собрание может передать на решение совету директоров, среди них: одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью, формирование исполнительного органа корпорации и др.

Важной особенностью общего собрания является его положение как волеобразующего органа юридического лица. В рамках своей компетенции общее собрание принимает решение, которое представляет собой зафиксированное выражение воли юридического лица.

Сформировать такую волю может только орган, наделенный соответствующими полномочиями.

В договорном праве часто используется подход, при котором категория "воля" предопределяет возникновение, изменение либо прекращение сделки. Так, согласно ст. 154 ГК РФ односторонней сделкой считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. В силу ст. 158 ГК РФ устная сделка считается совершенной, если из поведения лица явствует его воля совершить сделку. А при толковании судом условий договора, если невозможно буквально толковать его содержание, выясняется действительная общая воля сторон с учетом цели договора.

Следует различать категории "воля" и "волеизъявление", поскольку "воля" - это субъективное отношение к окружающей действительности (волю формирует собственник корпорации - общее собрание), а волеизъявление - это внешнее выражение воли, заключающееся в конкретных действиях органов управления (обычно исходит из исполнительного органа управления корпорации).

По правовой конструкции ("наличие воли") построено положение п. 1 ст. 302 ГК РФ: если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Большинство разрешаемых в арбитражных судах корпоративных споров, связанных с неправомерным отчуждением имущества (активов) корпорации, в том числе посредством принятия неправомерных решений органами управления корпорации, ставят вопрос о воле и волеизъявлении при совершении данных сделок, действий (бездействия).

Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу п. 1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.

Ранее при рассмотрении подобных дел использовали информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 ноября 2008 г. N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения".

Одним из первых проблему установления воли при совершении сделок системно затронул Конституционный Суд РФ. Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений п. п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева". Согласно п. 3.1 данного Постановления Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что права лица, считающего себя собственником имущества, не подлежат защите путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю с использованием правового механизма, установленного п. п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ. Такая защита возможна лишь путем удовлетворения виндикационного иска, если для этого имеются те предусмотренные ст. 302 ГК РФ основания, которые дают право (безвозмездность приобретения имущества добросовестным приобретателем, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли и др.).

Общее собрание занимает особое место в ряду органов юридического лица еще и в связи с особенностями формирования состава этого органа. В отличие от совета директоров, единоличного исполнительного органа, общее собрание не избирается и не назначается. Состав общего собрания зависит от членства в хозяйственном обществе.

Юридический факт членства в хозяйственном обществе является безусловным основанием определения состава общего собрания.

Наличие нескольких членов (акционеров, участников) коммерческой корпорации делает общее собрание коллегиальным органом юридического лица.

Юридический факт членства в хозяйственном обществе является еще одним элементом, влияющим на продолжительность полномочий общего собрания. Общее собрание не избирается и не назначается на определенный срок. Срок полномочий общего собрания ограничен только периодом существования юридического лица.

Корпоративное законодательство требует создания общего собрания в обязательном порядке.

2. Совет директоров (наблюдательный совет) - эффективный контролер или представитель собственника. Это орган "общего" руководства деятельностью компании (п. 1 ст. 64 Закона об АО).

Если в обществах с ограниченной ответственностью создание совета директоров рассматривается как факультативная возможность (п. 2 ст. 32 Закона об ООО), то в акционерных обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 50 совет директоров создается в обязательном порядке. Однако при числе акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (п. 1 ст. 64 Закона об АО). В производственных кооперативах с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет (п. 2 ст. 14 Закона "О производственных кооперативах").

Несмотря на рекомендательный характер предусмотренного корпоративным законодательством объема полномочий совета директоров для коммерческих корпораций, законодательно компетенция данного органа управления выглядит следующим образом.

В ст. 65 Закона об АО совет директоров наделен следующими полномочиями:

- определение приоритетных направлений деятельности общества;

- созыв годового и внеочередного общих собраний общества;

- утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

- определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;

- увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

- размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

- определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг;

- приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг;

- образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

- рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;

- рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

- использование резервного фонда и иных фондов общества;

- утверждение внутренних документов общества, если уставом это не отнесено к компетенции общего собрания акционеров либо исполнительных органов;

- создание филиалов и открытие представительств общества;

- одобрение крупных сделок;

- одобрение сделок с заинтересованностью;

- утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;

- принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях;

- иные вопросы, предусмотренные законом и уставом общества.

Согласно п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО в круг полномочий совета директоров входят:

- определение основных направлений деятельности общества;

- образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

- установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;

- принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

- назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг;

- утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества);

- создание филиалов и открытие представительств общества;

- решение вопросов об одобрении сделок с заинтересованностью;

- решение вопросов об одобрении крупных сделок;

- решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;

- иные предусмотренные законом и уставом общества полномочия.

Безусловно, законодательством либо уставом хозяйственных обществ могут быть установлены иные положения (объем полномочий) совета директоров (наблюдательного совета).

Для производственных кооперативов законодатель не дал рекомендации об объеме их полномочий, предоставив эту возможность членам кооператива (ст. 16 Закона "О производственных кооперативах").

Совет директоров представляет собой волеобразующий орган юридического лица. Действия и решения совета директоров формируют волю юридического лица по различным вопросам, отнесенным к его полномочиям.

Характерной чертой волеобразования, в котором участвует совет директоров, является направленность этой воли. Сформированная советом директоров воля направлена прежде всего на исполнительные органы юридического лица, а не на третьих лиц, находящихся вне рамок корпоративных отношений.

Совет директоров является выборным органом. Для его формирования должна быть проведена закрепленная законодательством и уставными документами процедура. Изменение состава совета директоров также требует проведения соответствующей процедуры.

Совет директоров является коллегиальным органом управления юридического лица. Нарушение процедуры формирования совета директоров может привести к недействительности решений совета директоров. А это в свою очередь будет влиять на сделки, заключаемые юридическим лицом с контрагентами.

Формирование совета директоров не является обязательным требованием законодательства. Совет директоров может отсутствовать в системе управления органов юридического лица. Это позволяет организации выстраивать собственную систему управления.

Совет директоров является временно действующим органом управления юридического лица. Совет директоров формируется на определенный срок. По истечении срока полномочий текущего состава совета директоров должен быть сформирован его новый состав.

3. Исполнительный орган - "руки" собственника. Законодатель предоставляет участникам корпорации право выбирать различные формы исполнительного органа:

- единоличный исполнительный орган (ген



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: