Список использованных источников. 1. Понятие трудовых ресурсов, персонала, кадрового состава предприятия




Содержание

 

1. Понятие трудовых ресурсов, персонала, кадрового состава предприятия. Количественные характеристики кадрового состава предприятия (списочная, явочная, среднесписочная численность), порядок их определения. Качественные характеристики кадрового состава предприятия

. Предприятие как основное звено экономики и полноправный субъект рыночных отношений. Понятие юридического лица. Определение предприятия, его общая характеристика, внешняя и внутренняя среда, миссия и цели

3. Функциональные подсистемы управления организационной структуры современного промышленного предприятия. Функциональные подсистемы управления производственными запасами. Функциональные подсистемы управления производством. Функциональные подсистемы управления технической подготовкой производства

4. Минимизация трансакционных издержек как основная причина государственного регулирования деятельности предприятий. Административные и экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий. Монетарные факторы эффективной промышленной политики

Список использованных источников

 


Понятие трудовых ресурсов, персонала, кадрового состава предприятия. Количественные характеристики кадрового состава предприятия (списочная, явочная, среднесписочная численность), порядок их определения. Качественные характеристики кадрового состава предприятия

 

Под кадрами предприятия понимается совокупность наемных работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии в соответствии со штатным расписанием, а также работающие собственники организации, получающие на предприятии (фирме) заработную плату [8, с. 312]. Следует различать понятия «кадры», «персонал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал». Под кадрами понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия. Понятие «персонал» более емкое, оно включает весь личный состав работающих на предприятии, а именно: работников списочного состава; лиц, принятых на работу по совместительству с других предприятий; лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера [1, с. 28]. Состав и количественные соотношения отдельных категорий и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров.

Трудовые ресурсы предприятия характеризуют его потенциальную рабочую силу, и выражаются в численности трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических, умственных и духовных способностей, которые вне трудового процесса создания материальных благ и услуг не реализуются [5, с. 101]. В процессе трудовой деятельности по производству материальных благ и услуг расходуются физические и умственные способности работников.

Персонал предприятия можно классифицировать по следующим признакам:

По принципу участия в производственной деятельности различают:

промышленно-производственный персонал, к которому относятся все работники, прямо или косвенно связанные с основной деятельностью предприятия;

непромышленный персонал, к которому относятся работники жилищно-коммунальных хозяйств, детских садов, профилакториев, медпунктов [8, с. 313].

По характеру выполняемых функций различают следующие категории промышленно-производственного персонала:

рабочие - лица, непосредственно участвующие в процессе создания материальных ценностей, оказания услуг. По характеру участия в производственном процессе рабочие подразделяются на основных и вспомогательных рабочих. Основные рабочие заняты изготовлением продукции (станочники, операторы автоматических линий). Вспомогательные рабочие обслуживают производственные процессы, в которых заняты основные рабочие (наладчики, ремонтники, складские рабочие, уборщики).

служащие, к которым относятся:

руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятия (директор, главный бухгалтер, главный инженер и т.д.), а также структурных подразделений (начальники отделов, цехов и т.д.)

специалисты - работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами (бухгалтеры, экономисты, программисты, инженеры, нормировщики, инспекторы).

технические исполнители - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, коменданты, кассиры) [5, с. 106].

По характеру и сложности выполняемых работ персонал предприятия группируется по:

профессиям (вид деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, и характеризующий относительно постоянный род занятий),

специальностям (вид деятельности в рамках профессии, требующий от работника дополнительных специальных знаний и навыков);

квалификации (степень овладения работником той или иной профессией или специальностью, отражающаяся в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях) [11, с. 271].

Важнейшим количественным показателем, характеризующим персонал предприятия, является численность работников, учет которой на предприятиях ведется в соответствии с «Инструкцией по статистике численности работников и заработной платы», по таким показателям, как списочная, явочная и среднесписочная численность, численность на дату.

Списочная численность (списочный состав) - это численность работников, принятых на постоянную, сезонную и временную работу сроком на один и более день, на определенную дату. Каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие по каким-либо причинам работники. В списочный состав не включаются работники, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, привлекаемые для выполнения разовых работ, а также выполняющие работу по совместительству.

Явочная численность (явочный состав) характеризует число работников по списочному составу, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках.

Среднесписочная численность - это численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, год) Среднесписочная численность работников за отчетный месяц рассчитывается путем деления суммарной численности работников по списочному составу за каждый календарный день на число календарных дней [8, с. 315].

Численность на дату - это количество работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших работников за этот день.

Состав и соотношение отдельных категорий работников характеризует структуру персонала - удельный вес соответствующей категории работников в общей их численности.

Структура персонала анализируется по каждому подразделению предприятия по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, результаты работы, квалификация, степень выполнения норм выработки. Эти данные необходимы предприятию для выработки кадровой политики.

 

Предприятие как основное звено экономики и полноправный субъект рыночных отношений. Понятие юридического лица. Определение предприятия, его общая характеристика, внешняя и внутренняя среда, миссия и цели

 

Предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания [10, с. 11].

Предприятия существуют в различных экономических системах. Можно выделить основные признаки, характеризующие предприятия, и как зависящие, так и независящие от особенностей той или иной системы.

 

Таблица 1. Основные признаки, характеризующие предприятие [12, с. 8]

Признаки, не зависящие от экономической системы Признаки, зависящие от экономической системы
  Рыночная экономика Плановая экономика
Использование производственных факторов Автономность Подчиненность центральному органу
Экономичность Прибыльность по фактическому результату Выполнение плана любой ценой
  Частная собственность Общественная собственность
Финансовое равновесие Рыночная цена Государственная цена
  Избыток рабочей силы Недостаток рабочей силы

 

Являясь субъектом хозяйствования, предприятие выступает как юридическое лицо, поскольку имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету, несет ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом в суде.

Каждое предприятие производит продукцию, реализует товары, оказывает услуги, осуществляет определенную деятельность для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли наиболее эффективным способом. В этом и состоит его главная цель.

Стратегия рассматривается как главное направление усилий, общая политика предприятия. Она относится к типу крупномасштабного долгосрочного планирования, имеющего совей целью эффективно решать поставленные задачи в течение длительного периода.

Тактика определяет формы и способы конкретных действий по реализации стратегии. Это более детализированное планирование развития конкретной стратегии в течение ограниченного периода (тактика подчинена стратегии).

Предприятие - первичный и самостоятельный элемент экономической системы. Когда речь идет о предприятии, чаще всего имеют в виду производственное или промышленное предприятие, что является довольно узким подходом [12, с. 9].

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени заключать договоры на все виды деятельности, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Если предприятия являются коммерческими, то к их числу относятся организации, ставящие основной целью своей деятельности извлечение прибыли [8, с. 19].

Согласно определению юридического лица, признаками предприятия являются:

организационное единство (единая система органов и структур управления);

обособленное имущество от имущества его учредителей и прочих субъектов хозяйствования (имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления);

самостоятельная ответственность по всем обязательствам поим имуществом;

самостоятельное выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени [10, с. 11].

Миссия предприятия тесно связана с его культурой - совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) фирмы [4, с. 15]. Имидж выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, районом се местонахождения и обществом, стремление предприятия произвести на внешний мир благоприятное впечатление.

На основе миссии организации ее высшее руководство или собственник разрабатывает и устанавливает цели предприятия. В отличие от миссии цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия. Поэтому цели должны быть реальными и достижимыми, не противоречащими законам, понятными исполнителям, измеримыми, детализированными по структурным подразделениям и функциональным службам, объединяющими усилия всех работников предприятия. Если миссия предприятия устремлена в будущее, не имеет строгих временных рамок и в большей степени определяется внешней средой, то его цели имеют конкретное выражение результатов деятельности, отражают внутрифирменную ориентацию, направлены на улучшение использования ресурсов и зависят от текущей деятельности предприятия.

Миссия организации формируется с учетом потребностей субъектов ее внутренней и внешней среды и должна отражать интересы различных их групп, которые весьма противоречивы. Однако в первую очередь предприятие реализует интересы собственника (собственников), его сотрудников и покупателей.

Обеспечение главной цели (получение прибыли, удовлетворение социальных и экономических потребностей потребителей), предприятия предполагает выполнение следующих подцелей:

экономических - максимизация прибыли и повышение эффективности производства на основе снижения затрат на единицу продукции, роста объема производства конкурентоспособной продукции и ее реализации путем завоевания и удержания определенного положения на рынке;

социальных - повышение уровня доходов работников, улучшение условий труда, открытие новых рабочих мест и содействие достижению полной занятости населения;

технических и технологических - улучшение качества выпускаемой продукции на основе повышения уровня технической оснащенности и внедрения новых технологий;

экологических - предотвращение загрязнения окружающей среды, уменьшение количества отходов производства и организация их переработки [3, с. 38].

Основными функциями предприятия являются:

производство продукции (услуг, работ) и ее реализация потребителям;

послепродажное обслуживание товаров;

материально-техническое обеспечение производства на предприятии;

управление и организация труда персонала на предприятии;

обеспечение развития предприятия и рост объема производства;

соблюдение действующих законов, стандартов и нормативов;

уплата налогов и других платежей [12, с. 11].

Среда функционирования предприятия представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, их взаимосвязей, инфраструктурных звеньев и условий их деятельности. Изучение этой среды связано с тем, что субъекты хозяйствования, осуществляя свою деятельность, функционируют не изолированно, а взаимодействуют между собой, с органами государственного управления, общественными структурами и т.д., то есть осуществляют свою деятельность во внешней среде.

Основными характеристиками внешней среды являются взаимосвязь ее факторов, сложность, подвижность и неопределенность.

Взаимосвязь факторов - это степень, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые производственная система обязана реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора.

Подвижность (динамичность) - это скорость, с которой происходят изменения во внешней среде предприятия. Например, в некоторых отраслях (фармацевтической, электронной, химической и др.) эти изменения происходят относительно быстро. В других (добывающая промышленность) они замедлены.

Неопределенность является функцией, зависящей от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Отношения предприятия с внешней средой динамичны. Для внешней среды характерно наличие множества связей между ее элементами, которые условно подразделяются на вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные связи возникают с момента государственной регистрации, поскольку каждый субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Горизонтальные связи обеспечивают непрерывность процессов производства и реализации продукции, отражают взаимоотношения производителей с поставщиками материальных ресурсов, покупателями продукции, деловыми партнерами и конкурентами.

Схематично связи субъекта хозяйствования во внешней экономической среде представлены на рисунке 1 [5, с. 20].

 

Рисунок 1. Связи субъекта хозяйствования во внешней экономической среде

 

Во внешней среде функционирования субъектов хозяйствования различают макроуровень (макросреда) и микроуровень (микросреда).

На каждом уровне действуют свои факторы, оказывающие влияниена субъект хозяйствования. Так, на макроуровне выделяют природные, экологические, социально-демографические и политические факторы.

На микроуровне на хозяйственную деятельность воздействуют такие факторы, как рыночная конъюнктура, форма и теснота партнерских связей, отношения с поставщиками и потребителями, степень развития рыночной инфраструктуры.

В соответствии со спецификой влияния на функционирование субъектов хозяйствования выделяют факторы прямого и косвенного воздействия (рисунок 2) [12, с. 22].

 

- факторы прямого воздействия

факторы косвенного воздействия

Рисунок 2. Основные факторы внешней среды предприятия

 

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на хозяйственную деятельность и охватывают следующие элементы:

государство;

поставщиков материальных и финансовых ресурсов;

рынок труда;

правовое пространство (законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность в экономической среде);

потребителей;

конкурентов;

общественные структуры (экологические организации, профессиональные союзы и т.д.) [4, с. 18].

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на деятельность субъекта хозяйствования. Их укрупненно группируют следующим образом:

ситуационные (отражающие экономическую ситуацию в стране, мире, особенности межгосударственных отношений и др.);

инновационные (формирующие потенциал для ускоренного развития субъекта хозяйствования, отрасли, страны и генерируемые научно-техническим прогрессом);

социокультурные (включающие комплекс жизненных ценностей, традиций и обычаев, принятых в стране);

политические (отражающие политику административных органов государства по отношению к хозяйствующим субъектам, устанавливающие стандарты на уровень безопасности продукции, по экологии и т.д.) [12, с. 23].

Невозможно перечислить все элементы внешней среды. К основным из них относятся:

экономическая среда - инфляция сокращает покупательную способность потребителей, новые налоги могут изменить распределение доходов, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия;

политическая обстановка - изменения в правительстве могут повлиять на степень поддержки частного предпринимательства, изменить отношение к общественному сектору, политическая нестабильность может привести к тому, что долгосрочные инвестиции окажутся рискованными;

юридическая среда - изменения в законодательстве, касающиеся деятельности предприятий, могут поощрять или, наоборот, сдерживать те или иные направления предпринимательства;

технологическая среда - новые технологии могут привести к повышению конкурентоспособности или ее снижению, если успеха в разработке новых технологий добился конкурент;

социально-культурная среда - появление новых фасонов, новой моды может создать новые возможности;

природно-климатическая, географическая обстановка - хороший или плохой урожай сразу же отражается на уровне цен;

демографическая ситуация - миграция населения, измене­ния и показателях рождаемости и смертности оказывают соответствующее воздействие на уровень спроса [3, с. 40].

Кроме внешней среды характер протекания экономических процессов зависит от внутренней организации деятельности субъекта хозяйствования или его внутренней среды.

Внутренняя среда представляет собой совокупность условий и системы взаимосвязей между подразделениями субъекта хозяйствования, позволяющих ему эффективно реализовать цели своей деятельности. Элементами внутренней среды являются:

организационная структура;

структура функциональных обязанностей;

структура обмена услугами;

информационная структура;

ресурсно-технологическая структура;

структура трудовых ресурсов;

организационная культура, понимаемая как совокупность норм и правил, регулирующих взаимодействия между членами трудового коллектива и являющихся выражением их коллективных знаний и опыта [12, с. 24].

Достичь поставленных перед предпринимателем целей можно за счет многих внутренних факторов. Однако внутренняя среда, ориентированная на достижение целей функционирования субъекта хозяйствования, требует вычленения задач, под которыми понимается комплекс работ, которые должны быть выполнены разработанными способами и в установленный регламентом срок.

В условиях рынка особое внимание придается такому свойству внутренней среды, как адаптивность, предполагающую возможность быстрой реорганизации системы управления. Для измерения адаптивности используют косвенные показатели:

время с момента повышения цен поставщиками или увеличения темпов инфляции до момента повышения цен на продукцию субъекта хозяйствования;

время освоения новой продукции или технологии по сравнению с основными конкурентами;

время подготовки документов, необходимых для оценки платежеспособности и кредитоспособности и т.д.

Формируя внутреннюю среду, адаптивную к внешним ситуационным изменениям, хозяйствующие субъекты сталкиваются с рядом проблем, вызываемых сложностью экономических процессов, протекающих в национальной экономике. Так, достаточно широко распространена, особенно среди крупных предприятий, проблема, заключающаяся в том, что в их внутреннюю среду включены раз­витые службы вспомогательного производства, а также объекты социальной сферы. Например, практически на каждом крупном предприятии имеются отдел капитального строительства, собственные котельные, энергетические цеха, детские сады и т.д., требующие отвлечения средств на их содержание. Это оказывает отрицательное воздействие на платежеспособность предприятия и устойчивость его функционирования.

Наличие собственной базы вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств было необходимо в условиях плановой экономики при низком уровне развития рыночных элементов. В то же время становление и укрепление рыночных отношений, появление на рынке новых предприятий, способных качественно выполнить аналогичные работы с меньшими издержками, приводят к тому, что необходимость содержания подобных служб отпадает.

Факторы внутренней и внешней среды взаимосвязаны. Эта взаимосвязь отражает степень, с которой изменение одного фактора вызывает немедленное воздействие на характер проявления другого фактора. Поскольку одной из значимых характеристик, определяющих стратегию и тактику субъекта хозяйствования, является его зависимость от внешней среды, то определение и ранжирование данных факторов становятся важной составляющей в механизме принятия управленческих решений. Например, внедрение новой автоматизированной технологии может обеспечить предприятию ощутимое конкурентное преимущество. Однако, чтобы предприятие могло освоить новую технологию, требуется подобрать персонал с определенными навыками и опытом работы и данной сфере, пересмотреть организационные связи внутри предприятии и функциональное распределение обязанностей в соответствующих подразделениях [12, с. 26].

Кроме того, если экономическая конъюнктура улучшается, приходится принимать во внимание все большее количество факторов внешней среды для укрепления позиций на товарных рынках. Соответственно, это требует понимания относительно новых для субъектов хозяйствования областей, таких как международная юриспруденция, общемировые культурные ценности и т.д. Усиление специализации, диктуемое действием закона общественного разделения труда, приводит к необходимости корректировки управленческих функций и задач текущей деятельности.

Для того чтобы хозяйствующий субъект имел реальную возможность реализовать поставленные цели и решить соответствующие задачи, необходимо уделить пристальное внимание организационной структуре и принципам ее построения, что особенно актуально в условиях нарастания информационных потоков. Неопределенность внешней среды обусловлена объемом информации, которой располагает субъект по поводу действия того или иного фактора. Если информации недостаточно, среда становится более неопределенной. Поскольку бизнес все более превращается в глобальное занятие, требуется больше и больше информации, но уверенность в се точности снижается.

Зависимость от мнения иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на их языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Таким образом, учет особенностей и факторов внутренней и внешней среды способствует повышению адаптивности и гибкости субъекта хозяйствования, а также обеспечению эффективности протекающих в его рамках экономических процессов.

 

Функциональные подсистемы управления организационной структуры современного промышленного предприятия. Функциональные подсистемы управления производственными запасами. Функциональные подсистемы управления производством. Функциональные подсистемы управления технической подготовкой производства

 

Любое предприятие как производственная система, состоит из подсистем, которые отражают специфику управления отдельными его объектами или стадиями производственного процесса. В рамках подсистем осуществляются определенные виды деятельности, самостоятельность и определенность целей и содержание которых позволяет объединить их в функциональные подсистемы [9, с. 12]:

. Подбор, расстановка, повышение квалификации, управление профессиональным продвижением кадров. Эта подсистема реализуется отделом кадров и входящей в его состав службой подготовки и повышения квалификации кадров. Подбор и расстановка кадров в соответствии со знаниями, опытом и способностями, а также дальнейшее повышение их квалификации, имеет колоссально важное значение, так как уровень профессиональной подготовки, особенно управленческих кадров в значительной степени определяет успешную работу предприятия.

. Внутризаводское стратегическое и тактическое планирование и прогнозирование. Для реализации этой подсистемы на предприятии создается планово-экономический или планово-производственный отдел. Основной направленностью этого подразделения является планирование производства и реализации продукции, развития предприятия, себестоимости, прибыли и рентабельности производства, труда и заработной платы, финансов, материально-технического обеспечения, социального развития коллектива.

. Техническое развитие предприятия и техническая подготовка производства. Эта подсистема реализуется специально создаваемыми службами главного конструктора и главного технолога, которые занимаются конструкторской и технологической подготовкой производства, включающих: решение задач по проектированию новых и совершенствованию ранее освоенных видов продукции и обеспечение производства необходимой документацией по этой продукции; проектирование новых и совершенствование уже освоенных технологических процессов; опытную проверку и внедрение технологических процессов и т.д.

. Организация и управление основным производственным процессом. Эта подсистема реализуется непосредственно в цехах основного производства. Управленческий персонал цехов и участков, участвующий в этом процессе организует и управляет процессом выполнения производственных программ с заданным ритмом и необходимого качества.

. Организация и управление обслуживающими процессами. Эта подсистема охватывает вспомогательное и обслуживающее производства и реализуется ремонтно-механическим, инструментальным, энергетическим, транспортным и складским хозяйствами и включает решение задач: обслуживания и ремонта всех видов оборудования и оснастки, обеспечения инструментами, всеми видами энергии, транспортное и складское обслуживание.

. Оперативно-производственное планирование и диспетчирование. Реализация этой подфункции возложена на производственно-диспетчерскую службу предприятия, которая осуществляет объемное планирование обеспечивая тем самым рациональное построение производственной программы для предприятия и его цехов, оперативно-календарное планирование путем разработки календарных планов производства и календарно-плановых норм и диспетчирования производства, обеспечивая тем самым ритмичность и равномерность выпуска продукции.

. Управление качеством продукции. Основной целью этой функциональной подсистемы является реализация трех основных составляющих системы качества продукции: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества. Ее выполняет отдел технического контроля, который в рамках системы качества: осуществляет контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, параметров технологических режимов, на всех стадиях производства; координирует работу всех служб по достижению требуемого качества; участвует в работе по изучению причин, вызывающих брак, в разработке и осуществлении мероприятий по повышению качества продукции, предупреждения брака; в анализе дефектов продукции завода, отмеченных в рекламациях и актах испытаний; контроле за устранением в производстве причин, обусловивших установленные дефекты; выявлении лиц, виновных в выпуске недоброкачественной продукции; в техническом учете брака и анализе причин, его вызывающих.

. Организация труда, нормирование и материальное стимулирование. Эта подфункция реализуется отделом труда и заработной платы, подразделением, на которое возложена работа по: разработке и внедрению рациональных форм организации труда на рабочих местах, систем обслуживания рабочих мест, внедрению прогрессивных приемов и методов труда, расчету технически обоснованных норм для всех категорий работающих и их внедрению, выбору оптимальных режимов труда и отдыха и созданию благоприятных условий труда на рабочих местах, а также применению рациональным форм и методов оплаты труда и материального стимулирования.

. Организация материально-технического снабжения и сбыта продукции. Эта подфункцию реализуется соответствующим отделом, работники которого планируют потребности во всех видах материально-технических ресурсов, заключают договоры на их поставки, осуществляют приемку, размещение, хранение и их отпуск цехам и участкам предприятия, контролируют их использование.

. Учет производства и реализации продукции и услуг, осуществление финансовой деятельности предприятия. Как правило, эту подфункцию реализуют бухгалтерия и финансовый отдел предприятия. Бухгалтерия занимается учетом материальных и денежных ценностей, расчетом заработной платы для всех категорий работающих, учетом производства и результатов хозяйственной деятельности, осуществление бухгалтерской отчетности и др. Цель деятельности финансовой службы предприятия является управление процессами образования доходов (накопительная функция), осуществления расходов (распределительная функция), анализ и контроль за результатами производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

. Организационно-техническое и хозяйственное обслуживание производства. В рамках этой подфункции решаются вопросы обеспечения всех руководителей, структурных единиц предприятия и их работников всем необходимым для эффективного выполнения своих функций и обязанностей. Этим занимается хозяйственная служба, деятельность которой направлена на обеспечение работников канцелярскими принадлежностями, вычислительной и компьютерной техникой, мебелью и оргтехникой, расходными материалами, всеми видами связи, а также поддержанием чистоты и порядка в помещениях.

Перечисленные функциональные подсистемы отражают организационную структуру предприятия, приводят в соответствие содержание и форму управления. Однако это не единственная их группировка. Для целей организации управления однородные элементы и связи по функциональному содержанию объединяются в подсистемы: обеспечивающие функционирование и взаимодействие элементов производственного процесса, обеспечивающие интеграцию всех групп процессов в единый производственный процесс и др.

Функциональные подсистемы управления производственными запасами.

Основное назначение производственных запасов - обеспечение непрерывности производственного процесса на предприятии. Чтобы достичь высокой результативности производства при наименьших издержках, требуется поддерживать достаточный, но не чрезмерный уровень производственных запасов, так как излишние запасы ведут к замораживанию вложенных в них оборотных средств и невозможности их использования в других целях. Если запасы малы, то может нарушиться производственный процесс на предприятии. Своевременное комплексное обеспечение всеми необходимыми материальными ресурсами в установленные сроки и с наименьшими издержками на предприятии осуществляется посредством многофункциональной системы управления производственными запасами [11, с. 13].

В новых условиях хозяйствования резко изменились условия материально-технического обеспечения процесса производства в стране. Во-первых, ранее существовавшая жесткая централизованная система планирования и распределения материальных ресурсов способствовала тому, что потребитель не был заинтересован в их экономии, и старался получить их в возможно большем количестве. Во-вторых, система фондирования всех ресурсов исключает возможность использования на практике научных методов управления запасами. В-третьих, реальные материальные запасы состоят из максимально детализированной номенклатуры. Информация же об их движении, поступая на высшие уровни управления, агрегируется и пригодна для выявления статистических закономерностей, но не для принятия оптимальных управленческих решений на конкретном предприятии. В-четвертых, экономия материальных ресурсов является в большей степени следствием малой напряженности норм, чем результатом планомерного, целенаправленного воздействия на показатели работы предприятия.

Основное требование к системе: это должна быть система управления в кризисных, быстро изменяющихся ситуациях, при которых резко возрастает сложность управления, существенно повышаются требования к оперативности решения задач управления запасами, возникает необходимость в принципиальных изменениях методов их осуществления. Учет всех перечисленных выше факторов в материально-техническом обеспечении предприятий потребовали и структурных преобразований, выражающихся в объединении функций управления материально-технического обеспечения, складского хозяйства, маркетинга и сбыта под единым руководством.

В составе системы управления производственными запасами функционируют две взаимосвязанные подсистемы: на верхнем уровне - управления материально-техническим снабжением (УМТС); на нижнем уровне - управления хранением запасов (складами). Основное назначение подсистемы УМТС предприятия - планирование потребности в производственных запасах, организация реализации и распределения их, оперативный учет, анализ, контроль и регулирование движения запасов внутри предприятия, статистическая отчетность о движении материалов [7, с. 362].

Организационная структура служб МТС предприятий отличается большим разнообразием в зависимости от размера и типа производства, объема и номенклатуры потребляемых материалов и изделий, уровня специа<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: