Цель: обобщить и систематизировать, знания учащихся о частях речи, их значении, синтаксической функции.
Организационный момент
Минутка чистописания
______________________________________________________
• Рассмотрите узор. Какие буквы входят в состав узора? Пропишите эти буквы в воздухе глазами. Установите закономерность и продолжите узор, поэтапно ускоряя темп письма.
бег бежит беговой
• Прочитайте слова. Что объединяет все эти слова? Чем они отличаются? Запишите их. Разберите слова по составу.
Через др_мучий лес б_ж_т у_кая тр_пинка.
• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. В каком значении употребляется слово бежит? Устно к этому слову подберите синонимы. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Определите части речи.
Сообщение темы и целей урока
Актуализация знаний учащихся о частях речи
Анализ таблицы, размещенной на форзаце учебника
Дети сравнивают части речи по следующим критериям:
1) что часть, речи обозначает:
2) на, какие вопросы отвечает:
3) каким членом предложения является
¾ Какие из частей речи вы уже знаете, а какие для вас новые?
¾ Какие две части речи отвечают на вопрос кто?
¾ Какие части речи чаще других встречаются в предложении?
¾ Какие части речи обозначают признаки предмета? Признаки действия? Действия предмета?
Свои ответы учащиеся подкрепляют примерами.
Выполнение упр. 74
Учитель читает стихотворение И. Бродского «Вечером»
¾ Какие чувства хотел высказать поэт?
¾ Почему он рад встрече с мотыльком?
¾ Какую картину можно представить себе, читая или слушая стихотворение? После беседы учащиеся работают с выделенными словами, определяют, какой частью речи они являются. Затем списывают два первых предложения, находят в них и подчеркивают главные члены, определяют, какими частями речи они выражены.
|
Выполнение упр. 75
Учащиеся читают текст, анализируют, объясняют написание слов с пропущенными буквами.
Запись текста под диктовку.
Работа с предложениями: найти и подчеркнуть главные члены, устно назвать все словосочетания вместе с вопросами, определить, какими частями речи выражены члены предложений.
Выполнение упр. 76
В тексте "Солнечный зайчик" основная мысль выражена во втором предложении.
¾ Что имела, в виду писательница, говоря о солнечном зайчике?
Письменная работа — списать и разобрать по членам первое предложение.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 77.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Общее знакомство с не изучавшимися ранее частями речи
Цель: систематизировать знания о частях речи; познакомить с новыми частями речи - наречием и местоимением; обогащать словарный запас детей.
Организационный момент
Минутка чистописания
___________________________________________________
• Рассмотрите узор. Какие сочетания входят в состав узора? Как пишутся сочетания ча-ща, чу-щу? Назовите слова с этими сочетаниями. Обведите и пропишите узор.
чаща чаще
чуткость чутко
• Прочитайте слова. Устно к этим словам поставьте вопросы. Определите части речи. Часть речи какого слова вы определить не можете? Запишите слова. Обведите кружочком сочетания на, ща, чу.
За р_кой дубовая рощ_. Мы с т_варищ_ми ч_сто ходим туда гулять.
|
•Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите части речи. Обведите слова, часть речи которых вы определить не можете.
Сообщение темы и целей урока
4. Общее знакомство с не изучавшимися ранее частями речи
Выполнение упр. 78
По рисункам школьники в устной форме составляют небольшой рассказ об учительнице Марии Петровне, которая преподает английский язык. Для этого они дополняют данные предложения необходимыми словами, затем объясняют, какие части речи использовали в своих предложениях.
После предварительной устной работы предложения Записываются на доске и в тетрадях.
Систематизация знаний четвероклассников об изученных ранее и новых для них частях речи
Выполнение упр. 79 – самостоятельно (устно)
Выполнение упр. 80
Учащиеся находят группы однокоренных слов и выписывают их в таком порядке: существительное, прилагательное, глагол.
Орфографическая работа: нужно вставить пропущенные в словах буквы.
Выполнение упр. 81
Рассматривание рисунка к упражнению
¾ Из какой сказки взят данный отрывок?
¾ Как звали самого трудолюбивого поросенка? самого беззаботного? самого легкомысленного?
¾ Назовите известные вам части речи.
¾ Выпишите восклицательное предложение и укажите сверху род и число существительных.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 82.
РУССКИЙ ЯЗЫК