Цель: дать понятие о склонении имен существительных как об их изменении по падежам; разъяснить сущность изменения имен существительных по падежам; дать представление об именительном падеже как начальной форме имени существительного.
Организационный момент
Создание проблемной ситуации
— Прочитайте название раздела. Значение какого слова вам не совсем понятно? (Склонение.) Подберите к нему однокоренные слова. (Склоняться, поклон, склоненный.)
— Судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит?
Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы продолжим работу над формами слова. Вы познакомитесь с очень интересным явлением в русском языке — изменением имен существительных по падежам.
Орфографическая разминка
Загадка:
Кто по мш..стой
Мокрой тропке,
Словно мячик,
Скачет ло..кий?
— Тихо, тихо!
Ближ.. встанем, —
Прош..птала Вера Тане.
У б..лотной мягкой коч..ки,
Под з..лененьким л..сточ..ком,
Прит..илась попрыгушка
Пучеглазая... лягушка.
— Объясните написание пропущенных орфограмм.
— Назовите словарные слова.
— Определите род, число, падеж имен существительных.
Минутка чистописания
_______________________________________
лягушка г..л..вастик в..доём
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
— Подберите к словам однокоренные слова.
Г..л..вастики сп..шат превратиться (в) л..гушат.
Б. Заходер
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
Беседа учителя о пользе, приносимой лягушками и жабами по уничтожению вредных насекомых
Игра «10 ква»
Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда содержат в себе «ква».
В середине и в начале,
|
И вразбивку, и подряд...
Пусть они заговорят.
Вы слова не раз встречали,
1)_КВА_
Этот КВА научит читать.
2) К_ВА_ _ _ _ _
Этот — стремительно атаковать.
3) КВА _
Этот жажду в жару утолять.
4) К _ _ _ ВА _
Этот в пустыне степенно шагает.
5) _ _ _ К _ ВА
Без этого конь лихой спотыкается.
6)_КВА_ _ _ _
Плавает в этом рыбка-красавица.
7) _ _ КВА
Этот, звук означая, молчит.
8) К _ _ _ ВА
Этот дает молоко и мычит.
9) КВА _ _ _ _
10) _ _ КВА
Это растёт в огороде на грядке.
В. Волина
(Ответ: букварь, кавалерия, квас, караван, подкова, аквариум, буква, корова, квадрат, тыква.)
6. Работа с учебником
Наблюдение над изменением окончаний имен существительных; понятие о склонении.
Упр. 88, с. 55 - устно.
Упр. 89, с. 55.
Прочитайте. Когда так говорят? (Как с гуся вода — никакого воздействия, все нипочем, безразлично; выйти сухим из воды — остаться безнаказанным; вилами по воде писано — не сбудется, не соответствует действительности; вывести на чистую воду — разоблачить, уличить в чем-либо; как в воду глядеть — предсказать, предполагать реальный ход событий; не разлить водой — о тех, кто очень дружны, неразлучны, всегда вместе; ловить рыбку в мутной воде — хитрить, совершать бесчестные поступки).
Вывод: имя существительное, отвечая на разные вопросы, сохраняет лексическое значение, но изменяет грамматическую форму — употребляется с разными окончаниями. В таких случаях говорят, что оно изменяется по падежам, или склоняется.
Чтение вывода (упр. 89).
Ответы на вопросы:
¾ Что называется склонением имен существительных?
¾ Что происходит с именем существительным при склонении?
|
¾ Сколько падежей есть в русском языке?
¾ Прочитайте названия падежей.
Учитель говорит, что их нужно запомнить, и знакомит со старым стишком, который поможет это сделать: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь»:
Иван — именительный,
Рубил — родительный,
Дрова — дательный,
Варвара — винительный,
Топила — творительный,
Печь — предложный.
Физкультминутка
Актуализация знаний о падежах.
Наблюдение за склонением имен существительных (упр. 90)
— Какими вспомогательными словами можно пользоваться, чтобы определить падеж имен существительных?
— Просклоняйте (устно) имена существительные корень, трава, стекло.
— Какая часть в слове изменяется при изменении по вопросам? (Окончание.)
Работа с правилом (с. 91).
— Какой падеж является начальной формой имени существительного?
Формирование умения употреблять имена существительные в нужной падежной форме, определять падеж имен существительных.
Упр. 91.
— Спишите словосочетания, изменяя имена существительные в скобках. Обозначьте падеж имен существительных, выделите окончания.
Работа с деформированным текстом:
1) Поплавает он с недельку-другую и происходит второе ч..до — у него начнут расти за..ние и передние лапки. 2) Они начинают св..ю ж..знь в виде маленьких круглых студенистых шариков — лягушачьей икры. 3) Потом исчезнет хвост. 4) Леж..т в к..наве или в пруду греется в луч..х солнышка а внутри него в это время происходит маленькое ч..до — появляются ротик г.ловка и хвостик. 5) В ж..зни обычных лягушек много удивительных превращений. 6) Каждый такой шарик повернут к со..нцу св..ей темной ст..роной. 7) Пройдет еще совсем немного времени и из каждой икринки вылупится маленький ч..рный г..л..вастик. 8) И вот уже перед нами веселый маленький л..гушонок.
|
— Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.
— Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
— Назовите предложения с однородными членами.
7. Рефлексия
— Как называется изменение имен существительных по падежам? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежные вопросы.
— Какую пользу приносят лягушки, жабы?
— Правильно ли поступают опытные садоводы и огородники, устраивая для лягушек и жаб укромные места в своих садах и огородах?
— Можно ли уничтожать жаб и лягушек?
8. Домашнее задание: упр. 92
Поплавает он с недельку-другую и происходит второе ч..до — у него начнут расти за..ние и передние лапки.
Они начинают св..ю ж..знь в виде маленьких круглых студенистых шариков — лягушачьей икры.
Потом исчезнет хвост.
Леж..т в к..наве или в пруду греется в луч..х солнышка а внутри него в это время происходит маленькое ч..до — появляются ротик г.ловка и хвостик.
В ж..зни обычных лягушек много удивительных превращений.
Каждый такой шарик повернут к со..нцу св..ей тёмной ст..роной.
Пройдет еще совсем немного времени и из каждой икринки вылупится маленький ч..рный г..л..вастик.
И вот уже перед нами веселый маленький л..гушонок.
РУССКИЙ ЯЗЫК