Логистика — наука о планировании и перемещении товарных потоков от производителя к потребителю, связанная с исследованием и оптимизацией стратегий распределения товаров (например, выбор путей и каналов товародвижения). Маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодных продаж товаров. Маркетинг отслеживает и определяет спрос на товар, отвечает на вопросы: какой товар, где, когда, в каком количестве может быть куплен. Логистика позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место, в нужное время, с минимальными затратами. Связи между маркетингом и логистикой настолько переплетены, что иногда трудно разделить сферы интересов этих ключевых функций любого бизнеса. Маркетинг и логистика взаимодействуют между собой в основном в системе сбыта фирмы, причем логистика, обеспечивая процедуры физического распределения готовой продукции, играет важную роль в организации продаж. В некоторых случаях физическое распределение может быть ключевым элементом и критическим фактором реализации маркетинговых стратегий.
Согласно основной идее логистики, необходимо объединить в единую систему всех участников процесса товародвижения:
• транспортные предприятия, экспедиционные фирмы;
• предприятия оптовой торговли;
• коммерческо-посреднические организации, которые с товаром не работают, но оказывают услуги по организации оптового оборота;
• предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические функции.
Основные задачи логистики
Логистика решает следующие основные задачи:
· прогнозирование объемов будущих продаж;
· создание системы управления запасами;
· создание системы обработки заказов;
· выбор места хранения запасов и способа складирования;
· определение способа транспортировки товаров.
Прогнозирование
Чтобы производитель мог своевременно учитывать возможные изменения объемов продаж его товаров в будущем, он должен знать точный прогноз предполагаемого спроса. Такой прогноз позволяет производителю контролировать поток товаров, вовремя отгружая их в таком количестве, которое соответствует реальным потребностям рынка.
Управление запасами
Производитель не может обеспечить своевременное выполнение заказов покупателей на поставку продукции без накопления определенных запасов. Поэтому большинство фирм и создает запасы. Очень важно правильно определить величину запасов.
Обработка заказов
Провести обработку заказов - это значит осуществить определенную деятельность, необходимую для отправки требуемой покупателю продукции. К такой деятельности относятся:
· проверка кредитоспособности заказчика;
· обоснование целесообразности и принятие решения о продаже товара;
· оформление бухгалтерских документов;
· подготовка товара к отгрузке;
· учет изменений запасов товара;
· оформление счета заказчику.
Хранение запасов
Для хранения запасов товара используются специальные склады. Склады могут принадлежать производителю, посреднику или некоторой фирме, сдающей складские помещения в аренду. Чтобы определить, сколько и каких складов производителю следует использовать, необходимо провести анализ всех возможных вариантов доставки товаров потребителям и выявить тот из них, при котором затраты на содержание запасов и доставку были минимальными.
Способ складирования
Выбор способа складирования зависит от того, как и в каких количествах перевозится товар. В соответствии с этим он может храниться в отдельных упаковках, ящиках или опечатанных контейнерах.
Транспортировка
В общей величине затрат на физическое распределение значительная часть приходится на транспортировку товаров. Однако из этого вовсе не следует, что производителю необходимо использовать самый дешевый вид транспорта. Ему иногда целесообразно воспользоваться и более дорогим транспортом. Такой вариант возможен, если сама по себе транспортировка является определяющим фактором существенного увеличения объемов продаж, а, следовательно, и получения дополнительной прибыли.
Для транспортировки товаров может быть использован:
· грузовой автомобильный транспорт;
· железнодорожный транспорт;
· водный транспорт;
· воздушный транспорт;
· трубопроводы.
Каждый вид транспорта имеет как свои преимущества, так и недостатки. Их нужно всегда анализировать, если следует принять решение о перемещении конкретных товаров в пространстве и времени. Выбирая способ транспортировки своих товаров, грузоотправители должны учитывать такие факторы:
— доступность обслуживания потребителей;
— время доставки;
— интенсивность (частота) доставки;
— обеспечение соблюдения графика доставки;
— способность обеспечить перевозку грузов различных типов;
— возможность сочетания с другими видами транспорта;
— стоимость перевозки.