Изучить материал лекций.
2. Выписать основные понятия в конспект.
Тема «Проблема познаваемости мира. Мировоззрение. Общение»
1. Проблема познаваемости мира.
2. Истина и ее критерии
3. Мировоззрение.
4. Общение.
1. Проблема познаваемости мира – одна из основных в философии. Гносеология – раздел философии, занимающийся проблемами познания.
Познание - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Знание — это результат познания.
На вопрос «Познаваем ли мир?» разные философские школы отвечают следующим образом:
1. Пессимисты отрицают познаваемость мира
2. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем
3.Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания
2. Существуют два вида познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание осуществляется в следующих формах:
-ощущения- отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов;
-восприятие- целостное отражение предметов в многообразии их свойств;
-представление- отражение не конкретного предмета, а некий «усредненный» образ объекта (Для представления характерна память, ее «оживление». Нередко в представлении действует и воображение).
Рациональное (логическое) познание осуществляется в следующих формах:
-понятие- мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие „человек” не ограничивается образом какого-то конкретного человека);
-суждения- мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания;
-умозаключения -рассуждение, формирующееся на базе понятий и суждений, в ходе которого логически выводится новое суждение (заключение или вывод).
|
Соотношение чувственного и рационального познания:
1. Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность (Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»)
2. Рационалисты признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.
Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других — рациональное начало.
2. Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.
Относителъная истина — это ограниченное верное знание о чем-либо. (человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничены данным конкретным моментом)
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. (Из относительных истин складывается абсолютная истина)
Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.
|
Критерии истины:
1. знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов;
2. признание истинным того, что полезно для человека;
3. практика.
4. проверяемость знания.
Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью.
Заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, ложь —это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.
3..Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.
Мировоззрение носит исторический характер. Каждый человек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влияют на формирование общего мировоззрения. Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира.
Типы мировоззрения:
Обыденное мировоззрение формируется в процессе личной практической деятельности человека. Оно складывается стихийно, основываясь на жизненном опыте. Широко распространено.
Мифологическое мировоззрение существовало на заре человечества. Пережитки его – суеверия.
Религиозное мировоззрение – основано на догмах религии. Изложены в священных книгах мировых религий. В религиозных постулатах содержатся взгляды на мир, его происхождение, на предназначение человека, определяются правила поведения, с которым связано спасение души. Нацеливает человека на совершение нравственных поступков.
|
Философское мировоззрение дает объяснение действительности с позиций разума. Включает в себя взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни.
Научное мировоззрение – продолжение развития мировой философии, которая опиралась на достижение науки. Включает научную картину мира.
4. Человек – существо социальное и не может жить вне общества. Жизнь в обществе предполагает взаимодействие между его членами, которое и называется общением. В социальной психологии понятие общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие друг другом, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатию и антипатию.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в которой реализуются социальные отношения людей.
В зависимости от способов взаимодействия выделяют 3 стороны общения: 1.коммуникативную,
2.интерактивную,
3.перцептивную.
Коммуникативная сторона общения – это обмен информацией. Различают два пути обмена информацией: вербальный – с использованием речи, и невербальный – с использованием мимики, взглядов, жестов, поз, и других приемов передачи информации.
Речь – важнейшее социальное свойство человека. Выделяют устную и письменную речь. Формами устной речи являются диалог - разговор двух и более лиц, и моноло г – передача информации от говорящего к слушателям.
В связи с развитием средств передачи информации видовое разнообразие общения увеличивается. В особый вид уже можно выделить общение через Интернет, телефонное общение, СМС-сообщение. Это с особой актуальностью поставило вопрос о взаимоотношении общения и коммуникации. Оба явления предполагают обмен информацией, содержание которой может быть одинаковым. Но есть и отличия. При общении субъекты равноправны, активны, обмен информацией приводит к ее изменению, дополнении., уточнению. В итоге происходит формирование новой информации, обладателями которой становятся все участники общения. Коммуникация же предполагает передачу информации одним субъектом другому без обратной связи. Новую информацию получает только принимающий. Примером коммуникации может служить радио и телевидение.
Интерактивная сторона – это взаимодействие людей в процессе совместной деятельности: на работе, в учебе, при совместном проведении досуга. Она проявляется, когда нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроения, поведение, убеждения собеседника. В процессе интерактивного общения люди приспосабливаются друг к другу, между ними возникают симпатия и взаимопонимание. Большое значение для успешности интерактивного общения играет соблюдение людьми социальных норм, принятых в обществе.
Перцептивная сторона – это процесс восприятия, понимания и познания людьми друг друга и установления на этой основе взаимодействия. Оно связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его.
В зависимости от содержания и сферы, в которой оно осуществляется, выделяют несколько форм общения: бытовое, деловое, убеждающее, культурное, научное, ритуальное и др.
Бытовое ( повседневное) общение – это общение между близкими людьми в повседневной бытовой жизни.
Деловое общение осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности. Оно носит характер приказов, инструкций и имеет цель – достижение положительных результатов трудовой деятельности. Руководитель – воздействует на подчиненного.
Убеждающее общение проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение. Убеждающий субъект приводит аргументы: перспективы, угрозы.
Межкультурное общение осуществляется между людьми, разделяющими разные культурные ценности.
Культурное общение связано с взаимодействием людей в процессе приобщения к культурным ценностям. Это могут быть посещение выставок, театра, кино и т.д.
Ритуальное общение – это выполнение заранее предписанных правил поведения. Оно играет ведущую роль при совершении религиозных обрядов, соблюдении национальных обычаев, посещении общественных мест и т.д.
Одной из разновидностью ритуального общения является этикет – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений с окружающими.