План:
1. Понятие «культура».
2. Функции культуры.
3. Виды культуры.
1.В Древнем Риме под словом «культура» понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже – все изменения в природе, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное человеком. Культура стала пониматься как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. На сегодняшний день существует множество ее определений и трактовок.
В широком смысле слова культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также – все ее результаты. В узком смысле, культура – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
В связи с существованием 2 типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить 2 основные сферы существования и развития культуры. Материальная культура – связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право, образование.
Граница между ними очень условна, т.к. в чистом виде они не существуют. Духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т.д.). Духовная культура является основой духовной жизни общества, которая включает знание, веру, чувства, переживания, потребности, способности, и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир человека.
|
2.Культура играет большую роль в жизни общества. Она выполняет ряд функций.
Наименование функции | Ее содержание |
Познавательная | Формирование целостного представления о народе, стране. эпохе. |
Регулятивная (нормативная) | Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам (нормы морали, права, поведения) |
Коммуникативная | Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; передача накопленного опыта последующим поколениям. |
Социализации | Усвоение общепринятых правил и культурных ценностей, становление личности. |
Культура общества – многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно. Входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры.
3.Различают народную, элитарную и массовую культуру.
Народная культура | Элитарная культура | Массовая культура |
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы). | Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Сложные для понимания произведения. | Современная культура. Усредненный уровень развития ее потребителей. Средства распространения – книги, пресса, кино, радио, телевидение, видео и звукозаписи. Шоу-бизнес. Доступна и легкоусваиваемая. |
3.Деление культуры на элитарную и народную утвердилось в XIX в. и во многом связывалось с социально-классовым расслоением общества.
Народная культура включает ценности не только «потребляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая
|
культура, охватывающая различные направления, представленная многими жанрами, существовала всегда. Наряду с устным народным творчеством (сказками, былинами, пословицами)
важными направлениями этого искусства являются хореография (танец), песенное творчество (лирические песни, ро
мансы, баллады, частушки), кукольный театр, а также прикладное искусство (вышивка, игрушка и др.).
Народное искусство не знает разделения на создателей и
«потребителей». Народная культура всегда несет на себе своеобразие породившего ее народа, особенности его менталитета, культурно-исторических
традиций.
Элитарная культура получила распространение в городах
среди образованной части населения и создавалась привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными художниками, писателями, музыкантами.
Термин «элитарная культура» относят прежде всего к произведениям изобразительного искусства, литературы, музыки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искусстве.
Появление массовой культуры связано со становлением
на рубеже XIX—XX вв. так называемого массового общества. Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству,
резко увеличившему и одновременно удешевившему производство товаров. Но индустриальное машинное производство предполагает стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений,
навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей
|
одежды и т. д. Затронули процессы стандартизации и духовную культуру.
Достаточно четко обозначились две сферы жизни работающего человека: собственно работа и досуг — социально
значимое свободное время.
В результате возник платежеспособный спрос на те товары и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на
этот спрос ответил предложением «типового» культурного
продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д.
Они были предназначены прежде всего для того, чтобы помочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть
от монотонного труда.
Термином «массовая культура» охватываются различные
культурные продукты, а также система их распространения
и создания. Прежде всего это произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино- и видеофильмы
(беллетристика, комиксы, поп-музыка, триллеры, блокбасте
ры, плакаты и т. п.). Кроме того, сюда относятся образцы
повседневного поведения, внешнего вида. Данные продукты
и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, институт моды.
Рассмотрим основные особенности массовой культуры. --- -
Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Говорят даже о ее примитивности. Но облегченность этих произведений во многом была обусловлена объективными
условиями, вызвавшими к жизни массовую культуру. Трудность приспособления к непривычной городской среде, монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром
восстановлении психологического равновесия, энергии после
трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации
прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.
Занимательность. Сказанное выше подводит нас к выводу, что эта черта присуща многим произведениям массовой
культуры. Занимательность обеспечивается обращением к
таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь,
секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы.
В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют
друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим
рассуждениям, а действуют.
Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в
том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень
больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей. Книги выходят подчас миллионными тиражами, «мыльную оперу» по телевидению также
смотрят миллионы зрителей. Определенная серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев.
Пассивность восприятия. Эту особенность массовой
культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных
жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.
Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, — это товар, предназначенный для
массовой продажи. Рынок массовой культуры — это в большей
степени рынок покупателя, чем рынок продавца. Именно на
запросы широкого круга потребителя ориентируются профессиональные создатели продукции массовой культуры.
Показателями спроса выступают объемы продаж, а также
различного рода рейтинги — замеры отношения аудитории
к той или иной передаче, программе. Но и продавцы на
этом рынке (как на любом другом) также активны, стараются сформировать спрос на уже имеющийся у них продукт,
рекламируют свой товар.
Общество состоит из множества социальных групп, у каждой своя система ценностей. Часть общей культуры, системы ценностей, присущей определенной социальной группе, носит название субкультура. Городская, деревенская, молодежная, национальная, криминальная, профессиональная.
Особая разновидность субкультуры – контркультура. Противостоит доминирующей. Представители контркультур отказываются от ценностей общества и противопоставляют себя ему.