Структура философского знания.




Что такое философия?

 

1. Философия: понятие и предмет.

2. Структура философского знания.

3. Функции философии в обществе.

4. Генезис философии.

 

Философия: понятие и предмет.

Буквальный перевод с древнегреческого слова «философия» означает любовь к мудрости, к истине (phileo - люблю, sophia – мудрость). Понятие «философ» впервые встречается у Гераклита (544-483 до н.э.), для обозначения ученого как «исследователя природы вещей». Термин «философия» как стремление к истине впервые употребляется в трудах Пифагора (580-500 до н.э.). Истолкование же философии как особой науки, целью которой является познание вечного, непреходящего, впервые предпринял Платон (427-347 до н.э.). Позднее разные мыслители вкладывали разный смысл в понятие «философия».

· Аристотель (384-322 до н.э.) – это наука о сущем, о наиболее общих первоначалах бытия.

· Эпикур (341-270 до н.э.) – путь достижения счастья посредством разума.

· Сенека (4-65 до н.э.) – учение об этике, о добре и зле.

· Фома Аквинский(1225-1274) – наука о познании Бога в мире.

· А.Сен-Симон (1760-1825) – учение о наилучшем устройстве общества.

· И.Кант (1724-1804) – учение о познании, определяющее цели человеческой деятельности.

· Г.В.Ф.Гегель (1770-1831) – историческая эпоха, схваченная в мысли.

· К.Маркс (1818-1883) – духовная квинтэссенция эпохи.

· Б.Рассел (1872-1970) – размышление о предметах, знание о которых еще невозмоно.

· Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955) - учение об Универсуме.

· Н.Гартман (1882-1950) -– мировое сознании, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить и мир и самого себя.

Сегодня философию чаще всего рассматривают как:

1 Исторический тип мировоззрения (наряду с мифологией и религией).

2 Науку (наряду с другими науками).

3 Форму общественного сознания, элемент духовной культуры общества (наряду с правом, моралью, искусством и т.п.).

Таким образом, философия представляет собой синтетическую форму общественного сознания, объединяющую в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира. Философия – особая форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

Ее цель – поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания, выработка стратегии свободной человеческой жизнедеятельности. Главный вектор философского знания – это отношение «мир – человек». Оно является основанием всего проблемного поля философии.

Предметом философии являются наиболее общие проблемы существования мира и его структурных элементов (природы, общества, человека), всеобщие законы их развития, универсальные принципы бытия и познания, вечные вопросы взаимоотношения человека и мира.

Специфика философского знания. Следует отметить, что предмет философии лежит за пределами чувственного опыта. Философия исследует не мир как таковой, а то, как он представлен в человеческом знании. Поэтому проблемное поле философии не пересекается с другими науками. Предмету философии присущ универсализм, она изучает мир в целом и мир как целое. Также философии свойственны такие черты как интегральность (она обобщает все знания человека о мире) и субстанциональность (она ищет предельные основания всякого бытия). Философское знание носит антропологический характер, поскольку в центре его всегда стоит человек. «Философия видит мир из человека, а наука видит мир вне человека» (Н.А.Бердяев). Поэтому философское знание всегда имеет субъектно-объектный характер.

Структура философского знания.

Современная философия как мировоззренческая система и наука, является совокупностью объективированных знаний и ценностей, идеалов ипринципов своего времени. Она включает следующие структурные составляющие (разделы) или философские дисциплины.

· История философии – раздел, изучающий генезис философии. Проблемы возникновения и периодизации философии, основные исторические этапы ее развития, главные школы, направления, представители и т.д.

· Онтология – учение о сущем (бытии). Проблемы первоначала всего сущего, закономерности развития мира и смысла бытия, основных принципов философствования и т.п.

· Гносеология – учение о познании. Проблемы познаваемости мира, субъекта и объекта, форм и методов познавательной деятельности, истины и ее критериев и пр.

· Философская антропология – учение о человеке. Проблемы происхождения человека, его природы и сущности, смысла жизни, форм деятельности и ее мотивов и др.

· Социальная философия - учение об обществе. Проблемы природы и сущности социального бытия, основных сфер жизни общества, источников, направленности и смысле социального развития и т.п.

· Аксиология – учение о ценностях. Проблемы источников ценностей и ценностных отношений, их классификации, иерархии, месте и роли в жизни человека и общества.

· Этика – учение о морали и нравственности. Проблемы добра и зла, чести и достоинства, долга и ответственности и т.д.

· Эстетика – учение о прекрасном в действительности и в сознании человека, о нормах, законах и канонах искусства

· Философия истории –учение о смысле и направленности исторического процесса, его закономерностях и периодизации

· Философия культуры – дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и во всей глубине ее структурных разновидностей.

· Философия науки - дисциплина, исследующая общие характеристики научного познания, его структуру, средства и методы, идеалы и нормы, социокультурные детерминанты.

· Философия техники – раздел анализирующий место и роль техники как динамичного и противоречивого феномена современной цивилизации.

· Философия религии – сфера исследования, связанная с анализом феномена религии, ее роли и места в жизни человека и общества.

· Философия глобальных проблем – область исследований, в которой определяются предпосылки решения глобальных проблем современности, разрабатываются футурологические концепции.

Можно перечислить и более частные области философского познания, такие как философия языка, философия права, философия экономики, философия детства и др.

Таким образом, современная философия представляет собой сложную, открытую и динамичную систему теоретических и практических знаний о мире и месте человека в нем, которая во многом обуславливает цели и мотивы его жизнедеятельности.

 

· Функции философии в обществе.

Социальные функции философии – основные направления применения философского знания в обществе, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

Теоретико-познавательная – отвечает за разработку философской картины мира.

Мировоззренческая – формирует определенное отношение к миру, конкретный тип мировоззрения.

Гносеологическая – раскрывает механизм познания, способы получения истинного знания.

Методологическая – определяет пути, средства и методы познания.

Культурная – отвечает за передачу духовных традиций от поколения к поколению.

Аксиологическая – создание системы ценностей, выражающей интересы общества в целом, а также конкретных социальных групп и индивидов.

Социализации – включение индивидов в жизнь общества, развитие активной жизненной позиции.

Воспитательная – формирование убеждений, становление человека как личности.

Критическая – ставит под сомнение наличное знание, дает толчок к поиску нового.

Социальная – дает возможность объяснить общественное бытие, способствовать его материальному и духовному изменению.

Прогностическая – определить тенденции развития мира, природы, общества и человека.

Данными функциями общественная значимость философии не исчерпывается. Наряду с перечисленными, называют еще культурологическую, эвристическую, герменевтическую, экологическую, эстетическую, интеграционную и другие функции философии в зависимости от сферы ее приложения. Как писал русский мыслитель начала ХХ века Г. И. Челпанов (1862-1936): «Самой важной функцией илософииявляется то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний» (Челпанов Г. Введение в философию. – М., 1912. – С.12.).

Таким образом, философия как форма духовной деятельности, как область профессионального знания, как особая наука имеет свой предмет, свой категориальный аппарат, свою методологию, свои функции, свой специфический путь развития.

Поскольку философия является формой самопознания человечества, она всегда носит конкретно-исторический характер, отражая наиболее значимые смыслы и ценности. Поэтому важно знать ее историю, ведь философское знание одновременно и динамично и консервативно. Новые теории и концепции возникают на основе уже существующих, модифицируя, критически переосмысливая или поглощая их.

· Генезис философии.

 

Понятие генезис (от греч. genesis) означает происхождение, возникновение, зарождение чего-либо и процесс развития, пришедший к определенному состоянию. Поэтому, говоря о генезисе философии, мы должны найти ответы на следующие вопросы:

· где и когда возникла философия;

· через какие исторические периоды своей эволюции она прошла;

· в чем качественная специфика каждого из этих периодов;

· в чем особенности современного этапа ее развития.

Проще всего ответить на первый вопрос. Научно доказано, что философия как форма духовной деятельности, как способ познания, как элемент в структуре общественного сознания одновременно и автономно зародилась в трех культурных регионах Древнего мира (Греции, Индии и Китае) примерно в 7-6 веках до нашей эры.

Сложнее ответить на вопрос о периодизации истории философии. Во-первых, не существует единой мировой линии развития философии, единого мирового философского процесса. С момента зарождения достаточно четко обозначились различия между западным и восточным типами философствования. Они касаются и предметной области, и идейных истоков, и степени рациональности, и категориального аппарата, и методологии познания, и способов существования философских школ и пр. Отечественная философия обычно относится к западной философской традиции. Во-вторых, нет единой мировой философии как общепринятой научной парадигмы. Философия – это совокупность отдельных национальных философий, течений, направлений и школ, зачастую никак не связанных друг с другом. Ряд исследователей рассматривает историю философии как совокупность философских учений и доктрин различных мыслителей, живших в разное время и в разных странах. По этому принципу, в частности, построена «История западной философии» Б. Рассела. Преобладает все же точка зрения, согласно которой, в истории философии можно выделить ряд поступательных этапов, совпадающих с социокультурным развитием западной цивилизации в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: