Текст сказки о споре Кота и Плота (упр. 134) помогает детям убедиться в том, что неодушевленные имена существительные в именительном и винительном падежах склоняются одинаково — отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковую форму: И. п. (что?) плот; В. п. (что?) плот. Одушевленные имена существительные склоняются в этих падежах по-разному — отвечают на разные вопросы и имеют разную форму: И. п. (кто?) кот; В. п. (кого?) кота. Детям сообщается, что им придется столкнуться с определенными трудностями при разграничении именительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных. Как преодолеть эти затруднения? Как научиться правильно определять именительный и винительный падежи неодушевленных имен существительных — тема урока.
Отработка умения различать именительный и винительный падежи имён существительных
Выполнение письменного задания к упр. 134
В ходе проверки выполнения упражнения учащиеся отвечают на вопросы: что обозначает имя существительное в именительном падеже? В винительном падеже? (Вспомнить значения имен существительных в именительном падеже можно, обратившись к с. 60—61, а в винительном — на с. 72). Каким членом предложения является (существительное в именительном или в винительном падеже)? Употребляется ли с предлогом?
Чтение правила на с. 84
Учитель может предложить и другой путь различения именительного и винительного падежей — тот, что описан в сказке «Как поспорили Кот и Плот»: вместо неодушевленного существительного в словосочетание подставить одушевленное. Если оно не изменяет начальную форму — это именительный падеж: растет (что?) лес, (кто?) брат. Если оно меняет начальную форму — это винительный падеж: люблю (что?) лес, (кого?) брата.
|
Выполнение упр. 135
Герой шуточного стихотворения Э. Успенского «Память» хвалит сам себя и самоуверенно утверждает, что любое предложение повторит без ошибок. Учащиеся отмечают комический эффект, который возникает в результате нетвердого запоминания текста, а также находят ошибку, свидетельствующую о невнимании героя к речевым нормам (в последней строке он пытается изменить наречие зря).
Дети списывают стихотворение (по вариантам), обозначают падеж имен существительных (для сравнения именительного и винительного падежей достаточно определить падеж имен существительных Ваня и кактус), объясняют, по каким признакам определяли падеж неодушевленного имени существительного кактус. Первый путь — значение, роль в предложении; второй — сравнение с одушевленными именами существительными: мыла (что?) кактус, мыла (кого?) Ваню.
5. Закрепление умения определять именительный и винительный падежи неодушевленных существительных.
Выполнение упр. 136
Учащиеся устанавливают, что существительные в форме именительного падежа обозначают предметы, которые сами совершают действие, а в форме винительного падежа — предметы, на которые направлено действие.
Выполнение упр. 137- самостоятельно
Дети читают текст «Синицы», выписывают словосочетания с именами существительными в винительном падеже и доказывают правильность своего выбора.
Подведение итогов урока
Отработка умения определять падежи имён существительных
Игра «Задание для товарища».
|
Это задание дети готовят дома. Каждый ученик выписывает на листок пять словосочетаний с именами существительными. На уроке соседи по парте обмениваются листками и определяют падеж имен существительных в словосочетаниях, подобранных товарищем. После выполнения работы организуется взаимопроверка.
7. Домашнее задание: упр. 138.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Винительный и родительный падежи
Цели: познакомить с приемами распознавания винительного и родительного падежей имен существительных; развивать умение определять эти падежи.
Организационный момент
Минутка чистописания
___________________________________________________
• Рассмотрите узор. Какие буквы входят в состав узора? Пропишите эти буквы в воздухе глазами. Какие звуки может обозначать буква т? Приведите примеры. Обведите и пропишите узор, поэтапно ускоряя темп письма.
Выполните упражнение для пальчиков: напишите на столе большими пальцами левой и правой руки элемент буквы ц — ____, затем опустите руки вниз и встряхните кистями, напишите на столе указательными пальцами элемент буквы ц, встряхните кистями рук и т.д.
___________________________________
___________________________________
• Прочитайте словосочетания. Устно к существительным поставьте вопрос. Как определить падеж слова отца в каждом словосочетании? Запишите словосочетания.
Кого поймал рыболов? (Щ…ка)
Кого пр..гл..тила щ..ка? (Плотвич..ка)
• Прочитайте вопросы. Ответьте на них, используя слова в скобках. Объясните написание пропущенных букв. Запишите, вставляя пропущенные буквы там, где это необходимо. Определите падеж имён существительных.