Объяснение нового материала




Выполнение упр. 162

Учащиеся выясняют, что

¾ имена существительные могут иметь ударные и безударные окончания, т. е. гласные в окончаниях могут нахо­диться либо под ударением, либо в безударном положении (необходимо показать связь между орфограммами: безударная гласная в корне слова и безударная гласная в окончании; обе подчиняются основному закону русского письма — в без­ударном положении требуют проверки);

— ударные и безударные окончания имен существительных одного склонения произносятся по-разному, но пишутся одинаково, т. е. безударные окончания могут быть проверены ударными;

— для проверки безударного гласного в окончании име­ни существительного необходимо подставить вместо него имя существительное того же склонения, в котором гласный па­дежного окончания находится под ударением.

Чтение правила на с. 101.

Выполнение упр. 163 (выполняется в соответствии с заданиями к нему.)

Знакомство с последовательностью дей­ствий при проверке безударных гласных в окончаниях имен существительных (упр. 164)

Закрепление изученного материала

Выполнение упр. 165

Учащиеся читают отрывок из стихотворения Э. Успен­ского, выписывают выделенные имена существи­тельные, вставляя пропущенные буквы в окончаниях, предварительно проверив их написание по известному алгоритму. Проверочные слова записываются в скобках перед проверя­емым словом.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: у пр. 166.


 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Правописание падежных окончаний имен су­ществительных 1-го склонения

Цель: познакомить с изменением по падежам существи­тельных 1 -го склонения; упражнять в проверке безударных падежных окончаний.

Организационный момент

Минутка чистописания

____________________________________________________

• Прочитайте слоги. Пропишите их в воздухе ручкой. Обведи­те и напишите слоги в тетради.

Измените последовательность слогов, чтобы получилось слово.

Что обозначает слово грамота? (Умение читать, писать; похвальный лист.)

К слову грамотный подберите синонимы.

В древности слово грамота имело и другое значение: грамотой называли всякое царское письмо, писание владетельной особы, а словосочетание живая грамота обозначало устную речь.

Пропишите слово грамота на следующей строчке, проговаривая его написание.

Кто грамм..те горазд, тому (не) пропасть.

* Прочитайте. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Спи­шите, вставляя пропущенную букву и раскрывая скобки. Какие ещё пословицы про грамоту, учёбу вы знаете?

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Учитель читает отрывок из стихотворения Б. Климычева:

От слова «дерево» — деревня.

Здесь все: заборы и дома,

поленья, бани и деревья —

одела инеем зима.

Учащимся предлагается высказать свое отношение к тому, как поэт объясняет происхождение слова деревня. Затем дети устно определяют склонение запомнившихся из текста стихотворения имен существительных. При проверке повторяется алгоритм определения склонения, особое вни­мание обращается на имена существительные 1-го скло­нения.

Рассматривание таблицы склонения существительных зима, деревня, стена, земля (упр. 167)

Ученики называют падежные окончания и отмечают одинаковые окон­чания в дательном и предложном падежах.

¾ После какого согласного (твердого или мягкого) следуют окончания в именах существительных зима, стена, после какого — в именах существительных деревня, земля?

Вывод о том, какие окончания пишутся после твердых согласных, а какие — после мягких согласных.

Выполнение упр. 168 (выполняется в соответствии с заданиями к нему)

Закрепление изученного материала

Выполнение упр. 169

Учащиеся читают текст упр. 169, отвечают на вопрос, который содержится в заголовке, затем выписывают словосо­четания с выделенными именами существительными, встав­ляют пропущенные окончания. При проверке ребята объ­ясняют, как выбирали нужное окончание: определяли скло­нение имени существительного, подбирали существительное того же склонения с ударным окончанием, ставили слово в ту же форму, отмечали окончание и писали такое же в про­веряемом слове.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: упр. 170.

 

 


 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Правописание падежных окончаний имен су­ществительных 1-го склонения.

Цель: формировать умение проверять безударные глас­ные в падежных окончаниях имен существительных 1 -го склонения.

Организационный момент

Минутка чистописания

_________________________________________________

• Рассмотрите узор. Какая буква и какие элементы входят в состав узора? Пропишите узор в воздухе ручкой. В состав каких букв входит элемент ____? Обведите и пропишите узор в тетради. Пропишите слова из, с. Какой частью речи они являются?

_____________________________________________________

• Прочитайте. В каком случае следует употреблять предлог с, в каком — из? Запишите слова. Подчеркните орфограммы.

Скв..рец выл..тел ____ скв..реч..ника.

Прочитайте предложение, вставляя подходящий по смыслу предлог. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы (там, где это необходимо) и пред­лог. Определите род, число, падеж, склонение имён существи­тельных.

В..рона..л..тела ____ яблон…

• Прочитайте предложение, вставляя подходящий по смыслу предлог. Спишите, вставляя пропущенные буквы и предлог. Во всех словах выделите окончания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: