Выполнение упр. 162
Учащиеся выясняют, что
¾ имена существительные могут иметь ударные и безударные окончания, т. е. гласные в окончаниях могут находиться либо под ударением, либо в безударном положении (необходимо показать связь между орфограммами: безударная гласная в корне слова и безударная гласная в окончании; обе подчиняются основному закону русского письма — в безударном положении требуют проверки);
— ударные и безударные окончания имен существительных одного склонения произносятся по-разному, но пишутся одинаково, т. е. безударные окончания могут быть проверены ударными;
— для проверки безударного гласного в окончании имени существительного необходимо подставить вместо него имя существительное того же склонения, в котором гласный падежного окончания находится под ударением.
Чтение правила на с. 101.
Выполнение упр. 163 (выполняется в соответствии с заданиями к нему.)
Знакомство с последовательностью действий при проверке безударных гласных в окончаниях имен существительных (упр. 164)
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 165
Учащиеся читают отрывок из стихотворения Э. Успенского, выписывают выделенные имена существительные, вставляя пропущенные буквы в окончаниях, предварительно проверив их написание по известному алгоритму. Проверочные слова записываются в скобках перед проверяемым словом.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: у пр. 166.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения
Цель: познакомить с изменением по падежам существительных 1 -го склонения; упражнять в проверке безударных падежных окончаний.
|
Организационный момент
Минутка чистописания
____________________________________________________
• Прочитайте слоги. Пропишите их в воздухе ручкой. Обведите и напишите слоги в тетради.
Измените последовательность слогов, чтобы получилось слово.
Что обозначает слово грамота? (Умение читать, писать; похвальный лист.)
К слову грамотный подберите синонимы.
В древности слово грамота имело и другое значение: грамотой называли всякое царское письмо, писание владетельной особы, а словосочетание живая грамота обозначало устную речь.
Пропишите слово грамота на следующей строчке, проговаривая его написание.
Кто грамм..те горазд, тому (не) пропасть.
* Прочитайте. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Спишите, вставляя пропущенную букву и раскрывая скобки. Какие ещё пословицы про грамоту, учёбу вы знаете?
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Учитель читает отрывок из стихотворения Б. Климычева:
От слова «дерево» — деревня.
Здесь все: заборы и дома,
поленья, бани и деревья —
одела инеем зима.
Учащимся предлагается высказать свое отношение к тому, как поэт объясняет происхождение слова деревня. Затем дети устно определяют склонение запомнившихся из текста стихотворения имен существительных. При проверке повторяется алгоритм определения склонения, особое внимание обращается на имена существительные 1-го склонения.
Рассматривание таблицы склонения существительных зима, деревня, стена, земля (упр. 167)
Ученики называют падежные окончания и отмечают одинаковые окончания в дательном и предложном падежах.
|
¾ После какого согласного (твердого или мягкого) следуют окончания в именах существительных зима, стена, после какого — в именах существительных деревня, земля?
Вывод о том, какие окончания пишутся после твердых согласных, а какие — после мягких согласных.
Выполнение упр. 168 (выполняется в соответствии с заданиями к нему)
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 169
Учащиеся читают текст упр. 169, отвечают на вопрос, который содержится в заголовке, затем выписывают словосочетания с выделенными именами существительными, вставляют пропущенные окончания. При проверке ребята объясняют, как выбирали нужное окончание: определяли склонение имени существительного, подбирали существительное того же склонения с ударным окончанием, ставили слово в ту же форму, отмечали окончание и писали такое же в проверяемом слове.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: упр. 170.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.
Цель: формировать умение проверять безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных 1 -го склонения.
Организационный момент
Минутка чистописания
_________________________________________________
• Рассмотрите узор. Какая буква и какие элементы входят в состав узора? Пропишите узор в воздухе ручкой. В состав каких букв входит элемент ____? Обведите и пропишите узор в тетради. Пропишите слова из, с. Какой частью речи они являются?
_____________________________________________________
• Прочитайте. В каком случае следует употреблять предлог с, в каком — из? Запишите слова. Подчеркните орфограммы.
Скв..рец выл..тел ____ скв..реч..ника.
• Прочитайте предложение, вставляя подходящий по смыслу предлог. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы (там, где это необходимо) и предлог. Определите род, число, падеж, склонение имён существительных.
В..рона..л..тела ____ яблон…
• Прочитайте предложение, вставляя подходящий по смыслу предлог. Спишите, вставляя пропущенные буквы и предлог. Во всех словах выделите окончания.