4. Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения
Развитие умения определять склонение имен существительных (упр. 183)
Выбрав из слов, данных в упражнении, имена существительные 2-го склонения и записав их в форме родительного, винительного, творительного и предложного падежей, дети делают вывод о том, что в винительном падеже данные имена существительные имеют разные падежные окончания: одушевленные — -а, -я, неодушевленные — нулевое.
Чтение вывода на с. 113
Учитель подчеркивает, что необходимо употреблять имена существительные в нужной падежной форме, правильно писать падежные окончания.
Упражнение в употреблении нужной падежной формы имен существительных и написании соответствующих окончаний.
Выполнение упр. 184
Формирование навыка проверки падежных окончаний существительных 2-го склонения.
Выполнение упр. 185
При списывании осуществляется предварительная орфографическая подготовка, которая заключается в объяснении написания пропущенных букв.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 186.
Урок 37. Правописание падежных окончаний имён существительных второго склонения (с. 16)
• Прочитайте слова. Чем эти слова объединяются? Назовите буквы, которыми эти слова различаются. Какие звуки они обозначают? Запишите слова. Подчеркните буквы, которые обозначают согласный твёрдый глухой парный звук.
Выполните упражнение для глаз: напишите в воздухе глазами букву п максимально большого размера, переведите глаза вправо и на 1—2 секунды задержите взгляд, переведите глаза влево и на 1—2 секунды задержите взгляд. Упражнение повторите 2—4 раза.
• Прочитайте слова. Запишите их. Выделите окончания. Какого склонения все эти слова? Устно измените по падежам слово дом.
|
• Прочитайте. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните существительные второго склонения.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения.
Цель: познакомить с изменением по падежам существительных 3-го склонения; упражнять в написании падежных окончаний.
Организационный момент
Минутка чистописания
___________________________________________
• Обведите и пропишите сочетания ог, ом, ал. Обратите внимание на соединения букв в этих сочетаниях.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
• Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке? Какие слова входят в состав рисунка?
Если огурцы, помидоры и лук измельчить,
в тарелку глубокую их положить,
добавить сметану — и вот для вас
приготовлен полезный и вкусный салат.
В переводе с итальянского языка слово салат означает солёная зелень. Обведите и напишите слова, дорисовывая тарелку. Пропишите узор со словом салат, проговаривая его написание.
Вкус..ный с..лат, инт..рес..ный сп..ктакль.
•Прочитайте словосочетания. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы, там где это необходимо.
Сообщение темы и целей урока
4. Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения.
Повторение правила правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих (упр. 187)
|
Рассматривание таблицы 3-го склонения имен существительных (упр. 188).
Вывод: в родительном, дательном и предложном падежах существительные данного склонения имеют одинаковое окончание — -и.
Выполнение упр. 189
Ученики ставят имена существительные 3-го склонения в нужную падежную форму, обозначают окончание и падеж.
Развитие умения определять склонение имен существительных, выделять словосочетания «имя существительное + имя прилагательное» (упр. 190)
Учащимся предлагается определить тип текста (повествование с рассуждением), разделить его на части, озаглавить их и по полученному плану пересказать зарисовку Н. Сладкова «Яичко на ножках».
Примерный план:
1. Испуганная куропатка.
2. Бегущее яичко.
3. Птенец под скорлупкой.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 191.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения.
Цель: познакомить с алгоритмом проверки гласных в окончаниях существительных 3-го склонения; упражнять в проверке написания безударных падежных окончаний.
Организационный момент
Минутка чистописания
____________________________________________
• Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? В каком случае на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак? Составьте и запишите узоры с этими словами.
• Выполните упражнение для глаз: напишите ь глазами максимально внизу, затем напишите глазами ь максимально вверху, выполните круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторите упражнение 3-5 раз.
Мелют на мельниц.., делают из стал.., оч..щ..ют от пыл.., ск..льзит по глад…
• Прочитайте словосочетания. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение имён существительных.