Реферат на тему «Повседневная жизнь и быт в эпоху Петра Первого Автор: Симухин Егор Сергеевич 8 класс
Руководитель: Тербукова Нина Анатольевна
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Новотимошенской СОШ
2020 май
Оглавление: ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ ПРИ ПЕТРЕ I
Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей?
Титульный лист «Юности честного зерцала...». Фото
1. Дворянский образ жизни
При Петре I молодые дворяне, как и прежде, должны были с 16—17 лет нести пожизненную службу. В первой половине XVIII в. они часто служили рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях — вместе со вчерашними крестьянами и посадскими.
Служба и в XVII в. была нелёгкой. Но теперь, помимо обычных боевых и походных тягот, дворянину надо было облачаться в «немецкий» мундир, усваивать приёмы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат. Самим им нужно было учиться артиллерийскому или инженерному делу и в соответствии с царскими указами стараться дать образование своим детям.
Учиться же дворянину Петровской эпохи было очень трудно — не было ни системы преподавания, ни профессиональных учителей, ни учебников. Юному недорослю приходилось сталкиваться с «премудростью» на невразумительном научном языке, терпеть порки, холод в неотапливаемых помещениях и голод, поскольку копеечное жалованье выдавалось нерегулярно. Дежурившие в классах Морской академии гвардейские солдаты за нарушение порядка били воспитанников независимо от их происхождения. Отправлявшиеся по приказу Петра за границу дворянские отпрыски должны были (умея лишь читать и писать по-русски) изучать математику или «навигацию» на чужом языке.
|
Какие учебные заведения существовали в России до Петра I? Какие были созданы в его правление?
«Отставка» — по болезни или по ранению — при Петре I и его преемниках не означала вольной жизни в имении. Дворянин увольнялся с военной службы и тут же назначался на «статскую» — воеводой в провинциальный город, чиновником в новое учреждение или сборщиком подушной подати.
Покоя не было и дома. Надо было носить «немецкий» кафтан и брить бороду — царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье». А ещё надо было отмечать новые праздники, являться на маскарад, обучаться манерам. Пётр приказывал также собираться на ассамблеи, куда мужчины обязаны были приходить с жёнами и взрослыми дочерьми. Пленные шведские офицеры и жительницы немецкой слободы учили русских полонезу, менуэту и любимому Петром танцу — гросфатеру.
Дворец Шереметевых на Фонтанке в Петербурге. Фото
На смену церковной литературе пришли отечественные и переводные книги по математике, механике, фортификации; руководства по составлению писем и приобретению светских навыков («Юности честное зерцало...»). В круг чтения людей той эпохи вошли сочинения античных авторов Квинта Курция, Юлия Цезаря, Иосифа Флавия и занимательные повести о храбрых и галантных героях («Гистория о российском матросе Василии Кориотском» или «О Александре российском дворянине»).
Дамы сменили русские сарафаны на пышные платья с открытыми плечами, освоили модные причёски. Появились новые привычки вроде курения табака, новые развлечения — игра в карты и шахматы. Местом гуляний петербургской публики стал Летний сад, украшенный античными скульптурами богов и героев.
|
Для царя европеизация означала прежде всего овладение прикладными знаниями, техникой. А дворянские недоросли предпочитали менее трудный путь для сближения с «во нравах обученными народами» — знакомство с модами, светскими развлечениями и т. п. Так реформы способствовали отчуждению верхов общества от низов. К тому же новые культурные запросы обходились дорого: чтобы жить «по-европейски» (иметь хороший дом, модную одежду, карету, учителей для детей), нужно было иметь не менее 100 крепостных душ.