4. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
Сравнение падежных вопросов и окончаний имен прилагательных разного рода (упр. 22)
Учащиеся рассматривают таблицу, сравнивают падежные вопросы и окончания имен прилагательных разного рода и убеждаются в том, что прилагательные мужского и среднего рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания во всех падежах, кроме именительного и винительного.
Чтение вывода на с. 17.
Выполнение упр. 24
Подробное комментирование: «Определяем род и падеж имени существительного: озеро — имя существительное среднего рода, берег (чего?) озера — родительный падеж — по нему определяем род и падеж имени прилагательного: (какого?) глубокого — имя прилагательное среднего рода родительного падежа, окончание имени прилагательного определяем по окончанию падежного вопроса или проверочного слова простой».
Выполнение упр. 23
Дети читают текст, определяют, из какого произведения взят этот отрывок. Запись словосочетаний предваряется устной фронтальной работой по их выделению из предложений.
Подведение итогов урока
Домашнее задание: упр. 25
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
Цели: показать зависимость гласных в окончаниях имен прилагательных от согласного перед окончанием (твердый согласный или мягкий).
Организационный момент
Минутка чистописания
______________________________________
• Обведите и пропишите сочетание оло и узор с этим сочетанием.
колос голос
• Прочитайте слова. Запишите их. Обведите кружочком сочетание -оло-. Какими буквами различаются эти слова? Какие звуки они обозначают?
|
ранний громкий
• Прочитайте. Чем объединяются эти слова? Устно составьте словосочетания, используя слова колос и голос. Запишите слова ранний, громкий. Выделите окончания.
З..л..тое сер..це, х..лодный вечер, раннее з..рно.
• Прочитайте словосочетания. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каком значении употреблено слово золотое в словосочетании золотое сердце?
Сообщение темы и целей урока
4. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
Выполнение упр. 26
Учащиеся устанавливают определенную зависимость: после твердых согласных в окончаниях имен прилагательных в родительном, дательном и предложном падежах пишем о, после мягких согласных — е.
Чтение вывода на с. 19.
Выполнение упр. 27
Учащиеся читают текст, определяют тему текста, отвечают на вопросы по его содержанию, делят текст на две части. Первую часть можно назвать «Солнечная капелька» (это описание), вторую — «Мудрое название» (это рассуждение).
¾ Выпишите словосочетания с именами прилагательными мужского и среднего рода, определите падеж, обозначьте окончания.
При проверке, объясняя написание падежных окончаний имен прилагательных, дети пользуются алгоритмом (с. 14).
Выполнение упр. 28
Чтение текста
¾ Рассказом или сказкой является прочитанный текст? Обоснуйте свою точку зрения.
¾ Какие заголовки к тексту можно подобрать? («Как появились одуванчики», «Подарок Весны и Зимы».)
¾ Выпишите словосочетания с именами прилагательными, данными в скобках, определите их падеж, обозначьте окончания.
|
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 29.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода
Цели: у пражнять детей в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.
Организационный момент
Минутка чистописания
______________________________________
• Обведите и пропишите сочетания ак, ку, тн.
Выполните упражнение для пальчиков: щепотками пальчиков пропишите в воздухе букву к, опустите руки вниз и встряхните кистями рук несколько раз, вновь напишите букву к и т.д. Упражнение повторите 3—5 раз.
• Отгадайте загадку.
Во мне два к писать не забывайте,
таким, как я, всегда бывайте:
я точный, чистый и опрятный,
иным же словом —... (аккуратный).
У истока слова аккуратно стоит латинское слово кура — старание, забота.
Прочитайте слово аккуратно по слогам. Написание каких букв в этом слове надо запомнить?
________________________________
Пропишите узор, проговаривая написание слова аккуратно.
Будь прилежным и аккуратным!
• Прочитайте предложение. Какое это предложение по интонации и по цели высказывания? Спишите предложение.
Ч..л..века охв..тило радос..н..е чу..ство, когда он п..см..трел на звёз..ное небо.
• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Сообщение темы и целей урока