Выполнение упр. 30
Учащиеся сравнивают окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, вопросов к ним.
Вывод: имена прилагательные мужского рода в именительном падеже отвечают на вопрос какой? и имеют окончания: -ой, -ый, -ий: имена прилагательные среднего рода в именительном падеже отвечают на вопрос какое? и имеют окончания: -ое, -ее.
Выполнение упр. 31
Учащиеся подчеркивают главные члены предложения, определяют падеж имен прилагательных.
Учащиеся делают вывод о том, какой член предложения поясняют имена прилагательные в именительном падеже, а какой — в винительном.
Чтение правила на с. 23.
Выборочный диктант.
Задание: записать в один столбик словосочетания с именами прилагательными мужского рода, во второй — с именами прилагательными среднего рода. На месте орфограмм, которые дети не могут проверить сами, предлагается делать пропуск. Он потом будет заполнен в ходе коллективной проверки.
Легкий ветер, осеннее солнце, парусный флот, парусное судно, синее небо, высокий берег, дальнее поле, ближний лес, огромное пространство, раннее утро, свежий воздух, железное кольцо, сельский стадион, сладкий компот, вкусное варенье, горячий бульон.
Выполнение упр. 32
Дети читают описание Пеппи Длинныйчулок
¾ Какие отличительные особенности были у девочки? (цвет волос, прическа, форма носа и рта, как выглядели ноги, какими были чулки и туфли).
¾ Из выделенных словосочетаний выпишите те, в которые входят имена прилагательные мужского рода, объясните написание их падежных окончаний.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: Выписать из книги, которую читает ученик, по два предложения с именами прилагательными мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах, объяснить написание окончаний.
|
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
Цель: формировать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
Организационный момент
Минутка чистописания
______________________________________________
• Обведите и пропишите сочетания уд, ар, ств.
государство
• Прочитайте слово. Как вы понимаете его значение? (Страна в её границах, держава.) Напишите слово государство. Подчеркните букву, написание которой надо запомнить.
Б..гатое г..сударство, ак..уратный уч..ник, новый сп..ктакль.
• Прочитайте словосочетания. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно с данными словосочетаниями составьте предложения.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Выполнение упр. 34 (в соответствии с заданиями учебника)
Ученики читают стихотворение О. Дриза
¾ Почему поступки окрашены в разные цвета?
¾ Вместо имени существительного цвет подставьте имя существительное вещество. Что заметили? (Форма имени прилагательного при этом не изменяется, окончания одинаковые.)
Выполнение упр. 35
Учащиеся проверяют окончания имен прилагательных падежным вопросом и проверочным словом простой, ставят ударение в вопросе и проверочном слове.
Вывод: последний звук окончаний имен прилагательных в родительном падеже не бывает в ударной позиции, он всегда безударный, следовательно, проверить его невозможно; согласный в окончании находится перед гласным, но произносится не так, как пишется. Обе эти орфограммы необходимо запомнить.
|
Чтение вывода на с. 25.
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 36
Учащиеся к данным именам существительным подбирают из слов для справок подходящие по смыслу словосочетания «имя существительное + имя прилагательное», ставя их в форме родительного падежа, объясняют написание падежных окончаний прилагательных.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: упр. 37.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
Цель: формировать навык правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Организационный момент
Минутка чистописания
_____________________________________
• Пропищите сочетания ому, ему.
Выполните упражнение для пальчиков: большими пальцами обеих рук образуйте круг и произнесите [о], затем соберите пальцы в щепотки и напишите, сильно нажимая, на столе слог му. Повторите упражнение 3—5 раз.
простому дремучему лёгкому
• Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Запишите слова. Выделите окончания. Устно с данными словами составьте словосочетания. Определите падеж имён прилагательных.
К (скорый) по..зду, к (огромный) м..сту.
• Прочитайте, изменяя слова в скобках по смыслу. Объясните написание пропущенных букв. Запишите. У прилагательных выделите окончания.
Б..льшому к..р..блю – б..л..шое плаван..е.
• Прочитайте. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Спишите, вставляя пропущенные буквы. У прилагательных выделите окончания.