Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (1279 - 1368 гг.)




 

Преподобная Анна, дочь Ростовского князя Дмитрия Борисовича (+1294г.), родилась в городе Кашине около 1279 года, получив при крещении имя Анна в честь святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Летописи отмечают также рождение брата и двух ее сестер. Духовником княжны Анны стал всеми почитаемый Ростовский святитель Игнатий (+1286, память 28 мая). Долгие годы был близок семье князя Дмитрия Борисовича святой Петр, царевич Ордынский (+1290г., память 30 июня) побратим деда Анны, «дядя» для ее отца. Этот праведный старец, татарин, крещенный епископом Ростовским Кириллом, удостоился видения святых апостолов Петра и Павла.

Сведений о детстве и юности Анны сохранилось немного. Однако летописные источники указывают, что жизнь в Ростове, где княжил ее отец, была полна тревог и страхов.

В 1286г. в Ростове начались беспорядки из-за притеснений, злоупотреблений и наглости татар, осевших в городе и приходивших татарских отрядов. Жители ударили в вечевой колокол и начали громить татарские дома и лавки, а татар выгонять из города. Князья бросились в Орду умилостивлять хана. Княжна Анна с сестрами осталась на попечении родственников и бояр. Никто не знал, вернутся ли умиротворители живыми, что решит хан: накажет беспощадным погромом или простит. В тот раз помогли родственные связи Ростовских князей в Орде. Но сколько впоследствии приходилось Анне и ее близким испытывать мук ожидания жестокой и неотвратимой мести.

В 1293г. пришла новая беда, разгорелась яростная борьба за великое княжение между сыновьями Александра Невского - Андреем и Дмитрием. Закончилась она страшным погромом Северо-Восточной Руси, заставившим вспомнить времена нашествия Батыя.

В 1294г. скончался ее отец. Анна с сестрой Василисой остались круглыми сиротами, судьбой их распоряжался дядя Константин Борисович.

Беды, обрушившиеся на жителей княжества, вызывали глубокое сострадание в Анне. При дворе княжны по ее просьбе, кормили голодающих. Она ходила по городу к тем, кто не мог дойти до княжеского двора, кормила стариков и женщин; особым вниманием и заботами ее пользовались сироты и вдовы. Она ухаживала за больными, ранеными, искалеченными. Среди постоянных усобиц, жестокостей и насилий ее образ сиял как солнце, смягчая самые грубые и жестокие сердца.

Слава о ее красоте, мудрости и милосердии дошла до матери Тверского князя Михаила Ярославича, Ксении.* [Летописи отзываются о ней с почтительной похвалой, называют ее премудрой, блаженной, преподобной... (Воскресенская летопись VIIт. 188с.) ] Она направила к Ростовскому князю посланца с таким наказом: «Есть бо у него дщерь едина, зело добродетельна премудра же и прекрасна, сию желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбив бо ю добронравия ея ради».

Прибыла Анна в Тверь в ноябре 1294 г., в день Архангела Михаила - день ангела ее жениха. Венчал Михаила и Анну Тверской епископ Андрей*[ Кашинцы впоследствии запечатлели это событие устройством церкви в честь Архангела Михаила и «Михайловских» ворот от Кремля к Тверской дороге.] в кафедральном Спасо Преображенском соборе.

Летописи говорят о женитьбе князя Михаила, что «бысть радость велия в Твери». Свадьбу отпраздновали осенью 1294г., а весной, на 6-й неделе по Пасхе погорел «град Тверь весь».*[ Никоновская летопись.] 1925г.

Через три года новая беда: в ночь на Фомину неделю загорелся княжий двор: «И сгоре двор князя Михаила весь. Божией милостью пробудися сам князь Михаиле и выкинуся с княгинею своею в окно, а сени полны княжат и боярченков спяще и много сторожей, и никто же не слыша,.. се же чудо бысть, како Бог заступи князя».* [ Полное собрание русских летописей. т.VII. Воскресенская летопись, с. 182.; т.Х Никоновская летопись, с.173.]

В тот же год была великая засуха и горели «леса и боры, и болота, и мхи, и поля... и бысть нужа велия и бысть мор на скот».*[ ПСРЛ Никоновская легопнсь. т.Х. с. 172.]

В 1299г. у великой княгини родилась дочь Феодора (она скончалась во младенчестве). В 1300г. родился сын Димитрий, в 1301г. Александр, в 1306г. Константин, в 1309г. Василий. Она сама занималась воспитанием и образованием детей. Ее личный пример научил детей истинной христианской жизни. Дети участвовали в благотворениях и молитвах матери, всегда ходили в храм на богослужение.

В 1304г. скончался великий князь Андрей, и Владимирское великое княжение досталось Михаилу Тверскому, оказавшемуся теперь старшим. Но лишь только князь Михаил съездил к хану за ярлыком на великое княжение, с притязаниями на великое княжение выступил племянник Михаила Юрий, сын покойного Московского князя Даниила. Так началась борьба Москвы с Тверью, которая будет тянуться более полутора веков.

Эта жестокая борьба приводила к непрерывным разорениям Тверского княжества татарами, которых призывал Юрий. Это был век плача уси, терзаемой врагами и разоряемой братоубийственной враждой.

В 1313 г. хан Узбек, а вслед за ним вся Орда приняла ислам, эпоха веротерпимости кончилась. Положение Тверского княжества стало еще более тяжелым после женитьбы Московского князя Юрия на сестре хана Узбека.

В 1317 г. Михаил заявляет, что уступает племяннику великое княжение: «Брате! аще дал тебе царь великое княжение, то и аз отступаюся тебе, княжи на великом княжении, а в мою отчину не вступайся».

Но не таков был Юрий, чтобы удовлетвориться, ему хотелось добить противника. Собрав большую рать, он вторгся в тверскую землю и в течение трех месяцев опустошал ее грабежами, разбоями, пожарами, полонами. Тогда Михаил вышел навстречу врагу. В 40 верстах от Твери Юрий был разбит и бежал, бросив рать. Михаил захватил в плен князей и бояр союзных войск, а также супругу Юрия Кончаку, освободил полоны и вступил в переговоры с татарами.

Но неожиданно в Твери скоропостижно скончалась Кончака. Юрий сразу же отправился в Орду с доносом на Михаила, якобы отравившего сестру хана. Хан разгневался на Михаила и приказал уморить голодом его сына Константина, бывшего заложником в Орде. Но приближенные советовали: сына уморим, отец не явится. Решили послать войско. Тверскому княжеству грозило страшное разорение, и Михаил решил отправиться в Орду. Зная, что супруг отправляется на верную смерть, великая княгиня благославляет его в этот путь. Летописи сохранили слова, сказанные княгиней при расставании: «Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти... Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злокозненным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на него добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа..., тогда и я буду блаженна тебе ради во всех российских женах...».

Последние слова оказались пророческими. Великая княгиня провожала своего супруга до реки Нерли. На месте их расставания была поставлена часовня, которую народ назвал «святой часовней»*[ Сюда ежегодно в праздник Вознесения Господня с незапамятных времен совершался крестный ход.] в ней находилось изображение прощания князя Михаила с супругой.

После проводов Анна с младшим сыном Василием вернулась в Тверь. Старшие сыновья Дмитрий и Александр, бояре и духовенство провожали князя до Владимира. Здесь всех их застала страшная весть: о гневе Узбека, клевете Юрия и решении хана: если через месяц Михаил в Орду не явится, будут разгромлены все Тверские города. Бояре уговаривали князя не ездить в Орду, а послать еще одного из сыновей. Просили о том же и дети. Но Михаил понимал, что хану нужен он сам: «моей головы ищет... если куда-либо уклонюсь, отечество мое будет пленено и христиане погибнут, мне же после не миновать смерти, не лучше ли ныне положить душу за многие души...» Он написал завещание, распорядился о наследстве и отослал сыновей домой.

В Орде Михаил был предан мучительной казни, ему вырвали сердце из груди и бросили обнаженное и истерзанное тело. Останки Михаила привезли не в Тверь, а в Москву.
Девять месяцев томилась Анна в полной неизвестности о судьбе мужа и сына: «княгиня же с сыновьями не ведущи ничтоже сотворшагося, далече бо бе земля и не бе кому вести донести».* [ПСРЛ. т.V. Софийская летопись, с.215.]

Узнав об убийстве князя, Анна долго умоляла Московского князя, чтобы тело супруга разрешили перевезти в Тверь. В обмен за тело Михаила Юрий продиктовал унизительнейшие условия договора.

После подписания этого договора тело князя Михаила привезли Волгой в Тверь и, о чудо! оно не истлело и не издавало никакого запаха, хотя его везли и в жару, и в мороз, то на телеге, то в санях, целое лето оставили в Москве непогребенным.
Почитание князя началось вскоре после его погребения в соборе святого Спаса, но лишь в 1549 г. он был канонизирован.

Святая Анна испила горькую чашу неправды и злобы татарской, став утешительницей народа в его горести и бедах. По кончине мужа скорби ее умножились и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Однако она переносила невзгоды со смирением и покорностью воле Божией, была спокойна и не отчаивалась.

В 1325 г. старший сын ее великий князь Тверской Димитрий Грозные Очи встретил в Орде Московского князя Юрия виновника смерти отца и многих бед народа его княжества, и убил его, за что был казнен ханом.

А год спустя пришла еще большая беда в Тверь прибыл с войском татарский посол Шевкал двоюродный брат хана Узбека. Расположился он в княжеских хоромах, а княгине Анне с сыновьями и их семьями пришлось поселиться где-то в городе. Начались притеснения, грабежи народ не выдержал; за сто лет накопившиеся в народной душе ненависть, возмущение, отвращение к татарам выплеснулись.

Кровавым потоком затопило город. Целый день шла битва, к вечеру тверитяне одолели. Шевкал со свитой и остатками войска был сожжен в княжеских хоромах. К утру на всей тверской земле не осталось в живых ни одного татарина. Для княжеской семьи оставалось одно - бежать. Князь Александр, получивший в 1326 году великое княжение, бежал в Новгород, и дальше во Псков. Анна с сыновьями Константином и Василием скрывались неизвестно где. Той же осенью на Тверь двинулась огромная татарская рать в 50 000 воинов, московский князь Иван Калита и другие князья со своими полками. Вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома тверское княжество не испытывало никогда ни до, ни после.

В 1327 г. князья Константин и Василий с матерью вернулись в Тверь: «И седоша в Твери в велицей нищете и убожестве, понеже вся земля тверская пуста, и все бывше лесы и пустыни непроходимые, крамолы ради и лукавства и насилия татарского; и начата помалу собирать люди и утешать от великия скорби и печали и во святых церквах и монастырех паки начинашеся пение и служба божественная».

Хан потребовал от всех русских князей доставить в Орду князя Александра. Иван Калита собрал полки и двинулся к Пскову. Александр убежал в Литву. Через 10 лет он вернулся в Тверь и отправился к хану вместе с сыном Феодором. И снова провожает княгиня Анна сына и внука на верную смерть. 29 мая 1329 г. по приказу хана оба были казнены.

В Твери, как двадцать лет назад, когда привезли останки погибшего Михаила Ярославича, собралось духовенство, княгиня Анна с семьей и толпы народа. Князья и бояре подняли гробы «на главы своя» и понесли в город в собор Спаса.

«Мати же его (Анна), братья, княгиня его с детьми и весь город плакали о них горько и долго. И тако Тверское княжение до конца опустело...», заключает летописец.

В житии Михаила Тверского приведены слова княгини Анны над убиенным сыном и внуком: «Радость моя, сын Димитрий Грозные Очи, сын Александр, ненаглядный внук Феодор... точно земли не хватило в Твери, Кашине и Ростове, сложили вы свои правдивые, честные головы у злых татар! Не судил Господь: не мои руки закрывают глаза дорогих моих людей!»

После трагических событий 1339 года наступило мирное правление Константина, третьего сына Анны. В 1346 году он отправился в Орду, где скончался.

В княжение Константина Анна приняла монашество в Софийском Тверском монастыре с именем Евфросиния.*[ Тверская летопись XV века.] В последние годы перед постригом княгиня Анна была старицей-молитвенницей и религиозно-нравственной наставницей для своего семейного круга. К монашеству она была подготовлена всей предшествовующей жизнью. Ростов воспитал ее в вере и благочестии, научил послушанию воле Божией и милосердию.

Несокрушимое женское терпение - еще один дар, давший ей силу вынести все скорби и испытания. В годы вдовства она уже жила по монашески, соблюдала строгий устав с его молитвенным правилом, постами, благотворила нищим, сиротам и вдовам, заступалась за беззащитных и обиженных.

Около 1364 г. единственный оставшийся в живых сын княгини Василий упросил мать переселиться в Кашин его удельное княжество, родину святой Анны.
В Кашине для нее был построен Успенский монастырь, в котором она приняла схиму с прежним своим именем Анна.

Господь открыл преподобной Анне день кончины, которая произошла 2 октября 1368 г. Тело ее было погребено в Успенском соборе монастыря. «Ничто Анну не отлучало от любви Божией, заключает свое повествование составитель ее жития, ни слава мира сего, ни красота века сего, ни честь, ни величество. Как с юности была, так и до конца...»

Имя великой княгини забыли до времени. В 1611г. Кашин осадили поляки и литовцы. Несколько раз пытались они овладеть городом, но им это не удавалось. Жители видели явное Божие заступление, но не знали имени своего молитвенника и покровителя. Тогда преподобная Анна явилась в схимническом облачении тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму. Она исцелила его от болезни и велела передать соборному протопопу Василию и жителям города Кашина, что Господь по её молитвам сохранит город от литовцев, разорявших в то время северо-западную Русь, повелела,чтобы гроб ее почитали, чтобы над ним пред образом Спаса «свечи палили и литии пели», ибо она молит Господа и Божию Матерь об избавлении Кашина от врагов.

С той поры кашинцы стали благоговейно почитать мощи и хранить гробницу святой княгини. С тех пор начались многочисленные чудеса от гроба княгини Анны. Известия о них дошли до царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, и на Московском соборе в 1649 г. прподобная Анна Кашинская была причислена к лику святых.

Открытие ее мощей совершилось 21 июля 1649 г. На торжествах присутствовал царь Алексей Михайлович. Когда открыли гроб преподобной, увидели, что правая рука ее сложена в благославляющем иерейском жесте на груди.

В 1650 г. царь снова прибыл в Кашин, чтобы участвовать в торжествах перенесения мощей преподобной Анны из ветхого Успенского собора в Воскресенский собор. В тот же день на глазах у всех совершилось чудесное исцеление снохи кашинского губного старосты Скобеева. Тогда же установили праздновать память святой Анны дважды: 2 октября в день кончины и 12 июня в день перенесения мощей; была составлена служба преподобной.

Царица и царевны вышили своими руками покров с изображением преподобной Анны и воздухи для богослужения. Царь повелел построить храм в честь преподобной Анны.

Однако через 36 лет совершилось необычное, единственное в русской истории событие. У Патриарха Иоакима и духовных властей возникли сомнения в святости преподобной Анны Кашинской, в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего ее имя в своих целях.

В 1677 г. Патриарх утвердил указ о запрещении почитания святой. Гроб ее запечатали архиерейскими печатями, празднования отменили, запретили служить молебны, разрешив лишь петь панихиды по ней. В Москву были взяты иконы с изображением преподобной Анны, покров гробницы. Посвященная ей церковь была запечатана, а затем переименована в храм Всех Святых. Однако чудеса и знамения у гробницы преподобной Анны продолжались. Жители города чтили ее память, переписывали житие святой, писали иконы и чтили их как чудотворные. При Воскресенском соборе велась запись чудесных исцелений от мощей преподобной Анны.

Еще более усилилось почитание святой в XIX веке: ее заступничеством перед Господом объяснили спасение города от эпидемии чумы в XVIII в., а в 1831 г. и в 1844 г. от холеры. В 1812 г. Кашин по молитвам преподобной Анны был избавлен от разорения французами.
В 1853 г. граждане Кашина ходатайствовали перед Синодом о восстановлении почитания небесной покровительницы города. Синод отклонил ходатайство. В 1860 г. кашинцы снова обращаются с той же просьбой к императору и снова получают отказ. Почитание святой продолжалось, как будто и не было соборов 1577-1578 годов с их угрозами и прещениями. В 1902 г. ходатайство отклонили в третий раз.

В 70-х годах XIX века, после видения княгини Анны настоятельнице Кашинского Сретенского монастыря Антонии (Мезенцевой) начинается усиленное переписывание и распространение жития преподобной Анны.

Перед вступлением в брак, - на службу, перед постригом, перед началом учебы, принимая важные решения, не говоря уже о бедах, болезнях и скорбях верующий народ шел молится ко гробу княгини Анны. Постоянно велась запись исцелений и других случаев благодатной помощи, подаваемой преподобной.

Семь раз в течение XIX века кашинцы направляли ходатайства о восстановлении почитания преподобной Анны; в них были описаны более 40 чудес, совершенных у гробницы.

Препятствия к канонизации были устранены после утверждения закона о старообрядцах (17 апреля 1905 г.), давшего им вероисповедную свободу и гражданские права.

В мае 1908 г. в Кашине указом Тверского архиерея был создан комитет, который начал готовить все имеющиеся сведения об Анне. Кашинцы направили в Петербург депутацию с прошением на имя Государя о восстановлении почитания преподобной Анны. А 10 июля раздался призывной колокольный звон на всенародный молебен.

В притворе Воскресенского собора расставили столы с листами для подписи прошения. В городе без всяких распоряжений и официальных оповещений закрылись все лавки и учреждения, и кашинцы устремились в собор. После молебна начали подписывать прошение. Любовь и преданность своей покровительнице, которые церковная и государственная власть более 200 лет старалась сдержать и подавить, проявились в этот день как никогда.

Осенью депутация кашинцев была принята Государем в Царском Селе и на следующий день после доклада архиепископа Тверского и Кашинского Алексия, Синод вынес определение: почитание благоверной княгини Анны восстановить, испросивши согласия Государя.

7 ноября 1908 г. Государь утвердил определение Синода. И в апреле Синод обнародовал официальное «Послание к чадам Православной русской Церкви о восстановлении почитания святой благоверной княгини Анны» и назначил день празднования 12 июня.

Безмерно было ликование кашинцев. При колокольном звоне всех храмов города у мощей преподобной Анны служили благодарственный молебен.

Прекрасен был дореволюционный Кашин с его 25 церквами, двумя соборами, тремя монастырями, с его святынями. Кашинский Николаевский монастырь хранил тесную деревянную келью преподобного Макария Калязинского, которую он построил своими руками. В этом монастыре он принял постриг около 1420 г. и впоследствии основал Калязинский Троицкий монастырь в 18 верстах от Кашина. Благоговейно хранила обитель и память о преподобном Ефреме Перекомском, кашинце, сподвижнике преподобного Макария основателе Перекомской обители близ Ильмень-озера.

Художник А.Г.Венецианов писал о своем пребывании в городе: «Не вытерпишь, чтобы вам не сказать о своем удовольствии, с которым я смотрел на Кашин... Там я видел не одну церковь такую, которая едва к земле придерживается, а вся улетает в облака и их рассекает как будто своими блестящими крестиками на легоньких головках».

В июне назначили торжества по случаю канонизации преподобной. Около 100 тысяч (это в восьмитысячном Кашине!) богомольцев прибыло в город. Приехали не только православные, но и единоверцы, старообрядцы белокриницкой иерархии и беспоповцы.
Было много гостей, начальствующих, прибыла великая княгиня Елизавета Федоровна. Она уже тогда своим обличьем напоминала древнерусскую «благоверную княгиню». Со всех концов прибывали в Кашин крестные ходы.

Десятки тысяч богомольцев шли в зной и дождь с пением церковных песнопений, неся тяжелые хоругви, кресты, иконы, подарки. Первый крестный ход прибыл в Кашин 10 июня вечером из Красного Холма, за ним Бежецкий. Наконец, 12 июня прибыл грандиозный Тверской Крестный ход, к которому присоединились Кимры, Осташков, Клин, Арзамас. Гостей встретили и провели в собор на последнюю из панихид, которую в эти дни служили у гробницы преподобной круглосуточно.

После полудня, в тот же день, в собор понесли больных, слепых, калек, расслабленных, бесноватых. У гробницы совершались чудеса. Весть о каждом исцелении мгновенно облетала город.

Вечером совершили торжественное всенародное бдение в соборе и на площади. Вся площадь была занята народом. На паперть Воскресенского собора вышел великий архидиакон Московского Успенского собора Константин Розов, обладатель изумительного баса, и прочел на всю площадь «Послание» о восстановлении почитания преподобной Анны. После этого тысячи голосов запели тропарь «Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгиня Анно...», который было запрещено петь в течение двух столетий.

Всю ночь народ подходил прикладываться к мощам преподобной. Никому не хотелось расходиться. Горело множество свечей, паломники пели молитвы и духовные стихи. Великая княгиня Елизавета Феодоровна ночью пришла со своей горничной в собор из Сретенского монастыря и долго молилась у гробницы, а затем беседовала с богомольцами.

Утром служили Божественную Литургию в Успенском соборе. Архиепископская кафедра стояла у входа в храм, огромный хор также пел у входа в храм, и многие стоящие на площади подпевали. По словам очевидцев, было впечатление, что Успенский собор - алтарь, площадь наполненный народом - храм Божий, без стен, без окон и дверей, покрытый куполом неба.

По окончании Божественной Литургии отслужили молебен. Мощи обнесли вокруг храмов, после чего гробницу положили в позолоченную раку, где она изначально и стояла. Митрополит Московский Владимир прочитал коленопреклонную молитву преподобной Анне. Таким было возвращение преподобной Анны Кашинской в лик святых русских жен.

Преподобная Анна стала единственной из святых жен, чья память совершалась шесть раз в году: 2 (15) октября день кончины; 21 июля (3 августа) день обретения мощей в 1649 г.; 12 (25) июня день перенесения мощей из Успенского собора в Воскресенский и вторичное прославление; в неделю Всех Святых; в неделю Всех Русских Святых.

В 1910 г. в Петербурге, на Выборгской стороне, на Сампсоньевском проспекте был освящен первый в России храм во имя преподобной Анны Кашинской.
В тревожные годы первой мировой войны и в первые годы революции гробница Анны оставалась неприкосновенной святыней. Только чаще служили ей молебны, благославляли ее иконой уходящих на войну. Вспомнили, что святая Анна тоже провожала мужа и сыновей в смертельно опасный путь, откуда так часто не возвращались, хоронила и оплакивала их; убегала и скрывалась от убийц и насильников, а потом жила «в нищете и убожестве», утешая измученный народ.

И в последующие годы преподобная давала знамения своего участия в жизни земной Отчизны. Очевидец рассказывает, что в первый год Великой Отечественной войны он охранял ночью железнодорожную станцию в Кашине. Вдруг он увидел на путях высокую красивую женщину в монашеском облачении. От нее исходил удивительный свет. На вопрос, кто она и что здесь делает, незнакомка ответила: «Я преподобная Анна Кашинская и охраняю свой город и свой народ!»

Это слова самой преподобной. И признанная иерархией Русской Церкви, и не признанная, она никогда не покидала «свой народ», а во все дни жизни земной, и перейдя в жизнь вечную, охраняла и охраняет свою Отчизну от врагов видимых и невидимых.
После октябрьской революции церкви Кашина закрывались одна за другой, и мощи преподобной Анны переносились из храма в храм. Наступило время, когда в городе остался единственный служащий храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в нем и пребывали мощи преподобной с 1962 по 1987 год. По молитвам преподобной верующие Кашина не оставались без действующего храма, а святые мощи их покровительницы не были поруганы даже во время всеобщего осквернения и изъятия мощей.

В 1987 году пришло еще одно испытание вследствие несогласия между настоятелем и церковным приходским советом Петропавловского храма мощи преподобной Анны снова по воле людской, без благоговения и радости, а с плачем и обидами были перенесены в разоренный храм Рождества Пресвятой Богородицы на окраине города. Тогда одной прихожанке было чудесное вразумление: сама преподобная Анна Кашинская предстала перед ней, бросила клубок перепутанной веревки с узлами и сказала: «Видишь сколько напутано, а распутывай ты!» К счастью мир в приходе после этого был восстановлен.

Имя преподобной Анна означает «Благодать». Она стала четвертой из святых жен Руси, носивших имя Евфросинии в монашеском постриге, утверждая дар благодатной радости духовной. При постриге в схиму она принимает свое прежнее имя Анна.

Духовное делание ее полностью отвечает имени. Преподобная Анна благодатная, это основное ее качество. Благодать Божия и Пречистой Матери Господа даруется ей за великий подвиг терпеливого несения страданий и утрат в жизни, а после смерти за подвиг терпения хулы.

Преподобная Анна вынесла все, проявляя величайшее мужество.*[ В службе преподобной Анне поется: «в женском естестве мужескую крепость имела еси» (канон, песнь 6-я, тропарь 2)]

Русская терпеливица преподобная Евфросиния Суздальская терпеливо переносила беды, идущие от греха людского; в жизни и посмертной судьбе преподобной Анны иное терпение: посылается хула слева, от врага рода человеческого, и следует потерпеть эту хулу, чтобы через терпение неправды помочь людям стать праведными. Хула посылается через людей, но преподобная Анна сохраняет горячую любовь к ним, своей молитвой и терпением помогая их исправлению и разрушению наветов лукавых духов, смущающих людей. Поэтому в службе ей поется: «О преславного чудесе, яко в немощном естестве велия крепость явися, и бесовская прелесть победися, и вся козни лукаваго разрушишасяся, и наветы упразднишася».*[ Стихира на стиховне службы преподобной Анне Кашинской.]
Преподобная Анна с радостью духовной несла подвиг терпения хулы, за это терпение даруется ей благодать (с радостью благодать: Евфросиния Анна). Но мы знаем, что Благодатной*[ «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1.28)] (с большой буквы) назвал Архангел Гавриил Пресвятую Деву. Преподобная Анна благодатная (с маленькой буквы) и в ее лике особенно проявились те черты русской женской праведности, которые даровала русским женам Сама Пречистая Матерь Господа. (Полное послушание воле Божией; смиренная, несудящая любовь, милосердие, радость и величайшее терпение).

И ныне мощи преподобной великой княгини Анны Кашинской пребывают открыто для поклонения в ее родном городе Кашине. Все так же лежит она в гробнице со сложенной для благословения правой рукой. Это знак благословения святых русских жен всем своим сестрам, трудящимся на земле. Право благословения даровала преподобной Сама Пресвятая Богородица.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: