Способствовать формированию соответствующих ПК (4.1. – 4.12) и ОК (1 – 13)




ПМ 04. МДК. 04.03 Технология оказания медицинских услуг

Курс: І

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Время: 2 часа

Преподаватель: Гончаренко Т.С.

 

Мотивация изучения темы:

Инструментальные методы диагностики – совокупный фактор к лабораторным анализам по дополнительному обследованию пациента. С помощью специальной аппаратуры определяют состояние внутренних органов человека: положение, размеры, структуру, функции, а также выявляют инородные тела, конкременты, полипы, кисты, опухоли. Использование приборов способствует врачебной диагностике, а в некоторых случаях и медикаментозному лечению.

Разнообразие методов инструментальных исследований позволяет выявить патологический процесс на ранних стадиях и своевременно лечить людей, вести динамический контроль и объективно оценивать эффективность проводимой терапии.

Сестра проводит подготовку пациента к инструментальному вмешательству, помогает/ассистирует врачу, транспортирует/сопровождает обследуемого после процедуры.

Залогом успешной работы медицинского работника является беззаветная любовь к своей профессии. Дисциплинированность, точность выполнения врачебных назначений, постоянное стремление к совершенствованию практических навыков, к повышению знаний, общей культуры, должны быть основными качествами медицинского работника.

В обязанности медсестры согласно квалификационной характеристике входят выполнение всех врачебных назначений, создание и обеспечение лечебно-охранительного и санитарно- эпидемиологического режима медицинских учреждений, соблюдение этико-деонтологических аспектов.

 

Цели занятия:

Учебные цели:

Знать:

· Виды рентгенологических методов исследования.

· Цели основных рентгенологических методов обследования: рентгенологического обследования желудка; кишечника; желчного пузыря; почек и мочевого пузыря; бронхиального дерева.

· Соблюдение правила подготовки пациентов к ним для получения достоверного результата.

 

Способствовать формированию соответствующих ПК (4.1. – 4.12) и ОК (1 – 13)

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

· Умение анализировать свое поведение;

· Подчеркнуть значение санитарно-противоэпидемического режима отделения для профилактики внутрибольничной инфекции.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

·

Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Теория и практика сестринского дела Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта. Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом. Обучение в сестринском деле Правила заполнения медицинской документации.
Безопасная среда для персонала и пациента Обеспечение инфекционной безопасности. Дезинфекция
Технология оказания медицинских услуг Технологию оказания медицинских услуг. Владеть навыками выполнения манипуляций при уходе за пациентами, осуществлять сестринские вмешательства в случае возникновения осложнений.
Анатомия и физиология Анатомия и физиология кожи
Фармакология Основные группы медицинских препаратов и их применение при выполнении зависимого сестринского вмешательства
Основы латинского языка с медицинской терминологией Медицинская терминология
Сестринский уход при заболеваниях в терапии и хирургии Сестринское вмешательство при возникновении осложнений

 

Список рекомендованной литературы:

Основные источники:

1. Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела: учебное пособие [Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. - 2-е изд., испр. и доп. - М: ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 368 с.

2. Мухина С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие [Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. - М: ГЭОТАР – Медиа, 2012. - 512 с.

3. Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст] / Т. П. Обуховец, Т.А. Склярова, О. В. Чернова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 603с.

4. Островская И. В. Основы сестринского дела: Учебник [Текст] / И. В. Островская, Н. В. Широкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 376 с.

5. Осипова В. Л. Внутрибольничная инфекция: учебное пособие [Текст] / В. Л. Осипова. - М: ГЭОТАР - Медиа, 2009 г. - 524 с.

6. Широкова Н. В. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учебное пособие [Текст] / Н. В. Широкова, И. В. Островская. – М.: Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа», 2013. – 160 с.

 

Дополнительные источники:

1. Кулешова Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии, учебник [Текст] / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоцветова - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. - 733 с.

2. Лантуга М. Е. Паллиативная медицина: краткое руководство, [Текст] / М. Е. Лантуга, И. В. Поляков, Т. М. Зеленская. - 2-е изд., СПб: СпецЛит, 2008. - 415 с.

3. Ситуационное обучение в сестринском деле: учебное пособие [Текст] / под общ. ред. С. И. Двойникова, С. В. Лапик. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004. -345 с.

4. Туркина Н. В. Общий уход за больными: учебное пособие [Текст] / Н. В. Туркина, А. Б. Филенко. - М: 2007. - 550 с.

 

План лекции.

1 Общая характеристика рентгенологических методов обследования.

2. Цели основных рентгенологических методов обследования желудка; кишечника; желчного пузыря; почек и мочевого пузыря; бронхиального дерева. Соблюдение правила подготовки пациентов к ним для получения достоверного результата.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

ГЛОССАРИЙ

Биопсия - взятие кусочка ткани, исследуемого органа.

Бронхоскопия - эндоскопическое исследование бронхиального дерева.

Ирригоскопия - рентгенологическое исследование толстого кишечника после введения контрастного вещества.

Колоноскопия - эндоскопическое исследование толстой кишки.

Литотрипсия – дробление камней.

Ректороманоскопия - эндоскопическое исследование прямой и
сигмовидной кишки.

Рентгенография – рентгенологическое исследование, при котором получают изображение исследуемого объекта.

УЗИ (ультрасонография) – исследование внутренних органов с использованием звуковых волн очень высокой частоты.

Урография обзорная - рентгенологическое исследование
мочевыделительной системы без применения контрастного вещества.

Урография в/в - рентгенологическое исследование мочевыделительной
системы с в/в введением контрастного вещества.

Урография ретроградная - рентгенологическое исследование мочевыделительной системы с введением контрастного вещества в мочевые пути через урологический катетер.

Холецистография пероральная - рентгенологическое исследование желчного пузыря с пероральным контрастированием.

Холецистография в/в - рентгенологическое исследование желчных
протоков и желчного пузыря с в/в контрастированием.

Цистоскопия - эндоскопическое исследование мочевого пузыря.

ФГДС (фиброгастродуоденоскопия) - эндоскопическое исследование
пищевода желудка и двенадцатиперстной кишки.

Эндоскопия – метод визуального исследования полостей и каналов тела при помощи оптических приборов (эндоскопов).

 

1. Общая характеристика рентгенологических методов обследования

 

ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА

Медицинская радиология – наука о применении излучений для диагностики (лучевая диагностика) и лечения (лучевая терапия) заболеваний.

Лучевая диагностика – раздел радиологии, посвященный изучению применения излучений для исследования строения и функций нормальных и патологически измененных органов и систем человека с целью профилактики и распознавания заболеваний.

В состав лучевой диагностики входят:

– рентгенодиагностика (рентгенография, рентгеноскопия, флюорография, компьютерная томография, ангиография);

– радионуклидная диагностика (в том числе позитронно-эмиссионная томография);

– ультразвуковая диагностика;

– магнитно-резонансная диагностика.

 

РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ

Рентгеновские лучи (X-лучи) были открыты немецким ученым- экспериментатором Вильгельмом Конрадом Рентгеном в 1895 г., за что он был удостоен первой в истории Нобелевской премии в области физики в 1901 г.

Рентгенологическое излучение занимает область электромагнитного спектра между гамма- и ультрафиолетовым излучением и представляет собой поток квантов (фотонов), не имеющих заряда и распространяющихся со скоростью света.

Рентгеновское излучение обладает следующими свойствами:

– способно проникать через тела и предметы, не пропускающие свет;

– вызывает свечение ряда химических соединений (на этом основана методика рентгеновского просвечивания);

– разлагает галоидные соединения серебра, в том числе находящиеся в фото - эмульсиях, что позволяет получать рентгеновские снимки;

– вызывает распад нейтральных атомов на положительно и отрицательно заряженные частицы (ионизирующее действие).

Вследствие наличия последнего свойства рентгеновское излучение может быть причиной лучевой болезни (при этом поражение прямо пропорционально дозе излучения), лучевых ожогов и злокачественных новообразований, вызывать генетические мутации.

При работе с рентгеновским излучением необходимо соблюдать правила техники безопасности и охраны труда,

Рентгенография (от греч. grapho – писать) – медицинское неинвазивное исследование, основанное на регистрации неподвижного суммационного проекционного изображения анатомических структур организма на специальной пленке или фотобумаге в результате прохождения через них и неравномерного поглощения рентгеновских лучей.

Степень поглощения рентгеновского излучения зависит от толщины, плотности и физико-химического состава органов и тканей человека. Снимки (рентгенограммы) могут быть обзорными (изображение целой анатомической области) и прицельными (изображение органа или его части в проекции, обеспечивающей оптимальное для диагностики изображение патологического очага), одиночными и серийными (по- следовательно выполняемые изображения для изучения какого-либо процесса).

Флюорография (малоформатная рентгенография; от лат. fluor – течение, поток) – рентгенологическое исследование, основанное на фотографировании изображения, получаемого на светящемся (флюоресцентном) экране.

Дает уменьшенное изображение объекта и сопровождается меньшей лучевой нагрузкой по сравнению с рентгенографией.

Применяется наиболее часто при профилактических исследованиях ор-ганов дыхания, а также для обследования молочных желез и костной системы.

Рентгеноскопия (рентгеновское просвечивание; от греч. skopeo – рассматривать, наблюдать) – рентгенологическое исследование в режиме реального времени, при котором получают динамическое изображение на флюоресцентном экране.

Метод позволяет:

- оценить не только структуру органа, но и его смещаемость, сократимость или растяжимость, прохождение контрастного вещества, наполняемость, локализацию патологических изменений за счет вращения объекта исследования во время просвечивания (многопроекционное исследование);

- контролировать проведение некоторых инструментальных процедур, таких как постановка катетеров, ангиопластика, фистулография.

 

Компьютерная томография (от греч. tomos – отрезок, пласт, слой + grapho – писать)рентгенологический метод послойного исследования внутренних органов, основанный на измерении и сложной компьютерной обработке разности ослабления рентгеновского излучения различными по плотности тканями.

В настоящее время в клинической практике применяются методы спиральной компьютерной томографии (СКТ) и многослойной спиральной компьютерной томографии (МСКТ), в основе которых лежит одновременное выполнение двух действий: непрерывного вращения рентгеновской трубки, генерирующей излучение, вокруг тела пациента, и непрерывного поступательного движения стола с пациентом вдоль продольной оси сканирования.

Эта технология позволяет сократить время исследования, уменьшить лучевую нагрузку по сравнению с обычным методом компьютерной томографии и дает изображения высокого разрешения.

МСКТ с внутривенным контрастным усилением и трехмерной реконструкцией изображения.

Ангиография (от греч. angeion – сосуд + grapho – писать) – метод контрастного рентгенологического исследования кровеносных сосудов.

Применяется в рентгенографии, рентгеноскопии и компьютерной томографии. Ангиография изучает функциональное состояние сосудов, кол-латерального (окольного) кровотока и протяженность патологического процесса.

Для улучшения визуализации внутренних органов и анатомических структур при проведении рентгенологического исследования могут применяться рентгеноконтрастные препараты, среди которых выделяют наиболее часто используемые рентгенопозитивные (содержат йод или барий) и рентгенонегативные (воздух, закись азота, углекислый газ).

Для контрастирования органов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) обычно используется сульфат бария. В зависимости от способа и целей введения сульфат бария смешивают с водой, сгустителями и ароматизаторами. В связи с тем, что это вещество нерастворимо в воде, готовый контрастный препарат представляет собой непрозрачную белую смесь.

Применяется перорально и ректально (введение в прямую кишку с по-мощью клизмы). Выводится из организма с фекалиями.

Для парентерального введения используются йодсодержащие кон-трастные препараты, которые подразделяются на ионные и неионные.

Изначально были разработаны ионные йодсодержащие контрастные препараты, которые в настоящее время все еще используются в рентгенодиагностике (например, урографин, тразограф, триомбраст и др.). Эти препараты выделяются почками, поэтому могут использоваться для исследования органов мочевыделительной системы.

В последнее время появилось новое поколение йодсодержащих органических соединений – неионные (сначала мономеры – омнипак, ультравист, затем димеры – йодиксанол, йотролан). Их осмолярность значительно ниже, чем ионных, и приближается к осмолярности плазмы крови.

В неионных контрастных препаратах йод связан ковалентными связями, вследствие чего они значительно менее токсичны, чем ионные мономеры, что снижает риск осложнений.

Ряд йодсодержащих препаратов улавливается из крови печенью и выводится с желчью, поэтому их применяют для контрастирования желчных путей. С целью контрастирования желчного пузыря применяют йодистые препараты, всасывающиеся в кишечнике (холевид).

Возможные осложнения при применении йодсодержащих контрастных веществ:

– аллергические реакции (конъюнктивит, ринит, крапивница, отек слизистой оболочки гортани, трахеи, бронхов, анафилактический шок);

– расстройства гемодинамики (гипотензия, коллапс);

– нарушения со стороны центральной нервной системы (судороги, парезы, параличи);

– нарушения выделительной функции почек (вплоть до острой почечной недостаточности).

Для предотвращения развития осложнений перед введением в кровь йодсодержащих препаратов, особенно высокоосмолярных из ионной группы, необходимо выполнить биологическую пробу:

внутривенно 9 вводят 1 мл рентгеноконтрастного препарата и выжидают 2–3 мин, внимательно наблюдая за состоянием пациента. В случае отсутствия аллергической реакции вводят основную дозу.

При малейших признаках реакции на введение пробной дозы исследование прекращают.

 

Цели основных рентгенологических методов обследования желудка; кишечника; желчного пузыря; почек и мочевого пузыря; бронхиального дерева. Соблюдение правила подготовки пациентов к ним для получения достоверного результата.

 

РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

 

Обзорная рентгенография органов грудной клетки в прямой и боковой проекциях позволяет диагностировать:

· изменения скелета (переломы ребер),

· инфильтративные и очаговые изменения в легочной ткани,

· наличие жидкости в плевральной полости (гидроторакс),

· изменение размеров и формы тени сердца и крупных сосудов

· и другие патологические состояния.

 

Подготовка пациента к обзорной рентгенографии

Специальной подготовки пациента не требуется.

Общим правилом для всех видов рентгенологических исследований является необходимость освобождения непосредственно перед проведением диагностической процедуры области планируемого исследования от одежды, мазевых повязок, лейкопластыря, электродов для мониторирования ЭКГ и других предметов, способных задерживать рентгеновские лучи.

Пациента нужно попросить снять часы и металлические украшения. Исследование проводят в положении стоя, при тяжелом состоянии пациента – лежа.

Бронхография – исследование нижних дыхательных путей, позволяющее получить рентгенографическое изображение трахеи и бронхов после введения в них контрастного вещества.

Бронхография. Прямая и боковая проекции.

Показания.

1. Уточнение локализации бронхолегочных заболеваний; чаще всего в диагностике бронхоэктазов (необратимых локальных расширений бронхов с изменением структуры их стенок). Применяется также при подозрении на врожденную аномалию органов дыхания, хронические нагноительные заболевания легких, стенозы трахеи и бронхов, бронхоплевральный и бронхопищеводный свищи, для дифференциальной диагностики периферических новообразований.

2. Исследование отделов бронхиального дерева, недоступных или малодоступных для осмотра при эндоскопическом исследовании (бронхоскопии).

3. Определение объема предстоящего хирургического вмешательства на легких.

Противопоказания: фаза обострения хронических заболеваний легких, острое воспаление верхних дыхательных путей, легочное кровотечение и непереносимость йодсодержащих контрастных препаратов.

С осторожностью следует выполнять бронхографию у пациентов с бронхиальной астмой и эмфиземой легких.

Бронхография может проводиться с использованием местной анестезии или под общим наркозом.

Для бронхографии используются различные рентгеноконтрастные вещества – йодомасляные (йодолипол), вязкие водные суспензии йодных препаратов (дионозил, бромдиагностин), водорастворимые соединения йода с коллоидным раствором целлюлозы (пропилиодон), порошкообразные препараты (тантал).

Бронхографии, как правило, предшествует бронхоскопия, обеспечи-вающая выявление патологии трахеи и бронхов до субсегментарных ветвей и позволяющая определить подготовленность больного к бронхографическому исследованию.

Подготовка пациента к бронхографии

1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры. Подготовить пациента психологически. Убедиться в наличии информированного согласия пациента на проведение данного исследования.

2. Проведение пробы на индивидуальную непереносимость йодсо-держащих препаратов (пациенту в течение 2–3 дней дают по 1 столовой ложке 3 % раствора йодида калия) с обязательной отметкой в истории болезни о дате и результатах проведения пробы.

3. При наличии гнойной мокроты необходимо провести очищение бронхиального дерева: за 3–4 до процедуры назначают отхаркивающие и бронхорасширяющие препараты, постуральный дренаж (принятие пациентом оптимального для отхождения мокроты положения с приподнятым ножным концом кровати).

4. Накануне исследования пациенту дают легкий ужин (исключают молоко, капусту, мясо). Необходимо предупредить пациента, что исследование проводят натощак; утром в день исследования он не должен также употреблять воду, лекарственные препараты и курить.

5. Напомнить пациенту, что перед исследованием он должен опорожнить мочевой пузырь и кишечник (естественным путем).

6. Премедикация (подготовка к анестезии): за 30–60 мин до бронхографии назначение препаратов с целью уменьшения психомоторного возбуждения (фенобарбитал 0,1 г, атропина сульфат подкожно 1 мл 0,1 % раствора, седуксен 0,005 г).

7. Проводить пациента в рентгенологический кабинет к назначенному времени.

Возможные осложнения бронхографии:

– появление или усиление кашля с выделением мокроты с большим количеством рентгеноконтрастного вещества (иногда введенное вещество выделяется в течение 1–2 сут); при наличии мокроты пациент должен быть обеспечен специальной емкостью (плевательницей) для сбора мокроты, имеющей плотно закрывающуюся крышку;

– повышение температуры тела;

– развитие пневмонии (в редких случаях при плохом выделении контрастного вещества).

При появлении у пациента после бронхографии таких симптомов, как повышение температуры тела, ухудшение общего состояния, резкое усиление кашля, появление одышки, медицинская сестра должна немедленно информировать об этом врача.

 

РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

Обзорная рентгенография брюшной полости позволяет диагности-ровать кишечную непроходимость и наличие свободного газа в брюшной полости вследствие перфорации (сквозного нарушения целостности стенки полового органа) желудка или кишечника. Специальной подготовки пациента не требуется.

 

Рентгенологическое исследование пищевода

А. Без применения контрастного вещества – с целью диагностики инородных тел пищевода. Специальной подготовки пациента не требуется.

Б. С применением контрастного вещества – для оценки двигательной (моторной) функции пищевода и его контуров (диагностика участков расширения и сужения, новообразований, грыж пищеводного отверстия диафрагмы) проводится рентгеноскопия или серийная рентгенография.

В качестве подготовки непосредственно перед исследованием пациенту дается выпить 150–200 мл готовой взвеси сульфата бария.

Рентгенологическое исследование желудка и двенадцатиперстной кишки

Позволяет оценить форму, величину и подвижность желудка, диагностировать язвы, новообразования слизистой оболочки желудка и две-надцатиперстной кишки и другие патологические изменения.

Подготовка пациента к рентгенологическому исследованию желудка и двенадцатиперстной кишки

1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры. Подготовить пациента психологически. Убедиться в наличии информированного согласия пациента на проведение данного исследования.

2. За 3 дня до обследования назначить диету, исключающую газо-образование (овощи, фрукты, молочные, дрожжевые продукты, черный хлеб, фруктовые соки), разрешаются: кисели, каши, бульон, омлеты, рыба, мясо в отварном виде.

3. При метеоризме в течение 3 дней назначить отвар ромашки (1 ст. ложка на стакан кипятка) или масляные слабительные.

4. Накануне обследования вечером легкий ужин не позднее 19.00. Проинформировать пациента, что исследование проводится натощак (не пить, не курить, не принимать пищу).

5. Проводить пациента в рентгенологический кабинет к назначенному времени.

В качестве рентгеноконтрастного вещества используют взвесь сульфата бария, которую пациент принимает непосредственно перед исследованием перорально.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: