Личные местоимения бывают:
а) 1-го, 2-го и 3-го лица;
б) 1-го и 2-го лица;
в) единственного числа;
г) единственного и множественного числа.
Подчеркни местоимения
Яблоко, оно, мы, весёлые, вы, ему, дети, они, строители, меня, играть.
Соедини линиями местоимения и лицо, к которому они относятся.
ты, вы,
он, она, оно, они
я, мы
1-е лицо
2-е лицо
3-е лицо
Подчеркни местоимения 3-го лица единственного числа.
В лесу ещё полно снега. Он спрятался под кустами и деревьями. Солнцу трудно достать его там.
Впиши подходящие по смыслу местоимения.
В воскресенье ______________ пришли в лес. Деревья стояли в красивом снежном уборе. _________ были украшены серебристым инеем. _______ переливался всеми цветами радуги. Неожиданно _____ увидел дятла.
7. Замените выделенные имена существительные местоимениями.
Про лису дурная слава ходит, будто (лиса) ________ кур таскает. На самом деле редко (лисе) ________ это удаётся. Чаще всего (лиса) ____________охотится за мышами. У (лисы) ________ чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
8. Когда местоимение Вы пишется с большой буквы?
а) при обращении к большому количеству людей, коллективу;
б) при обращении к старшему, уважаемому или малознакомому человеку.
Какие местоимения изменяются по родам?
а) местоимения 1-го лица;
б) 2-го лица;
в) 3-го лица.
Зачеркни ненужное.
Мы получили от (их, них) письмо.
Лена встретила (их, них) на улице.
У (её, неё) дома много книг.
Наша страна гордится (ими, ними).
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Правописание местоимений с предлогами
Цель: у чить писать местоимения с предлогами раздельно; работать над развитием речи учащихся.
Организационный момент
Минутка чистописания
|
пир пировать
• Прочитайте слово. Как вы понимаете его значение? Вспомните, как заканчиваются сказки. Пропишите слово пир. Как вы понимаете значение слова пировать? Подберите к этому слову синонимы. Пропишите слово пировать. Выделите корень.
Выполните упражнение для пальчиков: пальцы обеих рук выпрямите и напишите в воздухе слово пир максимально большого размера, опустите руки вниз и два раза встряхните кистями рук. Выполните упражнение 2—4 раза.
_________________________________
_________________________________
• Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано? Почему буква и в слове пирог выделена? Обведите и пропишите узор, проговаривая написание слова пирог.
Вкус..ный п..рог, наш.. г..сударство, б..льш..е к..рманы.
• Прочитайте словосочетания. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы там, где это необходимо.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Работа по таблице (упр. 91).
Учитель помогает детям найти падежные формы местоимений, которые совпадают, составить предложения с совпадающими формами местоимений.
Вывод: местоимения (личные) не могут иметь приставок, но перед ними могут стоять предлоги. Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.
Выполнение упр. 92
Запись в тетради при выполнении упражнения выглядит так: 1-е лицо — мне, я; 2-е лицо — ты, тебе; 3-е лицо — он, его.
Выполнение упр. 93
Учащиеся узнают о том, что после предлогов в местоимениях 3-го лица добавляется буква н: от них, для него.
Чтение правила на стр. 61
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 94
|
Учащиеся читают загадки и отгадывают их. Затем дети анализируют написание местоимений с предлогами, по вопросам и по смыслу определяют падеж местоимений. Далее выполняется письменное задание, после чего соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга.
Отработка умения изменять местоимения по падежам в зависимости от контекста (упр. 95)
Учащиеся читают текст про себя, затем вслух (по ролям). Предлагается устно поставить вопросы к местоимениям. Например: кто? ты; у кого? у него; у кого? у меня.
Развитие речи учащихся
Выполнение упр. 96
День рождения
У Юли сегодня день рождения. Она пригласила на свой праздник самых близких друзей. Оля и Наташа — сестры. Они подарили Юле коробку конфет. Таня принесла ей букет цветов и набор фломастеров. Сережа подарил Юле книгу и вложил в нее поздравительную открытку. Он пожелал Юле здоровья и успехов в учебе. Мама рада гостям. Она испекла торт. Гости с удовольствием пьют чай, им у Юли очень нравится.
Дополняя тексты-поздравления (упр. 97), дети учатся правильно употреблять в речи и писать местоимение Вы с большой буквы в случае письменного обращения к незнакомому человеку или старшему по возрасту.
Составление текста поздравления другу или подруге по случаю праздника или дня рождения (устно)
Обучение редактированию — совершенствованию написанного, исправлению недочетов в предложениях (упр. 98)
Подведение итогов урока
8. Домашнее задание: упр. 99.
РУССКИЙ ЯЗЫК