Выполнение упр. 113
Выполняя задание, дети обозначают окончания глагола, делают вывод об изменении по родам глаголов прошедшего времени, стоящих в единственном числе.
Особое внимание обращается на вопросы к глаголам.
Выполнение упр. 114 (выполняется в соответствии с заданиями учебника)
После выполнения упр. ученики находят окончания глаголов прошедшего времени: стоял — стояла — стояло — стояли, играл — играла — играло — играли (образец содержится в правиле).
Работа с рубрикой «Говорите правильно!»
Отработка орфоэпической нормы произнесения глаголов.
Дети читают их хором, затем по цепочке.
¾ Придумайте и разыграйте с соседом по парте диалоги со словами, данными в рамках. Например: «Ты понял правило изменения глаголов в прошедшем времени?» — «Понял, а ты поняла?» Два предложения (по выбору) записываются.
Выполнение упр. 117
В стихотворении «Парус» (упр. 117)
Работа со словами лазурь, мятежный. Учащиеся ищут в словаре их толкование (лазурь — светло-синий цвет, синева; мятежный — тревожный, беспокойный, бурный).
Один ученик работает у доски, а остальные дети по очереди диктуют ему глаголы, которые встретились в тексте. Записывают, указывая их время, число, в прошедшем времени — число и род.
Выполнение упр. 118
Чтение текста учителем. (Описание шторма следует читать эмоционально, возвышенно, чтобы заинтересовать детей прекрасной повестью А. Грина «Алые паруса»).
¾ Что было изображено на картине?
¾ Почему маленький Грэй много раз приходил смотреть на картину?
¾ Кем, по вашему мнению, решил стать Грэй?
Выполнение задания к упр.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 120
РУССКИЙ ЯЗЫК
|
Тема: Неопределённое время глаголов
Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола, развивать умение правильно ставить к глаголам в неопределенной форме вопросы что делать? что сделать? и учить ставить глаголы в начальную форму.
Организационный момент
Минутка чистописания
ть ти чь
• Пропишите сочетания букв.
Выполните упражнение для пальчиков: большие пальцы левой и правой руки скрепите между собой, остальные пальцы выпрямите и, не сгибая их, пропишите в воздухе сочетание ть. Выполните упражнение 3-5 раз, чередуя со свободными движениями пальцев рук.
решать нести беречь
• Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Как связаны слова с предыдущими сочетаниями букв? Устно к словам решать, нести, беречь поставьте вопрос. Запишите слова. Обведите кружочком сочетания ть, ти, чь.
Игра - ________________, звон - ______________, корм - _____________, сад - __________.
• Прочитайте. От данных существительных образуйте глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите их.
Вешать но.., дать сл..во, х..дить на г..л..ве.
• Прочитайте. Как вы понимаете эти выражения? Устно подберите к ним синонимы. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Выполнение упр. 121
Важно, чтобы дети правильно поставили к ним вопросы (что сделать? осилить, что делать? готовить).
Вывод: определить время, число глаголов в неопределенной форме невозможно, глаголы в неопределенной форме не указывают на время и число, поэтому данная форма глагола и называется неопределенной.
|
Чтение правила на с. 79
Выборочный диктант — записываются только глаголы в неопределенной форме.
Твой друг — книга
Книгу нужно читать аккуратно. Ее следует содержать в чистоте. Нельзя книгу перегибать. Нельзя вырывать листы из книги, писать на страницах. Книгу нужно сохранять для других.
Закрепление изученного материала
Развитие умения различать неопределенную форму глаголов совершенного и несовершенного вида.
Выполнение упр. 122
К каждому глаголу несовершенного вида нужно подобрать однокоренной глагол совершенного вида с данной приставкой.
Глаголы в форме инфинитива оканчиваются на -ть, -ти или -чь.
Выполнение упр. 123
Тема текста «Апрель» — описание природы весеннего леса. В тексте детям впервые встречается форма инфинитива на -ться. Этот случай нужно оговорить особо: предложить ребятам подобрать аналогичные глаголы, поставить к ним вопросы.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: упр. 124.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Неопределенная форма — начальная форма глагола
Цель: уточнить знания учащихся о неопределенной форме как о начальной форме глагола; развивать синтаксический строй речи детей, обогащать их словарный запас глагольной лексикой.
Организационный момент
Минутка чистописания
т а н о т
р с п р
• Разгадайте путаницу. Какое слово в ней зашифровано? Что обозначает слово транспорт? Составьте и напишите свою путаницу с этим словом.
Тр..мвай,..втобу…,..вт..м..биль, тр..л..ейбус, в..л..с..пед.
• Прочитайте. Какие буквы пропущены? Спишите, вставлял пропущенные буквы. Какие ещё виды транспорта вы знаете? Из какого литературного произведения следующие строки?
И прибежала зайчиха,
и закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик, мой мальчик
попал под трамвай!»