Замените выделенные курсивом фрагменты историческими терминами.




Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 10-11 классы

Максимальный балл за работу - 100

 

Выберите правильный ответ.

(Максимальный балл – 6).

А. Какое соседнее с Русью государство приняло ислам в качестве государственной религии?

1) Хазарский Каганат

2) Волжская Булгария

3) Византийская империя

4) Болгарское царство

 

Б. «Лествичное право» на Руси предполагало

1) принцип наследования власти «по очереди», по родовому старшинству

2) выборность князей

3) вертикальный принцип наследования княжеской власти

4) занятие должностей по знатности

 

В. Какие русские земли НЕ попали под власть Орды?

1) Юго-Западная Русь

2) Западная Русь

3) Южная Русь

4) Северо-Западная Русь

 

Какие основные виды (категории) землевладения сложились в XVII в.?

(Максимальный балл – 3).

А) мануфактурные

Б) дворцовые волости

В) «черные» (государственные) волости

Г) поместья

Д) частновладельческие вотчинные

Е) земли зажиточных крестьян

 

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

(Максимальный балл – 6).

А) Б.И. Орловский, П.К. Клодт, И.И. Мартос

Б) Здания Русского музея, Александринского театра, Главного штаба в Санкт-Петербурге

В) 1906 год, 1907 год, 1912 год, 1993 год, 1995 год, 2003 год

 

4. Установите хронологическую последовательность событий.

(Максимальный балл – 6).

А) Московская конференция

Б) Крымская (Ялтинская) конференция

В) конференция в Сан-Франциско

Г) подписание капитуляции Японии

Д) Тегеранская конференция

Е) Потсдамская конференция

 

Установите соответствие.

(Максимальный балл – 5).

 

1) Ф.-Б. Растрелли 2) В.И. Баженов 3) Д. Трезини 4) И.Е. Старов   А) Дом Пашкова в Москве Б) Таврический дворец в Петербурге В) Смольный собор в Петербурге Г) Усадьба Царицыно Д) Собор Петропавловской крепости

В приведенном ниже тексте содержатся намеренные ошибки. Найдите их и исправьте.

(Максимальный балл – 15).

 

«В мае-июне 1942 года немецкие войска потерпели неудачу при наступлении в Крыму и Донбассе и поэтому решили сосредоточить силы для главного удара на воронежском направлении и далее.

К октябрю 1943 года немецкие войска вышли к Волге и овладели Сталинградом. Однако в результате боев за Сталинград немецкие войска оказались далеко вытянутыми вперед в виде гигантского клина, на острие которого была танковая армия Гота, а фланги прикрывала 6-я армия генерала Паулюса. Из-за такого положения немецкое командование отдало приказ о прекращении наступления и переходе к обороне.

Советское командование еще летом приступило к разработке плана контрнаступления. В октябре план под кодовым названием «Багратион» был утвержден Г.К. Жуковым. Контрнаступление должно было проводиться силами Западного, Сталинградского и Степного фронтов».

 


При чтении художественных произведений, написанных в историческом жанре, необходимо понимать многие специальные или устаревшие термины, названия. Объясните понятия, выделенные в тексте жирным шрифтом.

(Максимальный балл – 5).

Эти Сириусы, Марсы

Для меня смешны и странны;

Мне милее Станиславы,

И Владимиры, и Анны … (П. Вейнберг, 1862 г.)

 

Замените выделенные курсивом фрагменты историческими терминами.

(Максимальный балл – 8).

А. Это слово – едва ли не самое частое в историко-культурных размышлениях о XVII в. Речь идет об освобождении искусства и литературы от подчинения церковным, религиозным интересам.

 

Б. Название периода времени, в течение которого феодал мог искать и возвращать беглого крестьянина.

В. С конца XVIII в. неуклонно росло число крепостных крестьян, отпущенных помещиком для добывания оброка в городе, для работы на мануфактурах.

Г. В СССР существовал перечень наиболее важных должностей, назначение и снятие которых исполнялось партийными комитетами разных уровней; правящая элита в СССР.

 

9. Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

(Максимальный балл – 10).

«О земельном пространстве государства. [ Глава I]

§ 4. Россия есть государство единое и неразделимое … всякая мысль о федеративном для него устройстве отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло.

О племенах, Россию населяющих [Глава II]

§ 4. Все должны быть перед законом равны …все граждане в государстве должны иметь одни и те же права и быть перед законом все равны...

§ 6. Дворянство

...Обладать другими людьми, как собственностью своею … есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской…

О народе в политическом отношении [Глава IV]

§10. … Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной. … Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной, что им угодно...

§14....Богатые всегда будут существовать, и это очень хорошо, но не надобно присоединять к богатству еще другие политические права и преимущества за исключением бедных…

О народе в гражданском отношении [Глава V]

§10. Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства...

§19. …Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную. Первая поручается Народному Вечу, вторая – Державной Думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная… поручается верховному собору. … Народная Веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет… Никто не может распустить Народной Вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа.

Вопросы:

1. Укажите название и автора документа.

2. Какая форма правления планируется в России согласно проекту?

3. В чем достоинства и недостатки предлагаемого проекта?

 

Федеральным законом от 13 марта 1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России» установлен ряд праздников. Заполните пропуски в таблице, определив даты победных дней нашего народа и лиц, принимавших участие в этих событиях.

(Максимальный балл – 8).

Дата Событие Участники
5 апреля ________ г. Ледовое побоище  
9 августа 1714 г.    
10 июня _________ г. заключение Кючук-Кайнарджийского мира  
18 ноября 1853 г победа русской эскадры в _____________________  

 

11. Подчеркните и пронумеруйте в данном фрагменте «Повести временных лет» древние географические названия. Дайте их современные варианты.

(Максимальный балл – 8).

«…Был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг. Двина из того же леса течет и идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалисы, а по Двине – в Варяги, из Варяг до Рима».

 

12. Напишите эссе на тему: «Выдающийся отечественный политический деятель XX века».

(Максимальный балл – 20).

Ваше эссе будет оцениваться по следующим критериям:

1. Обоснованность выбора темы (объясните, почему вы выбрали именно эту тему, и какую задачу (задачи) ставите перед собой в своей работе).

2. Грамотность и точность использования исторических понятий и терминов, фактов.

3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии.

4. Точность и аргументированность выводов.

5. Логичность изложения, уровень композиционного решения работы

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: