Объяснение нового материала




Детям предлагается образовать от глаголов не­сти, жить и кричать, говорить форму настоящего времени и проспрягать их в единственном и множественном числе. Два ученика работают у доски, один спрягает гла­голы 1 спряжения, другой — II; остальные работают в тетрадях.

Словарный диктант: почтальон, завтра, конфета, пирог, ракета, улица, компьютер, вчера, сегодня, планета.

Подготовка к восприятию правила об обра­зовании формы будущего времени от глаголов, отвечающих в неопределенной форме на вопросы что делать? что сде­лать? (с. 96).

Выполнение упр. 152

Отработка умения образовы­вать форму будущего времени от глаголов в начальной (не­определенной) форме

Выполнение упр. 153 (с коммен­тированием).

Наблюдение за тем, как изменяются в будущем времени глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Работа с таблицей на с. 97

Вывод: глаголы, неопределенная форма которых отвечает на вопрос что сделать?, изменяются в будущем времени по ли­цам при помощи окончания (напишу, напишешь, напи­шет и т. д.); в глаголах будущего времени, неопределен­ная форма которых отвечает на вопрос что делать?, изменяется только первое слово (буду писать, будешь писать и т. д.).

Закрепление изученного материала

Выполнение упр. 155 (с комментированием)

Учитель обращает внимание детей на то, что им нуж­но выписать только глаголы 1-го лица единственного числа.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: у пр. 156.


________________________

Проверочная работа по теме «Глагол»

Образуй глаголы неопределённой формы.

Смотрел - ____________________, срезают - _________________, делает - ______________, взмахнул - ____________________, берегут - ________________.

Напиши глаголы прошедшего времени. Определи род глаголов.

Лампа свети____ (_______), мать говори_____ (_______), солнце свети_____ (________), суп кипе____ (_______), вода кипе____ (_________).

В предложениях допиши отрицательную частицу не перед глаголами.

Смажешь колёса – быстро поедешь.

Упустишь минуту – потеряешь и час.

Допиши пропущенные буквы.

Напише____ пером, не выруби____ топором.

Не разгрызё____ ореха – не съеш____ ядра.

Поспеши____ - людей насмеши____.

Подчеркни глаголы. Определи их спряжение.

Цветут за мельницей кувшинки,

Стоят в воде, как поплавки.

Мы подплывём туда на спинке,

Сплетём прохладные венки.

 


_________________________

Проверочная работа по теме «Глагол»

Образуй глаголы неопределённой формы.

Смотрел - ____________________, срезают - _________________, делает - ______________, взмахнул - ____________________, берегут - ________________.

Напиши глаголы прошедшего времени. Определи род глаголов.

Лампа свети____ (_______), мать говори_____ (_______), солнце свети_____ (________), суп кипе____ (_______), вода кипе____ (_________).

В предложениях допиши отрицательную частицу не перед глаголами.

Смажешь колёса – быстро поедешь.

Упустишь минуту – потеряешь и час.

Допиши пропущенные буквы.

Напише____ пером, не выруби____ топором.

Не разгрызё____ ореха – не съеш____ ядра.

Поспеши____ - людей насмеши____.

Подчеркни глаголы. Определи их спряжение.

Цветут за мельницей кувшинки,

Стоят в воде, как поплавки.

Мы подплывём туда на спинке,

Сплетём прохладные венки.

 

 

_________________________

Проверочная работа по теме «Глагол»

Впиши недостающие слова.

Глагол – это часть речи, которая обозначает _________________, отвечает на вопросы __________________________________.

Что можно сказать о глаголе?

а) обозначает действие;

б) в предложении обычно бывает второстепенным членом;

в) имеет формы трёх времён;

г) изменяется по лицам и числам;

д) изменяется по падежам.

В какой форме глаголы даются в словаре?

а) в форме 1-го лица единственного числа;

б) в форме 3-го лица единственного числа;

в) в неопределённой форме.

Почему начальная форма глагола называется неопределённой?

а) потому что в ней нельзя определить окончание;

б) потому что по ней нельзя определить, кто совершает действие и когда оно совершается.

Какие из этих глаголов стоят в неопределённой форме?

а) увидел;

б) смеяться;

в) вожу;

г) посчитать;

д) идёт.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

а) по лицам и числам;

б) по родам и числам;

в) по родам, числам и падежам.

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

а) по лицам;

б) по числам;

в) по родам.

8. Спряжением называется изменение глаголов:

а) по лицам и числам;

б) по родам и числам;

в) по временам;

г) по числам.

Как определить лицо глагола?

а) по вопросу;

б) подстановкой местоимения;

в) по окончанию.

Какие окончания могут иметь глаголы первого спряжения?

а) -ешь;

б) –ишь;

в) –у (-ю);

г) –ат (-ят);

д) –ут (-ют).

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Цель: на практическом уровне знакомить учащихся с личными окончаниями глаголов I и II спряжения; учить распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме.

Организационный момент

Минутка чистописания

_______________________________________________

• Рассмотрите узоры. Установите закономерность и продол­жите ряд узоров.

Выполните упражнение для глаз: напишите в воздухе глазами элемент ___максимально большого размера, поднимите глаза вверх и на 1—2 секунды задержите взгляд; опустите глаза вниз и на 1-2 секунды задержите взгляд; закройте глаза на несколько секунд. Упражнение повторите 3-5 раз.

гуляет ходит

• Прочитайте слова. Устно поставьте к ним вопросы. Запиши­те слова. Выделите окончания.

На ч_с опоздаешь – за день (не) д_гонишь.

•Прочитайте. Как вы понимаете эту пословицу? Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущен­ные буквы и раскрывая скобки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: