Детям предлагается образовать от глаголов нести, жить и кричать, говорить форму настоящего времени и проспрягать их в единственном и множественном числе. Два ученика работают у доски, один спрягает глаголы 1 спряжения, другой — II; остальные работают в тетрадях.
Словарный диктант: почтальон, завтра, конфета, пирог, ракета, улица, компьютер, вчера, сегодня, планета.
Подготовка к восприятию правила об образовании формы будущего времени от глаголов, отвечающих в неопределенной форме на вопросы что делать? что сделать? (с. 96).
Выполнение упр. 152
Отработка умения образовывать форму будущего времени от глаголов в начальной (неопределенной) форме
Выполнение упр. 153 (с комментированием).
Наблюдение за тем, как изменяются в будущем времени глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Работа с таблицей на с. 97
Вывод: глаголы, неопределенная форма которых отвечает на вопрос что сделать?, изменяются в будущем времени по лицам при помощи окончания (напишу, напишешь, напишет и т. д.); в глаголах будущего времени, неопределенная форма которых отвечает на вопрос что делать?, изменяется только первое слово (буду писать, будешь писать и т. д.).
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 155 (с комментированием)
Учитель обращает внимание детей на то, что им нужно выписать только глаголы 1-го лица единственного числа.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: у пр. 156.
________________________
Проверочная работа по теме «Глагол»
Образуй глаголы неопределённой формы.
Смотрел - ____________________, срезают - _________________, делает - ______________, взмахнул - ____________________, берегут - ________________.
|
Напиши глаголы прошедшего времени. Определи род глаголов.
Лампа свети____ (_______), мать говори_____ (_______), солнце свети_____ (________), суп кипе____ (_______), вода кипе____ (_________).
В предложениях допиши отрицательную частицу не перед глаголами.
Смажешь колёса – быстро поедешь.
Упустишь минуту – потеряешь и час.
Допиши пропущенные буквы.
Напише____ пером, не выруби____ топором.
Не разгрызё____ ореха – не съеш____ ядра.
Поспеши____ - людей насмеши____.
Подчеркни глаголы. Определи их спряжение.
Цветут за мельницей кувшинки,
Стоят в воде, как поплавки.
Мы подплывём туда на спинке,
Сплетём прохладные венки.
_________________________
Проверочная работа по теме «Глагол»
Образуй глаголы неопределённой формы.
Смотрел - ____________________, срезают - _________________, делает - ______________, взмахнул - ____________________, берегут - ________________.
Напиши глаголы прошедшего времени. Определи род глаголов.
Лампа свети____ (_______), мать говори_____ (_______), солнце свети_____ (________), суп кипе____ (_______), вода кипе____ (_________).
В предложениях допиши отрицательную частицу не перед глаголами.
Смажешь колёса – быстро поедешь.
Упустишь минуту – потеряешь и час.
Допиши пропущенные буквы.
Напише____ пером, не выруби____ топором.
Не разгрызё____ ореха – не съеш____ ядра.
Поспеши____ - людей насмеши____.
Подчеркни глаголы. Определи их спряжение.
Цветут за мельницей кувшинки,
Стоят в воде, как поплавки.
Мы подплывём туда на спинке,
Сплетём прохладные венки.
_________________________
Проверочная работа по теме «Глагол»
Впиши недостающие слова.
Глагол – это часть речи, которая обозначает _________________, отвечает на вопросы __________________________________.
|
Что можно сказать о глаголе?
а) обозначает действие;
б) в предложении обычно бывает второстепенным членом;
в) имеет формы трёх времён;
г) изменяется по лицам и числам;
д) изменяется по падежам.
В какой форме глаголы даются в словаре?
а) в форме 1-го лица единственного числа;
б) в форме 3-го лица единственного числа;
в) в неопределённой форме.
Почему начальная форма глагола называется неопределённой?
а) потому что в ней нельзя определить окончание;
б) потому что по ней нельзя определить, кто совершает действие и когда оно совершается.
Какие из этих глаголов стоят в неопределённой форме?
а) увидел;
б) смеяться;
в) вожу;
г) посчитать;
д) идёт.
Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
а) по лицам и числам;
б) по родам и числам;
в) по родам, числам и падежам.
Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
а) по лицам;
б) по числам;
в) по родам.
8. Спряжением называется изменение глаголов:
а) по лицам и числам;
б) по родам и числам;
в) по временам;
г) по числам.
Как определить лицо глагола?
а) по вопросу;
б) подстановкой местоимения;
в) по окончанию.
Какие окончания могут иметь глаголы первого спряжения?
а) -ешь;
б) –ишь;
в) –у (-ю);
г) –ат (-ят);
д) –ут (-ют).
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Цель: на практическом уровне знакомить учащихся с личными окончаниями глаголов I и II спряжения; учить распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме.
|
Организационный момент
Минутка чистописания
_______________________________________________
• Рассмотрите узоры. Установите закономерность и продолжите ряд узоров.
Выполните упражнение для глаз: напишите в воздухе глазами элемент ___максимально большого размера, поднимите глаза вверх и на 1—2 секунды задержите взгляд; опустите глаза вниз и на 1-2 секунды задержите взгляд; закройте глаза на несколько секунд. Упражнение повторите 3-5 раз.
гуляет ходит
• Прочитайте слова. Устно поставьте к ним вопросы. Запишите слова. Выделите окончания.
На ч_с опоздаешь – за день (не) д_гонишь.
•Прочитайте. Как вы понимаете эту пословицу? Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.