Сообщение темы и целей урока




Объяснение нового материала

Выполнение упр. 168

Упражнение выполняется с комментированием. Ученики объ­ясняют вставку пропущенных букв (глагол нужно поставить в неопределенную форму, определить спряжение и назвать окончание формы настоящего времени).

План текста может быть таким:

1. Как сделать свою собаку счастливой?

2. Как приучить щенка к ошейнику?

3. Как отучить малыша царапаться в дверь?

Грамматическая сказка

Откуда появились глаголы-исключения

Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грам­матика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то де­лал, чем-то занимался.

Ныло у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

—— Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, гак вам царствовать.

И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ишь, а I спряжение — всеми остальными. Пришли сыновья и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы госу­дарства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разным царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, ви­деть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбою:

— Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

— Что случилось?

— По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители — в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

— Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

— Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остать­ся в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -итъ. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.

Запомните их, ребята!

Рифмованные упражнения.

Гнать, держать,

Смотреть и видеть.

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на спрягать нельзя!

Знакомство с правилом на стр. 104

Знакомство со стихотворением-правилом из упр. 170

Учащимся предлагается проспрягать на доске и в тетрадях гла­голы-исключения смотреть, видеть, слышать, держать, составить с этими глаголами словосочетания.

Выполнение упр. 169 (с комментированием).

Учитель напоминает детям о том, что можно пользоваться правилом на с. 102.

Закрепление изученного материала

Письмо по памяти.

Ребята читают записанное на доске предложение:

Каждый пиш..т, как он дыш..т... (Б. Окуджава).

Объясняется написание слов с пропущенны­ми буквами. Затем запись стирается, и школьники пишут по памяти.

Выполнение упр. 171

Подведение итогов урока

8. Домашнее задание: упр. 172.

 

Дополнительный материал

 

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на - ить,

Исключая только брить,

И еще: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть.

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

 

Как начнешь ты меня гнать,

Перестану я дышать,

Перестанут уши слышать,

Ну а руки все держать,

На меня начнешь смотреть,

Будешь ты меня вертеть,

Буду все равно терпеть,

Буду от тебя зависеть,

Раз ты смог меня обидеть,

Буду я тебя не видеть,

А открыто ненавидеть!

В. Волина

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Глаголы II спряжения

Цель: формировать навык правильного написания без­ударных окончаний глаголов; познакомить с элементами сти­листики (с опорой на таблицы и памяти).

Организационный момент

Минутка чистописания

_____________________________________________

• Рассмотрите узоры. Какие сочетания входят в состав узоров? Когда пишется разделительный ъ? Приведите примеры. Когда пишется разделительный ь? Приведите примеры. Пропишите узоры. Линию _______ прописывайте максимально быстро.

въезд семья

• Прочитайте слова. Найдите орфограммы. Устно подберите проверочные слова. Запишите слова. Разберите их по составу.

У езд школы в..сит об..явление.

•Прочитайте. Составьте слово по схеме. Объясните написа­ние пропущенных букв. Запишите предложение. Определите спряжение глагола.

Мы смотр..м на под..ёмный кран.

•Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Оп­ределите спряжение глагола.

Словарный диктант с грамматическим заданием

Учащимся предлагается записать глаголы в два столбика по спряжениям: дружить, знать, гулять, зеленеть, решать, решить, увидеть, услышать, смот­реть, защищать, вспоминать, вспомнить, вертеть, по­строить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: