Объяснение нового материала
Выполнение упр. 168
Упражнение выполняется с комментированием. Ученики объясняют вставку пропущенных букв (глагол нужно поставить в неопределенную форму, определить спряжение и назвать окончание формы настоящего времени).
План текста может быть таким:
1. Как сделать свою собаку счастливой?
2. Как приучить щенка к ошейнику?
3. Как отучить малыша царапаться в дверь?
Грамматическая сказка
Откуда появились глаголы-исключения
Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Ныло у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
—— Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, гак вам царствовать.
И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ишь, а I спряжение — всеми остальными. Пришли сыновья и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разным царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбою:
— Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
— Что случилось?
— По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители — в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
|
— Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
— Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -итъ. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.
Запомните их, ребята!
Рифмованные упражнения.
Гнать, держать,
Смотреть и видеть.
Дышать, слышать,
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -е спрягать нельзя!
Знакомство с правилом на стр. 104
Знакомство со стихотворением-правилом из упр. 170
Учащимся предлагается проспрягать на доске и в тетрадях глаголы-исключения смотреть, видеть, слышать, держать, составить с этими глаголами словосочетания.
Выполнение упр. 169 (с комментированием).
Учитель напоминает детям о том, что можно пользоваться правилом на с. 102.
Закрепление изученного материала
Письмо по памяти.
Ребята читают записанное на доске предложение:
Каждый пиш..т, как он дыш..т... (Б. Окуджава).
Объясняется написание слов с пропущенными буквами. Затем запись стирается, и школьники пишут по памяти.
Выполнение упр. 171
Подведение итогов урока
8. Домашнее задание: упр. 172.
Дополнительный материал
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на - ить,
Исключая только брить,
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть.
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
|
Как начнешь ты меня гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки все держать,
На меня начнешь смотреть,
Будешь ты меня вертеть,
Буду все равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть!
В. Волина
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Глаголы II спряжения
Цель: формировать навык правильного написания безударных окончаний глаголов; познакомить с элементами стилистики (с опорой на таблицы и памяти).
Организационный момент
Минутка чистописания
_____________________________________________
• Рассмотрите узоры. Какие сочетания входят в состав узоров? Когда пишется разделительный ъ? Приведите примеры. Когда пишется разделительный ь? Приведите примеры. Пропишите узоры. Линию _______ прописывайте максимально быстро.
въезд семья
• Прочитайте слова. Найдите орфограммы. Устно подберите проверочные слова. Запишите слова. Разберите их по составу.
У езд школы в..сит об..явление.
•Прочитайте. Составьте слово по схеме. Объясните написание пропущенных букв. Запишите предложение. Определите спряжение глагола.
Мы смотр..м на под..ёмный кран.
•Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глагола.
Словарный диктант с грамматическим заданием
Учащимся предлагается записать глаголы в два столбика по спряжениям: дружить, знать, гулять, зеленеть, решать, решить, увидеть, услышать, смотреть, защищать, вспоминать, вспомнить, вертеть, построить.