Методические рекомендации по организации самостоятельной работы




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

Екатеринбургский институт физической культуры (филиал)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Теория и методика обучения базовым видам спорта: Плавание

 

 

Екатеринбург 2016

Целями освоения дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: плавание» являются:

- формирование у студентов теоретических знаний по плаванию;

- формирование умений по использованию полученных знаний в практической деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема Краткое содержание
Модуль №1
Раздел 1. Основы спортивного плавания.
1.1 Введение в предмет История развития плавания; основные направления в развитии плавания.
1.2 Организация занятий Организация и проведение занятий по плаванию. Урок плавания. Правила техники безопасности.
1.3.Техники плавания Подготовительные упражнения на освоение с водой. Техника спортивных способов плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.
Раздел 2. Методологические и технические аспекты плавания
2.1 Основные упражнения в плавании Общая физическая подготовка в плавании Упражнения для изучения техники спортивного плавания.
2.2 Организация и проведения соревнований по плаванию Организация и проведение соревнований по плаванию. Сооружения для водных видов спорта. Оборудование и инвентарь. Снаряжение для занятий плаванием.
2.3 Основные техники плавания Изучение техники плавания кроль на груди. Изучение техники плавания кроль на спине. Изучение техники плавания брасс. Изучение техники выполнения стартов и поворотов.
Модуль №2
Раздел 3. Совершенствование техники спортивного плавания
3.1 Техника плавания кролем Совершенствование техники плавания способом кроль на груди. Совершенствование техники способом плавания кроль на спине
3.2 Техника плавания брасом Совершенствование техники способом плавания брасс. Совершенствование техники выполнения стартов и поворотов.
Раздел 4. Совершенствование техники прикладного плавания
4.1 Ныряние Изучения и совершенствование прикладного плавания и ныряния.
4.2 Техника безопасности в прикладном плавании Оказание помощи пострадавшему на воде. Безопасность на воде. Учебная практика: составление конспекта урока плавания; проведение частей урока.

 

Практические занятия

1. Освоение с водой

Организационное занятие. Знакомство с бассейном, инструктаж

по технике безопасности и правилам поведения в бассейне.

Знакомство с физическими свойствами воды. Статическое и

динамическое плавание, сопротивление движению в воде.

Дыхательные упражнения в воде. Скольжения.

Этап освоения с водой. Элементарные движения в воде.

Погружение и открывание глаз в воде. Всплывание и лежание на воде.

Игры в воде, соответствующие упражнениям этапа «освоение с

водой» прыжки в воду.

2. Обучение технике плавания

Техника облегченных способов плавания. Сочетания:

- ноги – кроль на груди; руки – гребок прямыми до бедер;

- ноги – кроль на груди; руки – прямыми через стороны до бедер;

- ноги кроль на спине; руки - прямыми через стороны до бедер;

- ноги кроль на груди в сочетании с дыханием без доски и с доской;

- ноги кроль на спине с различным положением руки с доской и без.

3. Начальная тренировка. Дистанционное плавание с помощью

освоенных сочетаний элементов техники.

Ознакомление с техникой плавания «кроль на груди».

Плавание с помощью движений ногами и дыханием (кроль на груди).

Сочетание: ноги – кроль на груди с дыханием (вдох вперед, в

сторону); руки – кроль на груди с задержкой дыхания; с дыханием.

4. Плавание с полной координацией движений. Совершенствование

техники.

Ознакомление с техникой поворота «маятником».

Ознакомление техникой плавания «кроль на спине». Техника

плавания кроль на спине – начальное обучение. Анализ ошибок.

Сочетания:

-плавание кролем на спине с помощью движений одними ногами;

-плавание на спине с помощью движений ногами и одновременным

гребком руками;

-плавание на спине с помощью попеременных движений одними

руками;

Кроль на спине с полной координацией движений.

Совершенствование техники.

5. Ознакомление с техникой поворотов на спине (открытый,

закрытый, современный поворот – кувырок),

Схема изучения отдельных упражнений:

- демонстрация упражнения в целом;

- краткое объяснение техники способов выполнения;

- опробование, анализ ошибок;

- изучение студентами элементов или упражнения в целом (сначала на

суше, затем – в воде);

- совершенствование навыка (упражнения).

Ознакомление с техникой плавания брасс. Начальное обучение.

Специальные упражнения. Совершенствование техники.

Ознакомление с техникой плавания способом баттерфляй

(дельфин). Начальное обучение.

Плавание с помощью движений ног «дельфин». Разучивание

техники движения рук «дельфин».

Плавание «дельфином» с помощью движений руками и ногами.

6. Сочетание: - ноги «дельфин» + дыхание с различным положением рук;

- ноги «дельфин» на спине, на боку + дыхание;

- руки «дельфин», ноги – кроль + дыхание и т. д.

Совершенствование техники плавания и поворотов изученными

способами.

Повороты в комплексном плавании. Ознакомление с техникой

поворотов в комплексном плавании: - с «дельфина» на кроль на спине;

- с кроля на спине на брасс;

- с брасса на кроль на груди.

 

Вопросы к экзамену по плаванию

1. Плавание как учебный предмет, определение и содержание. Виды

спорта, в которые входит плавание. Характерные особенности плавания как

вида спорта.

2. Свойства воды и техника плавания.

3. Статическое плавание. Действие сил на плавающее тело, положение

тела при статическом плавании. Равновесие тела в воде, вертикальная и

горизонтальная устойчивость тела, ее влияние на технику плавания.

4. Динамическое плавание. Силы, действующие на плывущее тело.

5. Сопротивления, возникающие при динамическом плавании.

6. Подъемная сила – механизм возникновения, значение для плавания.

7. Плавучесть тела. Факторы, определяющие плавучесть.

8. Сила тяги. Взаимодействие гребущих поверхностей с водой.

9. Понятие о технике плавания. Основные факторы, определяющие

технику плавания.

10. Общая схема обучения технике спортивных способов плавания.

11. Техника спортивного способа плавания кроль на груди. Общая

характеристика и анализ техники.

12. Техника спортивного способа плавания кролем на спине. Общая

характеристика и анализ техники. Варианты техники кроль на груди.

13. Техника спортивного способа плавания брасс. Общая характеристика

и анализ техники.

14. Техника спортивного способа плавания баттерфляй. Общая

характеристика и анализ техники.

15. Техника стартового прыжка с тумбочки. Фазовая структура, варианты

техники.

16. Техника стартового движения из воды в плавании на спине.

17. Повороты в спортивном плавании, их классификация. Анализ техники

поворота «маятником».

18. Комплексное плавание, его особенности (последовательность смены

способов, повороты).

19. Эстафетное плавание. Техника передачи эстафеты в плавании в

соответствии с правилами соревнований. Комбинированная эстафета.

20. Изучение техники плавания ногами в кроле на груди.

21. Изучение техники плавания ногами в кроле на спине.

22. Изучение техники плавания ногами баттерфляем.

23. Изучение техники плавания ногами брассом.

24. Изучение техники движений руками и согласование их с дыханием в

кроле на груди.

25. Изучение техники движений руками в кроле на спине.

26 Основные ошибки в техники плавания кролем на груди, их причины,

способы исправления и применяемые упражнения.

27. Основные ошибки в техники плавания кролем на спине, их причины,

способы исправления и применяемые упражнения.

28. Основные ошибки в техники плавания брассом, их причины, способы

исправления и применяемые упражнения.

29. Начальное обучение плаванию: цель, задачи, средства. Принципы

обучения применительно к плаванию.

30. Методы обучения плаванию: наглядные, словесные, практические.

Изучение движений в воде в целом и по частям. Выбор метода в

зависимости от условий проведения, возраста, подготовленности

занимающихся.

31. Урок плавания: задачи, структура, продолжительность.

Организационное обеспечение учебного процесса в связи с условиями

проведения занятий.

32. Конспект урока по плаванию: постановка задач, планирование

применения средств и методов в связи с возрастом и подготовленностью

занимающихся.

33. Типы уроков плавания, методы ведения занятий. Распределение

физической и эмоциональной нагрузки в уроке, дозировка упражнений.

34. Упражнения по освоению с водой (основные группы).

35. Игры на воде как средство обучения плаванию. Задачи, классификация

и правила проведения игр.

36. Обучение плаванию в летнем оздоровительном лагере, организация и

методика проведения занятий. Подготовка базы и персонала, обеспечение

безопасности.

37. Плавание в программе общеобразовательной школы. Распределение

материала, применяемые средства и методы, формы организации занятий.

38. Особенности проведения занятий по плаванию с людьми пожилого

возраста.

39. Особенности проведения занятий по плаванию с детьми дошкольного

возраста.

40. Обучение техники простейших поворотов в плавании («маятник»).

41. Обучение технике стартового прыжка.

42. Причины травматизма и заболеваемости, способы их предупреждения

на занятиях по плаванию.

43. Прикладное плавание. Спасательный инвентарь. Оборудование

спасательного поста.

44. Спасание на воде. Оказание доврачебной помощи пострадавшему.

45. Способы транспортировки пострадавшего на воде. Приемы

освобождения от захватов.

46. Организация проведения соревнований по плаванию (основные

мероприятия).

47. Судейская коллегия соревнований по плаванию: состав, количество

судей распределение обязанностей.

48. Предварительные, именные и технические заявки, индивидуальные

карточки участников соревнований по плаванию.

49. Анатомические особенности организма пловца и техника плавания.

50. Физиологические особенности организма пловца и техника плавания.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Работа с первоисточниками: конспектирование, рефератирование отдельных тем. Наблюдения на занятиях в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных занятиях по плаванию. Разбор и анализ документов планирования, разработка и оформление документов планирования, описания игр, схем, таблиц, просмотр фото – и видеозаписей. Составление конспектов урока по заданию преподавателя.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Чертов Н. В. Плавание/Н. В. Чертов.- Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2011

2. Чертов Н. В. Комплекс тестовых заданий по теории и методике избранного вида спорта (плавание)/Н. В. Чертов.- Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2011

3. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание/под ред. А. А. Литвинова.- М.: Академия, 2013

4. Плавание/под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.: Сов. спорт, 2007

Дополнительная литература

1. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов..[Текст] – М.:Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.

2. Карпман В.Л., Белоцерковский В. Л., ГудковИ. А. Тестирование в

3. спортивной медицине..[Текст] В.Л Карпман.,В.Л. Белоцерковский.,. И.А.Гудков- М.; Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.

4. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность,

5. адаптация, здоровье..[Текст] Л.М Куликов. - М.: ФОН, 1995. - 395 с.

6. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. - 2-е изд. перераб. К.Купер.[Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.

7. Лернер И.Я. Дидактические основы обучения..[Текст] Л.П.Матвеев - М.: Педагогика, 1981. – 186 с.

8. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки..[Текст] – М.: Физкультура испорт, 1977. - 280 с.

9. Матвеев Л. П. Общая теория спорта.[Текст] Л.П.Матвеев - М.: 4-й филиал Воениздата,1997.– 304 с.

10. Меерсон Ф.3., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам..[Текст] Ф.3 Меерсон., М.Г Пшенникова. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: