Креативность в цифрах
В 1968 году некто Джорж Лэнд провел исследования, и доказал, что с возрастом креативное мышление уменьшается
5 летние дети – 98% прошли тест
10 летние дети – 30% прошли тест
15 летние дети – 12% прошли тест
280,000 тысяч взрослых – лишь 2% прошли тест
Выводом этого исследования может быть то, что если человек не замечает у себя способности к креативности – это значит лишь то, что он приобрел такое некреативное мышление в процессе жизни.
Кьюбинг — посмотрите на проблему с разных сторон
Кьюбинг (Cubing) — это разогревающая техника, часто используемая на подготовительном этапе в разного рода литературной работе. Кьюбинг помогает исследовать разные стороны темы, тем самым заставляя автора глубже ее продумать и найти нужный фокус.
Инструкция
Для начала возьмите небольшой трехмерный предмет, имеющий какую-то не совсем простую форму. Поставьте его перед собой и в течение 2 минут пишите о том, что вы видите. Когда время истечет, поверните его другой стороной и пишите еще 2 минуты о той стороне, которую вы видите теперь. Продолжайте поворачивать предмет и писать до тех пор, пока не опишете его с шести сторон. Поставьте себе цель узнать как можно больше — как об этом предмете, так и о своих описательных способностях.
Следующим шагом выберите не конкретный объект, а нематериальную тему, концепцию или идею (например, тему заметки для блога, о который вам давно хочется написать, но к которой сложно подступиться). Точно так же пишите равное количество времени о каждой из шести сторон этой темы. Старайтесь написать не меньше чем о шести сторонах, даже если изначально вам приходит в голову только две-три.
Для того чтобы переключаться между различными сторонами темы, вы можете использовать следующие вопросы:
|
1. Описание: что собой представляет эта тема, какими свойствами обладает?
2. Сравнение: с чем можно сравнить эту тему, на какие другие темы она похожа и чем отличается?
3. Ассоциации: Что приходит в голову в связи с ней? Пишите о любых связях — ассоциативных, причинно-следственных, символических, иррациональных и т.д.
4. Анализ: Из каких частей составных она состоит? Из чего и в каком контексте возникает, к каким другим темам ведет?
5. Использование: Кому и для чего полезна эта тема? Можно ли перенести ее в другие области?
6. Оценка: какие могут быть доводы за и против этой темы? Чем она интересна лично вам? Чем может быть интересна другим людям?
В результате такой работы вы можете углубить свое понимание темы и сделать четче свою позицию по ней, открыть для себя новую точку зрения, обнаружить новые направления для дискуссии.
Эвристические методы
Эвристические методы – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.
Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Архимед в "Учении о методах механики" подробно описал способы рассмотрения и решения новых задач. От него искусство решения трудных проблем получило свое название "Эвристика".
Известно несколько десятков эвристических методов, вот только некоторые из них:
· Мозговой штурм
· Морфологический анализ
· Метод фокальных объектов
|
· Метод синтеза оптимальных форм и др.
Методы поиска новых идей и решений.
Мозговой штурм
Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.
Цель метода
Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.
Суть метода
· Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
· Групповой процесс выдвижения идей.
· Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
· Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
· Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.
План действий
· Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
· Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
· Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
· Строго выполнять правила мозгового штурма.
· После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.
Правила проведения мозгового штурма
· Количество идей предпочтительнее качества.
· Критика идей на этапе генерации запрещена.
· В группе генерации идей не должно быть начальства.
· Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
· Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
|
· Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
· Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
· Идеи излагайте кратко.
· Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
· При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.
Этапы мозгового штурма
1. Подготовка
o Назначение ведущего.
o Подбор участников для рабочих групп.
o Подбор фактического материала.
o Обучение и инструктаж участников.
o Обеспечение деятельности участников.
2. Выдвижение идей
o Уточнение задачи.
o Генерация идей.
o Проработка и развитие наиболее ценных идей.
o Запись предложений.
o Редактирование списка идей.
3. Оценка и отбор идей
o Уяснение проблемы.
o Определение критериев оценки.
o Классификация и оценка идей.
o Развитие идей на основе анализа.
Достоинства
· Легкость освоения и простота в обращении.
· Незначительные затраты времени на проведение.
· Универсальность метода.
· Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.
Недостатки
· Решение относительно простых задач.
· Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
· Нет гарантии нахождения сильных идей.
О сне
Сну отводится 8—9 часов в сутки. Некоторые утверждают, что это пустая трата времени. Однако сон — это не только наш священный долг, не только отдых и даже не только удовольствие. Время, отведенное для сна, может приносить вполне осязаемую «дневную» пользу в решении проблем и создании идей.
Засыпание
Почти все, кто пишет о креативности, согласны с тем, что творческие порывы часто случаются тогда, когда их меньше всего ждешь. Часто перед засыпанием в голову приходят необычные, зачастую очень точные и перспективные идеи. Однако запомнить их практически невозможно, потому что в процессе засыпания сознание расфокусируется. Поэтому нужно обязательно положить рядом с кроватью блокнот и ручку и иметь под рукой неяркую лампу.
Сны
Сны — чрезвычайно богатый источник новых идей. Поэтому второе использование времени сна заключается в том, чтобы загрузить свое подсознание работой по решению какой-нибудь насущной проблемы. Для этого нужно перед тем, как лечь в постель, четко сформулировать для себя проблему и постараться донести до себя мысль о том, что вам необходимо ее решение.
Проснувшись утром, постарайтесь сразу, не вставая с постели, вспомнить, что вам снилось, и сразу запишите все, не пытаясь анализировать. Лучше записывать сновидения в первые 5 минут после подъема. Чтобы помочь себе, попробуйте ответить на следующие вопросы:
· Каких персонажей, какие вещи, места, события я видел?
· Кто главные действующие лица и каковы, самые яркие образы сновидения?
· Какие ассоциации у меня возникают?
· Какое чувство я испытывал во время сновидения? Какое чувство возникает, когда я о нем думаю? (Эти чувства могут быть противоположными).
· Что говорит интуиция?
Если вдруг вы проснулись ночью с четким ощущением того, что вам пришла в голову гениальная идея (бывает ведь и такое), не забудьте ее записать, какой бы простой и очевидной она вам ни казалась — 99% шансов, что утром вы ее уже не вспомните.
Что, если бы...
Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.
· Что если бы люди вели ночной образ жизни?
· Что если бы свиньи могли летать?
· Что если бы мы все могли читать чужие мысли?