Правила проведения мозгового штурма




Креативность в цифрах

В 1968 году некто Джорж Лэнд провел исследования, и доказал, что с возрастом креативное мышление уменьшается

5 летние дети – 98% прошли тест
10 летние дети – 30% прошли тест
15 летние дети – 12% прошли тест
280,000 тысяч взрослых – лишь 2% прошли тест

Выводом этого исследования может быть то, что если человек не замечает у себя способности к креативности – это значит лишь то, что он приобрел такое некреативное мышление в процессе жизни.

Кьюбинг — посмотрите на проблему с разных сторон

Кьюбинг (Cubing) — это разогревающая техника, часто используемая на подготовительном этапе в разного рода литературной работе. Кьюбинг помогает исследовать разные стороны темы, тем самым заставляя автора глубже ее продумать и найти нужный фокус.

Инструкция

Для начала возьмите небольшой трехмерный предмет, имеющий какую-то не совсем простую форму. Поставьте его перед собой и в течение 2 минут пишите о том, что вы видите. Когда время истечет, поверните его другой стороной и пишите еще 2 минуты о той стороне, которую вы видите теперь. Продолжайте поворачивать предмет и писать до тех пор, пока не опишете его с шести сторон. Поставьте себе цель узнать как можно больше — как об этом предмете, так и о своих описательных способностях.

Следующим шагом выберите не конкретный объект, а нематериальную тему, концепцию или идею (например, тему заметки для блога, о который вам давно хочется написать, но к которой сложно подступиться). Точно так же пишите равное количество времени о каждой из шести сторон этой темы. Старайтесь написать не меньше чем о шести сторонах, даже если изначально вам приходит в голову только две-три.

Для того чтобы переключаться между различными сторонами темы, вы можете использовать следующие вопросы:

1. Описание: что собой представляет эта тема, какими свойствами обладает?

2. Сравнение: с чем можно сравнить эту тему, на какие другие темы она похожа и чем отличается?

3. Ассоциации: Что приходит в голову в связи с ней? Пишите о любых связях — ассоциативных, причинно-следственных, символических, иррациональных и т.д.

4. Анализ: Из каких частей составных она состоит? Из чего и в каком контексте возникает, к каким другим темам ведет?

5. Использование: Кому и для чего полезна эта тема? Можно ли перенести ее в другие области?

6. Оценка: какие могут быть доводы за и против этой темы? Чем она интересна лично вам? Чем может быть интересна другим людям?

В результате такой работы вы можете углубить свое понимание темы и сделать четче свою позицию по ней, открыть для себя новую точку зрения, обнаружить новые направления для дискуссии.

Эвристические методы

Эвристические методы – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.

Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Архимед в "Учении о методах механики" подробно описал способы рассмотрения и решения новых задач. От него искусство решения трудных проблем получило свое название "Эвристика".

Известно несколько десятков эвристических методов, вот только некоторые из них:

· Мозговой штурм

· Морфологический анализ

· Метод фокальных объектов

· Метод синтеза оптимальных форм и др.

Методы поиска новых идей и решений.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.

Цель метода

Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.

Суть метода

· Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.

· Групповой процесс выдвижения идей.

· Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.

· Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.

· Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.

План действий

· Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).

· Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.

· Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.

· Строго выполнять правила мозгового штурма.

· После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.

Правила проведения мозгового штурма

· Количество идей предпочтительнее качества.

· Критика идей на этапе генерации запрещена.

· В группе генерации идей не должно быть начальства.

· Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.

· Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.

· Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.

· Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.

· Идеи излагайте кратко.

· Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.

· При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

Этапы мозгового штурма

1. Подготовка

o Назначение ведущего.

o Подбор участников для рабочих групп.

o Подбор фактического материала.

o Обучение и инструктаж участников.

o Обеспечение деятельности участников.

2. Выдвижение идей

o Уточнение задачи.

o Генерация идей.

o Проработка и развитие наиболее ценных идей.

o Запись предложений.

o Редактирование списка идей.

3. Оценка и отбор идей

o Уяснение проблемы.

o Определение критериев оценки.

o Классификация и оценка идей.

o Развитие идей на основе анализа.

Достоинства

· Легкость освоения и простота в обращении.

· Незначительные затраты времени на проведение.

· Универсальность метода.

· Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

Недостатки

· Решение относительно простых задач.

· Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.

· Нет гарантии нахождения сильных идей.

О сне

Сну отводится 8—9 часов в сутки. Некоторые утверждают, что это пустая трата времени. Однако сон — это не только наш священный долг, не только отдых и даже не только удовольствие. Время, отведенное для сна, может приносить вполне осязаемую «дневную» пользу в решении проблем и создании идей.

Засыпание

Почти все, кто пишет о креативности, согласны с тем, что творческие порывы часто случаются тогда, когда их меньше всего ждешь. Часто перед засыпанием в голову приходят необычные, зачастую очень точные и перспективные идеи. Однако запомнить их практически невозможно, потому что в процессе засыпания сознание расфокусируется. Поэтому нужно обязательно положить рядом с кроватью блокнот и ручку и иметь под рукой неяркую лампу.

Сны

Сны — чрезвычайно богатый источник новых идей. Поэтому второе использование времени сна заключается в том, чтобы загрузить свое подсознание работой по решению какой-нибудь насущной проблемы. Для этого нужно перед тем, как лечь в постель, четко сформулировать для себя проблему и постараться донести до себя мысль о том, что вам необходимо ее решение.

Проснувшись утром, постарайтесь сразу, не вставая с постели, вспомнить, что вам снилось, и сразу запишите все, не пытаясь анализировать. Лучше записывать сновидения в первые 5 минут после подъема. Чтобы помочь себе, попробуйте ответить на следующие вопросы:

· Каких персонажей, какие вещи, места, события я видел?

· Кто главные действующие лица и каковы, самые яркие образы сновидения?

· Какие ассоциации у меня возникают?

· Какое чувство я испытывал во время сновидения? Какое чувство возникает, когда я о нем думаю? (Эти чувства могут быть противоположными).

· Что говорит интуиция?

Если вдруг вы проснулись ночью с четким ощущением того, что вам пришла в голову гениальная идея (бывает ведь и такое), не забудьте ее записать, какой бы простой и очевидной она вам ни казалась — 99% шансов, что утром вы ее уже не вспомните.

Что, если бы...

Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.

· Что если бы люди вели ночной образ жизни?

· Что если бы свиньи могли летать?

· Что если бы мы все могли читать чужие мысли?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: