Метод фокальных объектов.




Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. Метод фокальных объектов включает следующие процедуры:

1. определение фокуса ключевого слова (выражения), которое содержит сущность проблемы. Если проблема состоит в поиске новых функций (свойств) технического объекта, фокусом может быть его наименование (например, телевизор, карандаш и др.);

2. выбор случайных имен существительных. При этом проще эти имена случайным образом заимствовать из книг, газет и т. д. Рекомендуется использовать слова, не связанные напрямую с объектом проектирования (например, пластмасса, лампа, космос, волнение и т.д.);

3. определение признаков имен существительных из п. 2. в виде имен прилагательных (например, пластмасса - стареющая, легкая; лампа - ультрафиолетовая, люминесцентная; космос - безграничный, вечный). Поскольку целью п. 3 является получение случайных имен прилагательных, то их можно добавлять, "заимствуя" у объектов, не вошедших в п. 2 (например, вкусный, мокрый и т.п.). При этом рекомендуется использовать слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика;

4. связывание прилагательных из п. 3 с фокусом из п.1 и поиск по аналогии ассоциативных решений конкретной проблемы (напр., стареющий телевизор - телевизор, меняющий во времени цвет передачи; ультрафиолетовый телевизор - телевизор, который облучает людей ультрафиолетовыми лучами, когда они смотрят передачу);

5. оценка полученных решений с точки зрения новизны и возможности реализации.

Аналогия. Синектика.

Приемы использования аналогий относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Наиболее интересным методом, использующим аналогии, является "Синектика" – метод решения изобретательских задач и поиска новых идей группой специалистов, широко использующих различные типы аналогий. Виды: Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, бизнес идей, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией решений к собственной задаче. Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения технической задачи или бизнес проблемы. Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании изобретательской задачи пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему. Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую идею.

Матрица возможностей

Матрица возможностей (автор Фриц Цвикки) — это простой и действенный метод создания идей, позволяющий сделать даже рутинную работу интересной и получить на выходе достойный творческий результат. В определенных рамках он работает безотказно, а благодаря своей простоте может использоваться без предварительной подготовки. Область применения метода — решение творческих задач в многовариантном поле.

Прежде чем приступить к работе, не забудем четко сформулировать задачу и основные требования. В нашем примере — «Создать презентационный буклет для вип-клиентов банка, бюджет неограничен».

Инструкция

1. Нарисуйте таблицу, лучше всего примерно 5 столбцов на 10 рядов.

2. В первом ряду выпишите основные параметры задачи. Например, если это дизайн буклета: формат, материалы, отделка, обложка/упаковка, стилистика.

3. Заполните ряды таблицы вариантами этих параметров. (Например, материалы: мелованная бумага, дизайнерская бумага, бумага ручной работы с вкраплениями шоколада/перьев/мелко нарезанных банковских купюр и т.д). Варианты нужно стараться придумывать поинтереснее, на минутку отойдя от стандартов — вы всегда потом успеете к ним вернуться. Может быть полезным использование простых и быстрых методов генерации идей.

4. Произвольным образом компонуйте отдельные ячейки в столбцах и смотрите, что получается и насколько это соответствует задаче. Например: квадратный формат, черная дизайнерская бумага. (Если у кого-то вопрос бюджета стоит более остро, чем в этом примере, это не проблема, просто отразите это в формулировке задачи).

5. Когда наберется достаточное количество вариантов, выберите наиболее подходящий (если решение принимаете не вы, предложите несколько вариантов).

Как видите, все довольно просто. Дело времени. Его, кстати, уходит не так много — 20—30 минут.

Катена

Катена — это словесная игра, которая заключается в связывании двух слов цепочкой слов-ассоциаций, построенных по определенным правилам.

Применения

· Для всех: развлечение, развитие интеллекта и креативности.

· Для людей творческих профессий: создание идей, тренировка творческого мышления.

Правила

1. Игра заключается в связывании двух слов цепочкой слов-ассоциаций.

2. Используются только существительные. Построенная цепочка называется катеной.

3. Двойные слова можно использовать, только если они являются устоявшимися словосочетаниями (например, рыбий жир), и их нельзя разбивать на части. Не разрешается произвольно добавлять к словам определения (спортсмен — русский спортсмен — Россия).

4. Возможно любое число игроков. Если в игре участвуют несколько игроков, выигрывает тот, кто построит наиболее короткую и остроумную цепочку.

5. Критерии оценки катен:

o Краткость цепочки (чем короче, тем лучше)

o Остроумность переходов и игра слов

o Обоюдные связи ценятся больше, чем односторонние. Пример обоюдной связи: игра — правила. Односторонняя связь: ремонт — здание, но не наоборот.

o Сильные связи ценятся больше, чем слабые. Пример сильной связи: игра — дети. Слабая связь: игра — волнение.

Примеры катен

· рынок — прогноз — туман

· мать — эмоции — взрыв — атом

· герб — щит — битва — рана — перекись — блондинка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: