Наблюдение за изменением глаголов в прошедшем времени по числам, а в единственном числе — по родам.
Выполнение упр. 191 (с комментированием)
После выполнения задания учащиеся делают вывод о том, что подлежащее согласуется со сказуемым, выраженным глаголом в прошедшем времени, в числе, а в единственном числе — в роде.
Знакомство учащихся с правилом на с. 117.
Выполнение упр. 192
Учащиеся читают короткие предложения, которые состоят исключительно из главных членов — подлежащих и сказуемых, затем ставят имена существительные (подлежащие) в форму единственного числа и записывают полученные предложения.
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 193
Учащиеся составляют и записывают по одному предложению о каждом веселом человечке. Для того чтобы рассказ получился связным, следует найти к нему начало, которое оправдывало бы употребление глаголов в прошедшем времени. Могут быть такие варианты.
Вчера в Солнечном городе все шло как обычно. Знайка решал задачи по математике. Цветик сочинял стихи и читал их с балкона... С утра в Солнечном городе кипела работа...
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: упр. 194.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Правописание глаголов прошедшего времени.
Цель: учить правильно употреблять на письме безударные гласные перед -л- в глаголах прошедшего времени; составлять текст по рисункам.
Организационный момент
Минутка чистописания
________________________________________
• Рассмотрите узор. Обведите и пропишите его.
Выполните упражнение для глаз: активно поморгайте и напишите максимально вверху букву и; опустите глаза и напишите максимально внизу букву и; на 1—2 секунды закройте глаза. Повторите упражнение 4—6 раз.
|
клеить - клеил
• Прочитайте. Чем различаются эти слова? Запишите слова. Слово клеил разберите по составу.
Лоша..ь поч..яла опас..ность.
• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
С..бака з..лаяла, н..бросилась на зв..ря.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Знакомство с правилом написания безударных гласных перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.
Выполнение упр. 195
Текст учащиеся не списывают, а записывают только глаголы в форме прошедшего времени.
Чтение правила на стр. 119
Закрепление умения правильно писать глаголы в форме прошедшего времени.
Выполнение упр. 196 (самостоятельно)
Составление рассказа по серии сюжетных рисунков
Выполнение упр. 197
Учащиеся употребляют следующие глагольные словосочетания: полил цветы, раздала тетради, чисто вытер доску, следил за порядком, проветрила класс, подмел пол, похвалила ребят.
Знакомство с глаголами из рубрики «Говорите правильно!»
Глаголы следует прочитать вслух, составить с ними предложения или словосочетания (упр. 198). Лучшие предложения записать.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: упр. 200.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Изменение по временам глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сделать?
Цель. Познакомить детей с особенностью изменения по временам глаголов, отвечающих в неопределенной форме на вопрос что сделать? Работать над развитием речи учащихся.
1. Таблица, данная в упр. 201, знакомит детей с тем, как образуются временные формы глаголов от неопределенной формы совершенного и несовершенного вида (термин детям не сообщается). Делается вывод: от глаголов, неопределенная форма которых отвечает на вопрос что сделать?, невозможно образовать глаголы настоящего времени, а форма будущего времени, образованная от этих глаголов, состоит из одного слова (поиграет, прочитает, скажет). От глаголов, неопределенная форма которых отвечает на вопрос что делать?, форма будущего времени образуется из двух слов (будет играть, будет читать, будет говорить).
|
2. Упр. 202 выполняется коллективно. Сначала учащиеся читают глаголы, затем образуют от них все возможные временные формы. Желательно использовать таблицу.
Вопрос | Начальная форма | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
что делать? | покупать | покупаю | покупал | буду покупать |
что сделать? | купить | — | купил | куплю |
3. На материале упр. 203 отрабатывается умение подбирать видовую пару к глаголам неопределенной формы (выпекать — выпечь, сберегать — сберечь, подстригать — подстричь, зажигать — зажечь, ловить — поймать).
4. Прежде чем строить устное высказывание (упр. 204), нужно напомнить детям об основных признаках текста-рассуждения, его построении. Целесообразно выслушать всех желающих, можно организовать дискуссию. Следует подчеркнуть, что чувство юмора необходимо каждому, оно помогает людям преодолевать трудные ситуации, уместная и добрая шутка создает хорошее настроение.
|
5. Упр. 205 знакомит детей с частушками. По определению С. И. Ожегова, «частушка — произведение устной народной поэзии — четверостишие или двустишие (лирическое или злободневное, шутливое), исполняемое на определенный напев». Дети убеждаются в том, что частушку без глаголов сочинить трудно, потому что в ней, как правило, описывается какое-либо действие.
6. Домашнее задание. Упр. 206. В классе рекомендуется прочитать стихотворение и дать возможность детям доказать, что в нем содержится шутка, что вредные советы выполнять не следует.
РУССКИЙ ЯЗЫК