Тема: Повторение. Части речи




Цели:

обобщить и систематизировать знания учащихся о морфологических признаках частей речи; развивать орфографические навыки правописания окончаний частей речи и основных орфограмм за курс начальной школы.

- Представьте, что вы очутились в государстве Морфология. Здесь много городов - частей речи. Вы хотя уже знакомы с ними, но узнали еще не все секреты их жителей, поэтому давайте отправимся к ним в гости. Итак, начнем!

1. Отгадайте, какая здесь зашифрована пословица.

- Запишите эту пословицу. Укажите части речи.

На доске:

Т п е н р е
е р е ь е т
р т и ё п р
у д в с т у

Как вы ее понимаете?

Пусть эта пословица будет нашим девизом. А сейчас мы отпра­вимся в гости к существительному.

2. Переставьте буквы, напишите получившиеся слова, определите их склонение:

Насос –

Часок –

Чурка –

Числа –

Чулок -

Вспомни и напиши слова, которые относятся к 3-му склоне­нию.

3. Вставьте пропущенные буквы:

рас_казать о выст_вк_

• п_бывать в башн_- крепост_

6р_дить по отмел_

играть на роял_

спорить о геро_ книг_

• играть в зелен_ деревьев

• по доро_к _ к полянк_.

4. Прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы:

Я то выйду на крыльц _,

То гляжу в оконц _.

В сердц _ радость, а лиц _

Светится, как солнц _.

В горниц _ давно готов

Для моих любимц_в

Целый центнер огурц_в!

Хватит ли гостинц_в?

И любого из юнц_в -

Храбрец _в и сорванц_в,

Кто, не стукнув в грязь лиц_м,

Зная цену правил,

Е и О в конц _ конц

Грамотно расставил,

Назову я молодц_м.

Что нужно вспомнить, чтобы грамотно написать слова с пропущенными буквами?

Если слог под удареньем –

О напишем без сомненья,

Если безударный он,

Пишем Е - таков закон!

5. Вспомните, как пишутся существительные с шипящей на конце:

Не шумит в реке камыш_,

Не шуршит под полом _____.

В этот час такая тиш_!

Только слышно: «Спи, ___

Темноту замкнув на ключ_,

Месяц вышел из-за _____.

¾ Какими словами допишете стихотворение? Какие буквы вста­вили вместо точек?

¾ Теперь мы смело можем отправляться в гости к имени прила­гательному.

6. Вспомните, какая часть речи помогает определить род, число, падеж прилагательного. Обведите пра­вильный ответ:


местоимение

существительное

глагол

союз

предлог


Отгадайте загадки и запишите ответы. Вставьте пропущенные буквы в окончания имен прилагательных и существительных:

Кругл_е, горяч_е, слепящ_е,

На весь мир оно глядит,

На себя же не велит.______________

3_лёные л_сточки,

Ж_лтые сережки,

Ст_ит в л_сочк_

На белой ножк.________________

Малые зверюшки, розовые у_ки,

Серенькие шу_ки, острые зу_ки,

С_дят в норке, грызут корки. ________________

Подчеркните имена прилагательные. Укажите их число и род.

8. Напишите слова с окончаниями:

-ий -ой

-ое -яя

-ый -ее

- ая

А теперь нас ждет в гости глагол. На какие вопросы отвечает глагол?

9. Укажите спряжение глаголов:

Глаголу нравится читать,

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Жить, пить, свистеть, летать и

На вопросы отвечать: _____? и ___?

10. Расшифруйте ребус.

(Ответ: «Сперва подумай, потом говори»)

Запишите это высказывание. Почему так говорят? Подчеркните глаголы, укажите их время.

11. А вот эти глаголы придумали дети. Таких слов нет в русском языке, но определить их время все-таки можно:

Часы часикают.

• Бумага откнопилась.

Я защёлкала свою карамельку.

На что ты так углазилась?

• Смотри, как налужил дождь.

Пора отправляться в гости к местоимению.

12. Какие местоимения спрятались в этих словах?

яблоня, вагон, мышь, тыква

- Выпишите их. Какие личные местоимения вы еще знаете?

13. Вставьте буквы так, чтобы получились местоимения в различных падежах:


- А сейчас нас ждут предлоги и союзы.

14. Найдите в стихотворении предлоги и подчеркните их:

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

- А есть ли здесь союзы? Если есть, то обведите их.

15. С какой частью слова часто путают предлоги?

- Напишите правильно предлоги и приставки.

Ваня _лучайно _т_лкнул ч_шку _ буфета.

Малыш_ _равнял свой кустик _ все остальные кусты.

летела, _несла, _полю, _роша.

Ребята _сыпали корм _ новую кормушку.

Слова для справок: с, под, на, вы

16. Придумайте и запишите предложения с союзами и, но, да, или, а.

17. Прочитайте стихотворение. Вспомните про однород­ные члены предложения. Расставьте запятые, обве­дите союзы - О, а предлоги - .

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек

И корову и быка

И кривого мясника

И телегу и дугу

И метлу и кочергу

Скушал церковь скушал дом

И кузницу с кузнецом

А потом и говорит

«У меня живот болит!»

Итог урока

В гостях у кого мы сегодня побывали?

Как назвать жителей страны Морфология одной фразой? (Части речи.)

Молодцы! Вы преодолели все испытания, многому научились.

Конечно, мы уже немало знаем.

Но сколько предстоит еще узнать!

Поэтому учиться продолжаем

И в сентябре придем сюда опять.

 

 

 

 

 


 

Диктант.

Весна

Ярко светит апрельское солнышко. Быстро тает снег. По реке мед­ленно и важно плывут последние льдины. В овраге звенит говорливый ручеек. Надулись на ветвях берез пахучие почки. Первые стрелки ве-

сенней травки прорезают землю. На нежной зелени весело играет зо­лотистый луч солнца. Ветерок гонит по небу легкие облака.

Все в природе дышит, оживает. Скоро на опушке леса зацветет че­ремуха. По лесной тропинке побегут хлопотливые муравьи.

Весна — радостное время года!

Грамматическое задание:

1. Какое наречие — обратно или опять —- можно вста­вить в предпоследнее предложение?

2. В четвертом предложении подчеркнуть грамматиче­скую основу.

3. Разобрать это предложение по частям речи.

4. Разобрать по составу слова: апрельское, травка, за­цветет.

7. Домашнее задание. Упр. 222.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: