Предметно-развивающая среда.




Особенности детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)

ЗПР Интеллектуальная недостаточность Тяжелое нарушение речи (ТНР) Расстройства аутистического спектра (РАС) Нарушение слуха Нарушение зрения ДЦП
Дошкольники с ЗПР характеризуются низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью в интеллектуальной деятельности. Нарушается нормальный темп психического развития, в результате которого ребенок, достигая школьного возраста, продолжает отставать от своих сверстников с условной нормой развития. Наблюдаются эмоционально-волевая незрелость, снижение познавательной активности, слабость произвольной регуляции поведения, недоразвитие и качественное своеобразие игровой деятельности. Происходит нарушение познавательной деятельности, желание познать окружающий мир снижена или отсутствует. Наблюдается замедленный темп в обучении, не понимает задания, не хотят и не могут его выполнить, т.к. не предвидят и не понимают его результат. Появляющееся интересы быстро угасают, при обдумывании или возникновении трудностей. Наблюдается нарушения поведения и отсутствие межличностной коммуникации. Отсутствует игровая и трудовая деятельность. Дети не воспринимают помощь взрослого и предпочитают монотонную работу. Без коррекционной работы не развиваются. Дети отстают как в психическом, так и в физическом развитии. Тяжелые нарушения речи может говорить об органическом поражении головного мозга. У детей с ТНР отмечается бедный пассивный и активный словарь. Речь проста, состоит из простых предложений; нарушен грамматико-синтаксический строй. Дети иногда замыкаются в себе, плохо анализируют и обобщают, у них трудно развивается образное мышление, не могут давать словесный отчет своей деятельности, быстро утомляются и возбуждаются. На фоне нарушения речи может возникнуть задержка психического развития. Избегают контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции (насвет и звуки), стереотипии поведения, нарушения речевого развития (или отсутствие речи). Редко улыбается и откликается на свое имя, избегает зрительного контакта, редко приближается к другим детям, не проявляет эмоций. Нет интереса к новому. Тактильный контакт не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивления. Отмечается общая двигательная неловкость. Глухие дети: не слышат и не понимают обращенную речь, самостоятельной речи нет, общается с помощью мимики и жестов. Слабослышащие дети: понимают обращенную речь на бытовом уровне или считывают с губ, речь невнятная с грамматическими ошибками. Кохлеарно-имплантированные дети: а) в раннем возрасте-слышат, понимают речь в полном объеме, самостоятельная речь приближена к возрастной норме; б) после 3-х лет-слыщат, но плохо понимают обращенную речь (как иностранный язык), речь лепетная или с грамматическими ошибками. Нарушение координации движения и ориентации в пространстве. В предметах плохо воспринимают цвет, величину, количество и пространственные отношения. Замедленная и неточная реакция в предметно-практических действиях. Заниженный интерес к результату, из-за возникающих трудностей. Снижен уровень к самостоятельности. Ведущий вид восприятия-осязание. В зависимости от тяжести заболевания, наблюдается перестройка взаимоотношений анализаторов: доминируют сохранные анализаторы, образуются новые связи.   Некоторые психические функции могут соответствовать возрастной норме, некоторые-отставать от возрастной нормы значительно. Нет согласованности в движении руки и глаза. Повышенная утомляемость, фобии (боязнь новых людей, новой обстановки, темноты, одиночества). Наблюдается повышенная впечатлительность, расстройство сна, аппетита, энурез. Неадекватные поведенческие реакции (крик, смех, плач). Вторичным дефектом может быть: ЗПР, нарушения слуха, зрения, эмоционально-волевой сферы,ТНР, интеллектуальная недостаточность,наблюдаются судорожные симптомы.

Методические рекомендации для педагогов по сопровождению ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Режимные моменты.

ЗПР Интеллектуальная недостаточность Нарушение речи Расстройства аутистического спектра (РАС) Нарушение слуха Нарушение зрения ДЦП
Обучение проводится по словесной инструкции, по этапам: «инструкция даётся по частям по мере выполнения – инструкция даётся в последовательности выполнения – инструкция даётся в произвольной форме». Обучение проводится по этапам: совместная деятельность со взрослым; деятельность по подражанию; деятельность по образцу; деятельность по словесной инструкции. Необходима маленькая дозировка материала с последующим усложнением, небольшими порциями после усвоения пройденного материала. Необходимо наглядно-практическое обучение с последующим проговариванием и с его применением в повседневной жизни. Большое внимание уделяется развитию речи и речевой активности во всех видах деятельности. Обучение проводится по инструкции- повторение за педагогом, проговаривание действий одновременно с выполнением, рассказ о сделанном, планирование предстоящей работы, рассуждения детей, их повествование и вопросы. Развитие первичных навыков начинается с формирования навыков указательного жеста. На первых этапах отрабатываются реакции оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. Далее в процессе манипуляций с предметами, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Обучение строится по схеме: увидим – пощупаем – назовём словом – запомним слово – повторим – многократно используем в различных ситуациях. Формирование знаний, умений и навыков на занятиях и закрепление их в режимных моментах. Использование индивидуального подхода в работе, схем, пиктограмм и моделей, раскрывающих последовательность и способы действий и содержание заданий. Рекомендуется деятельность в парах для обеспечения взаимопроверок и общения. Начинать обучение нужно не от частного к общему, а наоборот: схема – действие – содержание задания. Все действия озвучиваются и проговариваются. Формирование знаний, умений и навыков на занятиях и закрепление их в режимных моментах. Каждое новое движение проделывать совместно с ребёнком, его рукой, затем предлагается выполнить движение самостоятельно. Особая работа по ориентировке в пространстве (на своём теле, на кукле, на листе бумаги).

Непосредственно-образовательная деятельность.

ЗПР Интеллектуальная недостаточность Нарушение речи Расстройства аутистического спектра (РАС) Нарушение слуха Нарушение зрения ДЦП
Во время занятий не допускается переутомление ребёнка, нельзя принуждать ребёнка к деятельности, ругать его за ошибки, требовать большей скорости выполнения заданий и точности ответов. Главные задачи в НОД: освоение родо-видовых отношений, классификация, логические упражнения, развитие монологической речи, обучение через игры, развитие крупной и мелкой моторики, мышления, социализация. Нельзя обучать ребенка всему сразу. Подумайте и выберите, что для малыша важнее в данный момент, например освоить навыки самообслуживания или научиться говорить. Необходимо также знать о том, какое поведение ребенка мешает успешному проведению занятий, а какое способствует усвоению знаний об окружающем мире (хорошее внимание, способность к подражанию и т. д.). Очень важно продвигаться к поставленной цели маленькими шагами. Продумайте то, как вы будете обучать малыша новому навыку, разбейте задание на небольшие части и повторяйте их по несколько раз. Необходима частая смена видов деятельности. Необходима постоянная положительная оценка каждого достижения. Учить переносить усвоенные знания в новые условия. Необходима оптимистическая вера педагога в воспитанника.   Запрещается заставлять и принуждать детей к деятельности. Задания выбираются пассивные но с усложнением и проговариванием. Любое занятие должно включать коррекционные задачи (артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики с опорой на материал занятия. Занятия по подготовке руки к письму и на листе бумаги начинают проводить в более раннем возрасте. Важно создать устойчивые адекватные стереотипы поведения внутри группы, т.е. занятия должны проводиться в одно и то же время, в одной и той же группы, в одном помещении. Структура занятия должна быть всегда одинаковой. На индивидуальных занятиях используется метод телесного ориентирования в сочетании с воздействием на все сенсорные системы. Задания предлагаются в наглядной форме, объяснения простые, повторяющиеся несколько раз с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Для привлечения внимания речевые задания предъявляются разной громкости с обращением внимания на тональность. Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам. Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приближая губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша или повышая силу голоса. Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться, пока он не научится говорить. Дополнительным средством, которое поможет ребёнку с нарушением слуха понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова. Сочетать в работе методы наглядности и словесные пояснения к ним. Основное направление – это развитие речи ребёнка, использование точных формулировок и правильной речи. Игрушки ребенка должны быть ярких контрастных цветов, издавать различные звуки. Педагоги, работающие с незрячими детьми, говорят о том, что ребенка надо учить «видеть» тактильно (трогать и ощупывать предметы руками), а также слушать звуки, которые издают предметы. Это необходимо, для того чтобы малыш получил представление о реальной действительности. Давая ребенку предметы и игрушки, громко и четко называйте их, объясняйте назначение того или иного предмета. Это помогает ребенку накапливать знания об окружающем мире и учиться взаимодействовать с различными объектами. Слепому малышу нужно много раз назвать и дать потрогать предмет, чтобы он смог представить его. Кроме того, ребенку необходим большой конкретный опыт, он должен пережить много разных ситуаций, чтобы понять реальную действительность. Не забывайте, что большое количество дополнительной информации о предмете мы получаем с помощью обоняния и вкусовых ощущений. Когда мы смотрим на яблоко, мы представляем, как оно пахнет и его вкус. Знакомя ребенка с предметом, не упускайте возможности одновременно стимулировать развитие разных органов чувств. Разговаривая с ребенком, кладите его ручки на свои губы, чтобы он смог ощутить вашу артикуляцию, например движение ваших губ в момент произнесения звука [б]. Для того чтобы научить ребенка произносить звуки, проговаривайте их четче, громче и медленнее, чем обычно. Только так малыш сможет запомнить, как произносятся звуки. Легко учить ребенка произносить звуки так называемой «видимой» артикуляции, которую можно ощутить еще и тактильно (гласные, согласные [б], [п], [в], [т] и др.). Во время занятий подразумевается полное оборудование рабочего места, обеспечивающего быструю ориентировку ребёнка. Использование на занятиях отдыха и гимнастики для глаз. Во время работы включать задания с движущимися объектами. Обследование объекта по этапам: реальный образ предмета-картинка-схема. Построение работы идёт по образцу, по словесной инструкции. Во время предметной деятельности необходима точная фиксация предмета. Расстояние от глаз до объекта 20-25 см.   На занятии обязателен контроль за правильным положением тела ребёнка и развитие двигательных и предметно-действенных операций. Обогащение опыта через различные бытовые ситуации, через творческое развитие личности и игровой деятельности. Задача педагога – в свободной деятельности привлекать ребёнка к различным видам трудовой деятельности. Дети с нарушениями в развитии могут позже освоить навыки мелкой моторики. Это может быть связано как с высоким, так и с низким мышечным тонусом. Если у ребенка нарушен мышечный тонус, он не сможет удерживать предметы в руках. По этой же причине малыш не сможет выработать нормальные образцы движений, чтобы свободно пользоваться руками в повседневной жизни. Движения рук ребенка могут быть хаотичными, у него может не получаться поднести ложку ко рту и др. Однако ребенку с отставанием в двигательном развитии тоже нужно научиться пользоваться руками.

Предметно-развивающая среда.

ЗПР Интеллектуальная недостаточность Нарушение речи Расстройства аутистического спектра (РАС) Нарушение слуха Нарушение зрения ДЦП
Организация среды соответствует среде для детей с условной нормой развития, но изображения и обучающий материал должны быть приближены к реалистичным, дидактический материал разнообразен и в достаточном количестве. Материалы и оборудования соответствует возрасту ребенка и программе ДОО.игры на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями; *Дидактический материал разнообразен и в достаточном количестве. Использование средств ИКТ и ТСО, иллюстрации, театры, алгоритмы, пиктограммы, мнемотаблицы К основным компонентам предметно-развивающей среды относятся: игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых действий, коррекционно-развивающие и дидактические игры, театрально-музыкальные игры и игрушки, игры-драматизации. Пошаговые инструкции (алгоритмы) их действий. Эти инструкции размещены во всех помещениях группы, которую посещает ребенок с такой категорией заболевания. Преобладание пособий для развития сенсорных способностей. Выбор материалов (яркий, красочный, крупный, более упрощенный, однотипный). На первых годах обучения необходимо с осторожностью использовать картинки в качестве наглядного материала, т.к. дети не узнают предметы на изображении, совсем не понимают выражения лиц и жесты на рисунке. В наглядном материале не должно быть ничего лишнего, а только те предметы, которые соответствуют цели занятия. С этой категорией детей не используют предметы-заместители. Необходима частая смена наглядного материала (каждую неделю). Используется большое количество наглядного, сенсорного и материала на развитие моторики. Использование речевых карт, средств ИКТ и ТСО, алгоритмы, пиктограммы, мнемотаблицы, звуковые схемы. Организация среды соответствует среде для детей с условной нормой развития. Использование в работе красочного материала и оборудования. Оформление помещения с использованием плакатов, карточек, алгоритмов, пиктограмм действий и других демонстрационных материалов. Использование средств ИКТ, ТСО. Использование как можно больше средств тактильного и визуального восприятия. Дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера и объема; *рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов, окружающих ребенка, букв, цифр; *специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др. Организация рабочего места во время занятий подразумевает полное оборудование рабочего места, обеспечивающего быструю ориентировку ребёнка. Специальная организация гигиенических условий (освещение, подсветка, посадка). Цветовые ориентиры размещаются в помещении, где находится ребёнок: флажки, фонарики, линейки, трафареты, обводки, яркие фломастеры. Примерное наполнение группы: раскраски по контуру, доски-вкладыши, ящик Сегена, карточки с пуговицами и дырочками, теневой театр, схемы, плакаты по различным направлениям обучения, карточки с шершавыми буквами, игрушки-заменители и др. Поверхность стола матовая, не бликующая. Для наглядности материала выбираются яркие цвета, не вызывающие затруднений. При близорукости требуется работа только вблизи, при дальнозоркости-работана доске. Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная-обязательно применение подставок, для детей с расходящимся косоглазием-горизонтальная. Наглядные пособия должны быть более крупные, яркие, передающие признаки реальных предметов. Изображения на картинках должны быть выполнены в чётких контурах, без лишних деталей, доступны восприятию, находится перед ребёнком в статичном состоянии, на уровне глаз ребёнка (с блестящей поверхностью исключаются полностью). Групповое помещение, санузел, спальня, раздевалка, прогулочный участок должны быть оборудованы специальными поручнями для удобного перемещения ребёнка и участия во всех режимных моментах. Игровые пособия должны находиться в доступности для ребёнка с ДЦП. Среда предполагает наличие оборудования и материалов для развития речи, сенсорных, математических способностей,. Так же необходимы тренажёры для развития движений, навыков трудовой деятельности и самообслуживания.

 

Конструктор календарно – тематического планирования работы воспитателя с ребенком ОВЗ.

Самообслуживание

Трудности Режимные моменты Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность Совместная деятельность НОД Предметно-развивающая среда Работа с родителями
Ребёнок + ребёнок Ребёнок + взрослый
1.Трудности в умении одеваться и раздеваться.   1.Учить под контролем или с помощью взрослого выполнять отдельные действия: снимать одежду и обувь в определённом порядке. 2. Учить под контролем или с помощью взрослого выполнять отдельные действия: надевать одежду и обувь в определённом порядке. 1.Учить понимать слова «снимать», «надевать». 2.Отработка отдельных действий из «цепочки» пошагового (маленького поэтапного) снимания одного предмета одежды. 3. Отработка отдельных действий из «цепочки» пошагового (маленького поэтапного) надевания одного предмета одежды. 1.Закрепить умение последовательно выкладывать алгоритм раздевания. 2. Закрепить умение последовательно выкладывать алгоритм одевания. 3.Упражнять в умении самостоятельно убирать вещи на стульчик или в шкаф после раздевания. 4.Упражнять в умении самостоятельно брать вещи из шкафа для надевания. 5. Сюжетно-ролевая игра «Кукла ложится спать» (Совершенствовать навык раздевания – расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, стягивать штанишки, колготки или снимать платье). 6.. Рассматривание тематического альбома «Я все умею сам» Создание ситуации взаимопомощи со стороны успешного в этом направлении ребёнка в процессе раздевания, одевания и складывания одежды на стульчик, в шкаф. Д/И «Завяжите кукле бант», «Завяжи ботинки зайке», «Пристегивание крупных пуговиц». Д/И: Одевание куклы на фланелеграфе»; «Что забыла надеть кукла Маня?»; «Застегни у куклы на кофте: липучки, молнию, кнопку.; «Помоги кукле: застегнуть сандалии, зашнуровать ботинки, завязать шнурки на ботинках»; «Полянка»(совершенствовать умение застегивать различные типы застёжек) 1.Задачи упрощаются до возможностей ребёнка. 2.Просмотр мультфильмов, диафильмов, презентаций на тему одевания. 3.Чтение художественной литературы по теме.   Куклы девочка и мальчик с комплектом одежды и обуви; Игра на фланелеграфе «Одень куклу»; Тренажёры: застёгивание молнии, кнопок, липучек, шнуровка ботинок, завязывание шнурков; Алгоритм раздевания и одевания,пиктограммы, мнемосхемы раздевания и одевания; иллюстрации по теме; стихи, потешки. Информация в уголок для родителей «Полезные умения и навыки»; семинар-практикум «Научите меня делать самому»; индивидуальная консультация по отработке отдельных действий из «цепочки» пошагового (маленького поэтапного) надевания и снимания одного предмета одежды.
2.Трудности в умении самостоятельно принимать пищу.   1.Усаживать за стол на десять минут раньше всех детей. 2.Учить под контролем или с помощью взрослого выполнять отдельные действия - координации «рука – рот»; (педагог садится со стороны ведущей руки) 3.Учить действовать в определённой последовательности: берёт ложкой еду – подносит ко рту – берёт пищу с ложки – и обратно в тарелку за следующей порцией… 1.Учить понимать слова: кушать, пить, горячий, холодный, много, мало, вкусный, сладкий, солёный, кислый. 2. Отработка отдельных действий из «цепочки» пошагового (маленького поэтапного) приёма пищи (берёт ложку в руку – берёт ложкой еду – подносит ко рту – берёт пищу с ложки и обратно в тарелку за следующей порцией). 3.Д/И «Переложите бусины пинцетом» 1.Закрепить умение последовательно выкладывать алгоритм приёма пищи. 2.Упражнять в умении самостоятельно брать стул и садиться за стол. 3.Закреплять умение накрывать на стол в кукольном уголке. 4.Сюжетно-ролевая игра «Накорми мишку» (Совершенствовать навык действий с ложкой в определённой последовательности) 5. Рассматривание тематического альбома «Я все умею сам» 1 Усаживать ребёнка за стол рядом с успешными детьми в этом навыке. 2.Сюжетно-ролевая игра «Накрой на стол для куклы», «День рождения у Степашки». 3.Лото «Продукты питания», «Посуда» 4.Д/И «Просеивание фасоли от манки» 5.Д/И «Накормите малыша» 1.Учить умению накрывать на стол (разложи салфетки, поставь хлебницу, раздай ложки). 2.Дидактические игры: «Перекладывание теннисных мячиков из тарелки в тарелку ложкой»; 3.«Лошадка заболела» (учить переливать жидкость маленькими дозами из бутылочки в ложку); 4.«Раскладывание шаров, пуговиц, орехов ложкой в разные тарелки»; 5.Д/И «Чай для куклы» 1.Задачи упрощаются до возможностей ребёнка. 2.Просмотр мультфильмов, диафильмов, презентаций на тему приёма пищи. 3.Чтение художественной литературы по теме. Игрушки (посуда, продукты, бросовый материал для перекладывания, бутылочка с водой, теннисные шарики); лото «Продукты питания», «Посуда»; Маркер –символ «Приём пищи»; алгоритмы последовательности: накрывания на стол, приёма пищи, правил этикета за столом; иллюстрации по теме; стихи, потешки. Информация в уголок для родителей «Полезные умения и навыки»; семинар-практикум «Научите меня делать самому»; индивидуальная консультация по отработке отдельных действий из «цепочки» пошагового (маленького поэтапного) процесса приёма пищи
3.Трудности в регуляции собственного физиологического отправления.   1.Формировать у ребёнка умение проситься в туалет и поощрять при положительном результате. 2.Способствовать выработке навыка регулироватьсобственные физиологические отправления.   1.Учить понимать вопрос: Ты хочешь в туалет?   При позывах к физиологическому отправлению сам идёт в туалет. Сюжетно-ролевая игра «Посади куклу на горшок» Отработка отдельных действий из «цепочки» пошагового (маленького поэтапного) навыка физиологического отправления Задачи упрощаются до возможностей ребёнка.   Кукольный горшок, алгоритм физиологического отправления, маркер-символ «туалет» консультация по отработке отдельных действий из «цепочки» пошагового (маленького поэтапного) процесса физиологического отправления
4.Трудности в усвоении культурно-гигиенических навыков.   1.Учить под контролем или с помощью взрослого выполнять действия в определённой последовательности. 2.Развивать координацию движений рук. 1. Учить понимать слова – инструкции; открой кран, вода холодная, давай сделаем ее потеплее, возьми мыло, намыливай руки и т.д. 2. Отработка отдельных действий из «цепочки» пошагового (маленького поэтапного) процесса мытья рук. 3. Отработка отдельных действий из «цепочки» пошагового (маленького поэтапного) процесса вытирания рук.   1.Закрепить умение последовательно выкладывать алгоритм мытья рук. 2.Сюжетно-ролевая игра «Маша грязнуля» (Совершенствовать навык действий с ложкой в определённой последовательности) 5. Рассматривание тематического альбома «Я все умею сам» Дидактические игры: «Поймай в воде рыбку и приклей на стену»; «Лови мыло в воде» 1.Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы» 2.Чтение художественной литературы, потешек.     1.Задачи упрощаются до возможностей ребёнка. 2.Просмотр мультфильмов, диафильмов, презентаций на тему.   Игрушки: кукла-чистюля; атрибуты для мытья куклы; полипропиленовые рыбки; иллюстрации по теме; маркер –символ «Мой руки», стихи, потешки, алгоритмы, пиктограммы, схемы. Информация в уголок для родителей «Полезные умения и навыки»; семинар-практикум «Научите меня делать самому»; индивидуальная консультация по отработке отдельных действий из «цепочки» пошагового (маленького поэтапного) процесса мытья рук.
5.Трудности в уборке игрушек. 1.Учить ребёнка понимать, что вещи и игрушки хранятся в определённых местах. 2.Дать ребёнку представления о том, что в группе есть определённые правила хранения игрушек. 3.Ведение календаря успешности 1. Учить понимать слова – инструкции взрослого по уборке игрушек; 2. Дидактическая игра «Разложи маркеры-символы по игровым уголкам» 2. Сюжетно-ролевая игра «Развези игрушки на машине» 3.Дидактическая игра «Наведи порядок в кукольном уголке» Дидактическая игра «Разложи кубики в коробки в соответствии с цветом» 1.Убирать игрушки в паре с успешным сверстником в этом навыке. 2.Игра соревнование «Найди место игрушки» Дидактические игры: «Путаница маркеров-стимулов»; «Что неверно в уголке?» 1.Задачи упрощаются до возможностей ребёнка. 2.. Просмотр мультфильмов, диафильмов, презентаций на тему.   Маркеры –символы по игровым уголкам; контейнеры с маркерами; смайлики для календаря успешности, тематический альбом, алгоритмы и пиктограммыубирания игрушек Информация в уголок для родителей «Полезные умения и навыки»; семинар-практикум «Научите меня делать самому»; индивидуальная консультация по обучению ребёнка убирать игрушки


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: