Трудности | Режимные моменты | Индивидуальная работа | Самостоятельная деятельность | Совместная деятельность | НОД | Предменто-развивающая среда | Работа с родителями | ||
Ребёнок + ребёнок | Ребёнок + взрослый | ||||||||
1.Трудности в начальных формах произвольности поведения. (Убегает с занятия, кричит, сопротивляется инструкции педагога) | 1. Дать ребёнку представления о том, что в группе есть определённые правила. 2.Постепенное включение в НОД, начиная с двигательных, продуктивных и далее познавательных видов деятельности. 3.Дозированное включение ребёнка в НОД (по 2, 5, 7, 10 минут) 4. Ведение календаря успешности 5.Переключить ребёнка на другую деятельность (песочница, лепка из солёного теста, игры с водой) | 1. Педагог усаживает ребёнка поближе к себе. 2.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад для игрушек» | Рассматривание иллюстраций, книг, альбома «Детский сад для животных» | Усаживать на занятие с ребёнком, вызывающим симпатию. | Педагог даёт ребёнку роль помощника на НОД. | Просмотр мультфильмов, диафильмов, презентаций о правилах поведения на занятиях. | Тематический альбом «Детский сад для животных», «Детский сад» | 1Консультация для родителей по выработке единых требований детского сада и семьи. 2.Привлечение родителя, как тьютора в НОД. | |
2.Непонимание инструкций педагога. Неусвоение материала занятия. | 1.Упрощенная многократная подача инструкции и содержания НОДс использованием примитивных жестов.пиктограмм, алгоритмов, стимулов и схем. 2.Использование предметов-стимулов для выработки рефлекторных действий (колокольчик – начало НОД в группе; бубен- ФИЗО; звонок –конец продуктивной деятельности) 3.Сопровождение ребёнка педагогом или родителем -тьютором. | 1.Учить понимать примитивные жесты, пиктограммы, алгоритмы, стимулы, схемы. 2.Предварительная работа по содержанию НОД, но на другом материале. | 1.Рассматривание иллюстраций, книг, альбома по лексической теме. 2.Упражнять в умении самостоятельно выкладывать алгоритм действий (продуктивной деятельности, деятельности с предметом) | 1.Создание ситуации взаимопомощи со стороны успешного в этом направлении ребёнка с помощью показа или повтора действий. 2.Дидактическая игра «Изобрази, что на карточке» (с использованием пиктограмм и стимулов» | 1.Предварительная работа по изучению алгоритмов и инструкций действий. 2.Предварительные беседы по теме. 3.Пропедевтическая Д/И по теме. 4.Предварительная отработка отдельных действий. 5.Изготовление части заготовок к занятию. | 1.Задачи упрощаются до возможностей ребёнка. 2.Использование алгоритма действий на НОД. | Алгоритмы деятельности, стимулы, пиктограммы, мнемотаблицы, заготовки к занятию. | 1.Консультация для родителей по выработке единых требований детского сада и семьи. 2.Семинар-практикум для родителей по изготовлению тематического альбома по теме. 3.Индивидуальнаяконсультацияпо предварительной работе по содержанию НОД, но на другом материале. | |
Социализация
Трудности | Режимные моменты | Индивидуальная работа | Самостоятельная деятельность | Совместная деятельность | НОД | Предменто-развивающая среда | Работа с родителями | |
Ребёнок + ребёнок | Ребёнок + взрослый | |||||||
1.Непринятие ребёнка детским коллективом и семьями других детей группы. Трудности во взаимодействии со сверстниками и со взрослыми. | 2. Педагог создаёт доброжелательное эмоциональное общения в группе. 3. Педагог уделяет внимание умению ребёнка удерживать игровую роль. | 1.Поддержание и развитие активной позиции ребёнка. 2. Дать представления о приёмах и способах общения (как попросить игрушку, как пригласить в игру, выслушивать ответ) | Популяризировать среди детей успешные качества ребёнка (Хорошо ориентируется в схемах при ЛЕГО-конструировании, нарисовал удивительный рисунок, помог малышу) | 1.Подготовить сверстника к восприятию значимой для него информации от ребёнка с ОВЗ. 2.Формировать у детей механизмы эмпатии, сочувствия и содействие со стороны сверстников.(Ребята, посмотрите, кому сейчас плохо? Кому нужна помощь? Кто сейчас один?) 3.Создавать условия для зарождения дружеских отношений со сверстниками непринятых коллективом) | Педагог подсаживается к ребёнку, пытается войти в его игру, отзеркаливает его действия, эмоционируя его успехи, привлекает других детей. | 1.Назначать ребёнка «помощником» воспитателя, давая ему простые инструкции. 2.При работе в группе дать ребёнку ответственную роль (руководитель, фиксатор результатов). 3.Коммуникативные игры на формирование толерантной культуры в детском коллективе.(А.С.Сиротюк «Воспитание ребенка в инклюзивной среде»). | Иллюстрации с изображением людей с ОВЗ, игрушки люди с ОВЗ, презентации, мультфильм «Цветик -семицветик», «Ушарик», «Гадкий утенок», «Дюймовочка» | 1.Совместные проекты «На встречу друг к другу». 2.Социальные акции, направленные на популяризацию людей с ОВЗ. 3.Круглый стол «Дари добро» 4.Информация в уголок для родителей «Толерантное отношение к людям с ОВЗ» |
2.Трудности включения и способов самовыражения ребёнка в досуговых мероприятиях(утренники, развлечения) | Создавать условия для раскрытия и развития скрытых творческих сил ребёнка. | Разучивание номера с использованием мнемотаблицы и флеш-карт. | 1.Берёт на себя ведущую роль в игре. 2. Участвует в игре-атракционе. 3.Участие во флешмобе. 3.Поёт песню с опорой на флеш-карту. 4.Танцует с опорой на показ педагога или детей. 5.Рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. | Здоровые сверстники участвуют на второстепенных ролях, помогая ребёнку выступить в конкурсах для детей с ОВЗ («Речецветик») | Педагог является героем на утреннике, а ребёнок его соведущий. | Изучение произведений и героев, по мотивам которых построен утренник. | Алгоритмы деятельности, стимулы, пиктограммы, мнемотаблицы, флеш-карта песни, стихотворения. | Активное участие семьи ребёнка во всехконкурсах, проектах, развлечениях группы. |
Литература
1.Сиратюк А.С.Воспитание ребёнка в инклюзивной среде; ООО «ТЦ Сфера», 2014
2.Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду; ООО «ТЦ Сфера», 2015
3. Н.Я. Семаго Инклюзивный детский сад; ООО «ТЦ Сфера», 2012
4.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт; Издательский дом «Ажур», Екатеринбург 2014
5. Носкова Л.П.Дошкольное воспитание аномальных детей; Просвещение», 1993
6.Жукова О.С., Балобанова В. Как помочь ребёнку «Нева», 2004
7.Королёва И. В моём классе учится ребёнок с кохлеарным имплантом; «Каро», 2014
8.Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации; Москва, 2014
9.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитатние дошкольников с нарушением интеллекта; Просвещение, 2009
10. Баряева Л.Б. Гаврилушкина О.П. Диагностика – Развитие-Коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью; С-Петербург 2012
11. Орлова Д. Большая книга Монтессори; «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2008
12.Бабкина Н.Б. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития; «Владос», 2016