История полиграфии Часть 1. Изобретение книгопечатания




Наборный шрифт

Наборная касса с литерами

История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали набумаге.

Между 1041 и 1049 гг, китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжённой глины, но этот способ получил меньшее распространение, чем ксилография, так как в китайской письменности тысячи иероглифов и поэтому изготовление наборного шрифта было слишком трудоемким.

В Европе наборный шрифт появился во второй трети XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу.Иоганн Ментелин в Страсбурге, имевший типографию уже в 1458 году, и Пфистер в Бамберге, считавшиеся ранее за первых печатников, должны быть признаны учениками Гутенберга. Почти все западноевропейские народы оспаривали у немцев честь изобретения книгопечатания. Наиболее убедительно отстаивали свои притязания голландцы, ссылающиеся на изобретение книгопечатания Лоренсом Янсзооном Костером. У итальянцев Памфилио Кастальди в Фельтре считался изобретателем подвижных букв: как рассказывают, он не придавал своему изобретению никакого значения, уступил его Фусту, который с товарищами воспользовался им, учредив типографию в Майнце. Однако до нас не дошло ни одной строчки, напечатанной Кастальди, которая могла бы подтвердить достоверность этого рассказа. К свидетельствам современников, говорящих в пользу Гутенберга, нужно отнести указание Петера Шеффера, зятя Фуста и продолжателя его дела: в издании «Институций Юстиниана» 1468 году он указывает на Гутенберга и Фуста как на первых печатников. Движимый родственным чувством, он, вероятно, приписал и Фусту честь изобретения, принадлежащего одному Гуттенбергу. В 1472 году Вильгельм Фише, ректор Парижского университета, в письме к Роберту Гагену говорит: «Передают, что недалеко от города Майнца был некто Иоанн Бонемонтан (Гутенберг), который первый выдумал искусство книгопечатания». Матвей Пальмерий, в продолжении «Хроники» Евсевия, напечатанном в 1483 году в Венеции, указывает, что «искусство печатать книги было изобретено в 1440 г. Гутенбергом в г. Майнце». Наконец, Иоанн Шеффер, сын Петера Шеффера, в посвящении к переводу Тита Ливия 1505 года указывает на Гутенберга как на первого печатника, хотя в других местах приписывает это изобретение Фусту.

История полиграфии Часть 1. Изобретение книгопечатания

 

В пятнадцатом веке нашей эры, в Страсбурге жил был ремесленник по имени Иоганн. Родился Иоганн в Майнце, но его семья была изгнана из этого города по политическим мотивам после 1420 года. По неизвестным причинам ремесленник сменил патрицианскую фамилию отца Генсфляйш на материнскую - Гутенберг.

 

 


В 1434 году в Страсбурге Иоганн Гутенберг был удостоен звания мастера.

Вошел в историю он благодаря изобретению книгопечатания с помощью подвижных металлических литер. То есть наборных шрифтов из металлических подвижных брусков, на которых в зеркальном отображении были вырезаны буквы. Из таких брусков на досках набирались строчки, которые впоследствии переносили специальную краску на бумагу. Это изобретение принято считать технической основой полиграфии.

 


Наборные доски с подвижными литерами (слева деревянные, справа - металлические)

 


Авторство изобретения подвижных букв первое время присваивали Иоганну Фусту и Гутенбергу. Однако, позже появились подтверждения того, что Фуст к этому изобретению не причастен.

Первая книга, напечатанная с помощью набора литер, дошедшая до наших дней, была выпущена в 1456 году. Это крупноформатная 42-строчная латинская Библия Мазарини, которую так же называют Библией Гутенберга. Причем, сам мастер только подготовил для этой книги набор досок, а выпустили же Библию Иоганн Фуст, совместно с Петером Шеффером. Напечатана книга была на станке, который Гутенберг вынужден был отдать Фусту за долги.

Честь изобретения книгопечатания оспаривали историки почти всех западноевропейских народов. Наиболее аргументировано отстаивали свою позицию итальянцы. Они считают, что подвижные буквы придумал Памфилио Кастальди, и, не предав этому изобретению особого значения, уступил его Иоганну Фусту, который учредил первую типографию. Однако никаких подтверждений этого факта до наших дней не дошли.

Так что в настоящее время изобретателем книгопечатания при помощи подвижных литер и основоположенником полиграфии принято считать Иоганна Гутенберга, хотя первые наборные шрифты появились еще за 400 лет до его рождения. Китаец Би Шэн выдумал делать их из обожженной глины. Однако такое изобретение в Китае не особо прижилось из-за огромного количества сложных иероглифов, составлявших их письменность. Изготовление таких литер выходило весьма трудоемким, и китайцы продолжили пользоваться ксилографией (печатью с деревянных оттисков, в которых вырезались надписи) вплоть до начала 20 века.

Изобретенный Гутенбергом способ печати просуществовал практически в неизменном виде до девятнадцатого века. И, хотя задолго до него были придуманы такие способы, как ксилография и трафаретная печать, именно книгопечатание с помощью подвижных металлических литер принято считать технической основой полиграфии.

Шрифт, состоящий из заранее заготовленных типовых знаков (букв, других знаков) и предназначенный для набора того или иного текста на определенном языке. Отдельные виды шрифтов функционально делятся на типографские шрифты (для набора печатной продукции), экранные (для видеотерминалов и информационных табло), архитектурные (для вывесок и уличной рекламы), переводные и самоклеющиеся (для оформления витрин и выставок) и т.д. Типографские наборные шрифты в зависимости от применения могут быть Текстовые (до 12 - 14 пунктов), акцидентные или заголовочные (до 96 пунктов), плакатные (свыше 96 пунктов), в зависимости от способа набора - ручные и машинные (cтрокоотливные, буквоотливные, фотонаборные), в зависимости от материала - металлические, деревянные, пластмассовые, в зависимости от способа их хранения - вещественные и невещественные (цифровые).
Кодекс (от нем. Kodex из лат. codex, «книга») — одна из древних форм книги со страницами, как у современных книг. Кодекс можно назвать прототипом сегодняшних книг.

Появившись в Древнем Риме, кодекс сменил неудобный для письма свиток. С кодексом связано появление переплёта, соединённых в тетрадистраниц, а также приёмов их оформления.

Ранние христиане стали переписывать Библию от руки, стараясь сделать как можно больше копий. Они также первыми начали использовать кодекс вместо свитков. Кодекс был не только более удобен для быстрого поиска нужных стихов, но и компактен, так как в один том кодекса можно было записать больше информации, чем в свиток, например все Новозаветные Писания или даже всю Библию.

Античный мир, в первую очередь греческое и римское госу­дарственные образования дали культуре чело­вечества очень многое. В сущности, вся современ­ная европейская культура выросла на этой почве. В Древней Греции и Древнем Риме процветали нау­ки: математика, астрономия, медицина, география, история. Принципы римского права легли в основу законодательства многих европейских стран. Памятники греческого и римского искусства и сегод­ня сохраняют свою непреходящую ценность. К ан­тичности восходят почти все жанры европейской литературы.

Античность открыла новую страницу также и в истории книги.

В эпоху Римской республики и ранней империи латинская письменность бурно расцвела. Вошли в употребление новые писчие материалы, в том чис­ле папирус. Наряду с прямым, четырехугольным капитальным шрифтом, пригодным для высекания на камне, в Риме, как и в Греции, возник новый шрифт - закругленный, более гибкий и изящный, так называемый унциал, а также курсив - скоро­пись.

До того, как в Грецию попал папирус, там пользо­вались разнообразными материалами для письма. Самым распространенным был глиняный черепок - остракон. На остраконах велась хозяйственная пе­реписка, литературные же тексты обнаруживаются на них лишь изредка. Пользовались для письма и пальмовыми листьями, и, значительно чаще, ли­повым лубом, на котором писали и в Италии. В частности, одно из значений латинского слова liber (книга) как раз подразумевает луб.

Плиний Старший упоминает среди других пи­счих материалов plumbea volumina - свинцовые ру­лоны. На острове Родос был найден такой рулон. Толщина свинцового листа - всего треть миллиме­тра, так что сворачивался он легко. На свинце за­писывали молитвы и заговоры, опускаемые в моги­лу вместе с покойным. Самый длинный из из­вестных нам текстов, записанных на свинце, - эпическая поэма Гесиода «Труды и дни». Как на пальмовом листе, так и на свинце, буквы выводили острым металлическим инструментом. Иногда употребляли и чернила.

Плиний Старший упоминает и libri lintei - льня­ные книги. Впрочем, на ткани писали уже в Древ­нем Египте. Например, записывали молитвы на тех бинтах, которыми пеленали мумии. На холсте вел свой дневник император Аврелиан (270-275 гг. н.э.). Однако ни один из этих материалов не приобрел решающего значения в истории книги.

Главным материалом для письма в античности служили папирус, пергамен и деревянные дощеч­ки. Дерево использовалось для письма еще египтя­нами, а греки переняли его от финикийцев вместе с алфавитом. Законы Солона (VI в. до н.э.) были записаны на кипарисовых досках. Немецкое слово buch и английское book свидетельствуют о том, что книги некогда писали на буковых дощеч­ках. И в Риме дощечки - tabulae, tabellae cerae - употреблялись очень широко. Их красили в белый цвет (кстати, слово «альбом» - «Album» - и означа­ло первоначально: «белая доска») или штукатури­ли тонким слоем, чтобы легче было и писать, и читать, и смывать написанное. Впрочем, самым распространенным способом было вощение до­щечки: чтобы воск не стирался с текстом, середину выскребали и заливали желтым или черным вос­ком, по которому процарапывали текст. На черном фоне он выделялся особенно отчетливо. Метал­лический инструмент для процарапывания назы­вался стилем - отсюда и современные слова «стиль», «стило». Один конец стиля был заострен, а другой представлял собой подобие лопаточки, с помощью которой затирали ненужное.

Полиптих - древнейшая форма книги. IV-VI вв.

Навощенные дощечки использовались для школьных упражнений, деловых записей, чернови­ков, писем. Прочитав написанное, можно было лег­ко его стереть и тут же писать ответное послание. Если одной таблички оказывалось для всего текста недостаточно, то в дощечках одного формата прос­верливали отверстия, и связывали таблички в кни­гу - кодекс (caudex значит дерево). Кодекс, со­стоящий из двух дощечек, греки называли diptycha, а римляне duplices; из трех дощечек - triptycha и triplices; из большего количества - poliptycha. При со­ставлении кодекса вощили лишь внутренние сто­роны крайних дощечек. Получалось что-то вроде современной обложки. Наружные стороны укра­шали золотыми или костяными инкрустациями, а люди победнее просто выводили свои имена.

С изобретением кодекса книга впервые получи­ла форму, близкую к нынешней. А когда кодексы стали составлять из пергаменных листов, то и воз­никла как раз такая книга, какую мы привыкли ви­деть.

Античный мир заимствовал с Востока не только систему письма, но и папирус. Видимо, папирус по­пал в Грецию не ранее VII в. до н.э., когда между Грецией и Египтом установились постоянные тор­говые связи. И вплоть до III в. до н.э. он оставался главным писчим материалом. Однако, сохраняя монополию на его производство, Египет постоян­но взвинчивал цены. В результате начались поиски более дешевого материала. Им в римскую эпоху и оказался пергамен.

Вообще-то выделанные шкуры использовались для письма уже с незапамятной древности, в том числе в Египте и Ассирии, на обработанной коже евреи записывали свои священные книги. Еще сов­сем недавно ирокезы в Северной Америке изо­бражали на коже тотемы и пиктограммы. Особую роль тут сыграло малоазиатское эллинистическое государство Пергам (отсюда и название «перга­мен»), но монополию на изготовление этого писче­го материала ему не удалось удержать надолго. Греция, а затем Рим и его провинции сами налади­ли производство пергамена. О технологии его изго­товления в античные времена нам известно мало. Самый ранний рецепт относится к VIII в. н.э. На пергамен шла овечья, козья или телячья шкура, реже - кроличья, заячья и даже кошачья. Самый же лучший, самый тонкий пергамен выделывали из кожи еще не родившихся телят или ягнят. Сначала шкуру замачивали в известковой воде, чтобы раз­мягчить, затем растягивали на раме и серповидным ножом (rasorium или novaculum) тщательно соскре­бали остатки мяса и шерсти. Очищенную кожу от­беливали известью, полировали с обеих сторон пемзой и втирали мел. Кожа получалась тонкой, изжелта-белой, одинаково гладкой с обеих сторон. По сравнению с папирусом пергамен обладал мно­гочисленными преимуществами: он прочнее, его легко сгибать и резать (хотя поначалу это важное его качество осталось незамеченным, и пергамен наподобие папируса сворачивали в свитки). Писать на нем можно было с обеих сторон листа. Не было и проблем с сырьем, хотя шкуры обходились дороже папируса: ведь на одну-единственную книгу прихо­дилось забивать целое овечье или козье стадо.

Длительное время папирус и пергамен употре­блялись параллельно. С III-IV вв. н.э., ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Окончательно вывоз папируса из Египта прекратился лишь в VIII в., пос­ле завоевания Египта арабами, и арабы принесли в Европу бумагу - материал гораздо более удобный и дешевый, чем папирус или пергамен.

Как и в Египте, в Европе писали на папирусе и пергамене заостренной камышовой палочкой-ка­ламом (лат. calamus). Лучшие сорта камыша приво­зили из Египта и Малой Азии. Античный калам несколько отличался от египетского - его конец был не только заострен, но и расщеплен, чтобы по­лучался более тонкий след. С IV в. н.э. наряду с ка­ламом стали пользоваться птичьими перьями (лат. penna avis), и это инструмент на века. В античные времена известны были и металлические перья, - из бронзы, серебра, даже золота. Однако большого распространения они не получили, так как не обла­дали эластичностью и рвали писчий материал.

Чернила приготовляли из разведенной сажи и клея. Получаемая смесь почти не выцветала и лег­ко смывалась. В IV в. н.э. появились чернила на ос­нове железистых соединений. Заголовки и другие, подлежавшие выделению, места текста писали красными чернилами (лат. rubrum> - ср. современ­ное слово «рубрика», «красная строка»), и в чер­нильницах - глиняных или металлических - было соответственно два отделения - для черных и красных чернил. Впрочем, известны тексты, сплошь написанные красными чернилами.

А для самых роскошных книг использовали чер­нила золотого и серебряного цветов. И только один император мог писать пурпурными чернилами.

В античные времена книга значительно измени­ла свой внешний вид. Согласно ряду источников, книжные свитки (по египетскому образцу) в Гре­ции сворачивали уже в V в. до н.э., но сохранились лишь более поздние - IV в. до н.э. В 1902 г. в Египте, в Абукире, на кладбище, подле мумии умершего грека, был найден в форме свитка фрагмент поэмы Тимофея Милетского «Персы» (приблизительно 450-360 г. до н.э.). Этот свиток и является древ­нейшей из сохранившихся греческих книг. Внеш­нее его оформление еще очень архаично и прими­тивно. Окончательно элементы античного свитка сформировались в эллинистическую эпоху - к IV-III вв. до н.э.

Свиток из склеенных листов папируса (обычно не более двадцати) по-гречески назывался tomos (ср. наше «том»), а на латыни - scapus. Если текст не умещался в один том, то подклеивали еще несколь­ко листов. Впрочем, античные свитки не достигали чрезмерной длины и редко превышали 10 метров. Свиток нормального размера в свернутом виде представлял собой цилиндр диаметром 5-6 см, так что держать его в руке было достаточно удобно. Высота свитка обычно составляла 20-30 см. Однако известен свиток высотой 37 см (экземпляр траге­дии Еврипида). Бывали и миниатюрные издания - например, относящийся ко II в. до н.э. сборник эпи­грамм на женский пол. Высота этого свитка всего 5 см. Римский государственный деятель и оратор Ци­церон утверждал, что видел своими глазами текст всех двадцати четырех песен «Илиады», перепи­санный на столь тонком пергамене, что весь свиток умещался в ореховой скорлупе.

Текст писали столбцами, высота которых зани­мала от 2/3 до 5/6 высоты свитка.

Заголовок помещался не в начале, а в конце свит­ка, чтобы предохранить от стирания при частом чтении (ведь в основном изнашивалось начало свитка). Конечно, читателю это было не очень удобно, а потому к свитку прикрепляли еще перга­менную ленту с сокращенным заголовком (titulus) или же выписывали титул на оборотной стороне свитка.

Свитки из папируса - материала хрупкого и не­прочного - хранились недолго, в редчайших слу­чаях и при самом тщательном присмотре около двухсот лет. Влажность, черви, насекомые - все это быстро губило его. Чтобы продлить жизнь свитка, его смазывали кедровым маслом и держали в пергаменном футляре (paenula или membrana). Богатые библиофилы красили футляры пурпуром и употребляли специальные ящики (scrinium или capsa), в которые складывали по 5-15 свитков.

Со временем свитки все чаще стали делать из пергамена. Составлялись целые «кожаные» би­блиотеки. Юридическую и литургическую литературу переписывали чаще всего именно на пергаме­не, ибо он более, чем папирус, был пригоден для длительного хранения и активного использования.

Историческое значение пергамена заключается в том, что он создал условия для перехода к более удобному типу книги - кодексу, который и является предшественником современной книги; с употре­блением пергамена начало развиваться и искусство графического оформления книги.

Впервые о манере сшивать пергаменные листы в тетради упоминает Марциал. Он не назы­вает эти тетради кодексами: ведь codex - это caudex, доска. В тексте Марциала такие тетради наз­ваны pugillares membranei - кожаные таблички для письма. На них Марциал и писал свои эпиграммы. Пергаменными тетрадями с текстами произведе­ний классиков - Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других - пользовались в школах. Ведь кни­га, с которой школьник работает ежедневно, долж­на быть прочной. Потребности школы ускорили распространение прочного и удобного пергамен­ного кодекса. Были, разумеется, и другие причины. Чтобы отыскать в свитке нужное место или цитату, приходилось разматывать его цели­ком. Кодекс был удобнее и к тому же позволял пол­нее использовать писчий материал - обе стороны листа. На свитке любая дописка на оборотной сто­роне опять же вынуждала перематывать весь сви­ток заново.

В общем, преимущества кодекса были оче­видны, и уже в III в. свитки начинают исчезать из библиотек знати, вытесняемые кодексами. Пример подавали императоры. В 235 г. император Максимин владел великолепно оформленным кодексом с текстом гомеровских поэм. Листы таких рос­кошных изданий были окрашены в пурпур, а текст написан золотыми или серебряными буквами. Пер­воначально формат кодекса был умеренным - при­близительно как современные ин-кварто или даже ин-октаво, а в III-IV вв. появились гигантские фо­лианты (лат. folium - лист).

Изготовляли кодекс так: пергамен нарезали оди­наковыми прямоугольными листами, сгибали их пополам и сшивали в тетрадь по четыре листа (греческое слово tetradion означает четыре). Из та­ких тетрадей и составляли кодексы. Для предохра­нения их от внешних воздействий с обеих сторон прикрепляли доски, иногда - куски толстой кожи.

В размещении текста на листах кодекс во всем подражал свитку: заголовок, например, продолжа­ли по традиции писать в конце книги, хотя это и утратило смысл. Даже в XV в. в первопечатных книгах - так называемых инкунабулах - заголовок помещали на последней странице - в колофоне.

При переписывании тексты зачастую искажались до такой степени, что трудно было восстановить авторскую мысль. Это беспокоило Цицерона. У него и возникла мысль вовлечь в книгоиздательскую деятельность своего баснословно богатого приятеля. Книгоиздательст­вом и книготорговлей в античном обществе обыч­но занимались представители низших сословий, вплоть до вольноотпущенников. Аттик же принад­лежал к сословию всадников, издавать и продавать книги мог лишь неофициально, изображая из себя бескорыстного мецената (хотя на деле, конечно, не забывал и о прибыли). По свидетельству историка Корнелия Непота, Аттик собрал большую группу редакторов, корректоров и переписчиков. К редак­тированию книг на греческом языке был привлечен известный грамматик Тираннион. По всей видимо­сти, сам Корнелий Непот осуществлял редактиро­вание на латинском языке. Свою деятельность Ат­тик начал с выпуска сочинений самого Цицерона. Особая же заслуга его «издательства» - великолеп­ное издание сочинений Платона. Редактировал это издание Тираннион, пользуясь сочинениями Пла­тона, сохранившимися в библиотеке Аристотеля. Эта библиотека попала в Рим как военный трофей консула и диктатора Суллы.

Аттик прославился также изданием первой в древности иллюстрированной книги. Это были «Портреты», принадлежащие перу видного учено­го и писателя Теренция Варрона (116-27 гг. до н.э.) - около 700 биографий и изображений выдающихся римлян и греков. Способ изготовления портретов был совершенно необычным для того времени. На дощечках из твердой древесины выре­зались портреты и имена в зеркальном отображе­нии. Дощечку смазывали черной краской и прижи­мали к листу папируса, получая четкий отпечаток. Предполагают, что этот способ размножения ил­люстраций придумал сам Варрон. В сущности, речь идет о первом шаге на пути к изобретению печати.

Ранняя деятельность

О жизни Гутенберга известно немного. Он родился в Майнце между 1397 и 1400 годами в патрицианской семье Генсфлейшей, но принял фамилию матери — Гутенберг. Между 1411 и 1420 годами семья Гутенберга вследствие раздоров между патрициями и бюргерами должна была удалиться из Майнца. С 1434 по 1444 годы. жил в Страсбурге, занимаясь шлифовкой полудрагоценных камней (агата, оникса) и изготовлением зеркал. Предположительно, там же он занимался экспериментаторской деятельностью по книгопечатанию. В 1438 году вместе со своим учеником Андреем Дриценом и другими основал в Страсбурге товарищество на паях для изготовления зеркал, а также с целью коммерческого осуществления некоего секретного «предприятия с искусством». Деятельность товарищества закончилась процессом, который возбудили против Гутенберга наследники Дрицена и который в 1439 году был выигран Гутенбергом.

Некоторые выражения актов процесса, связанного с этим предприятием, упоминался пресс, свинец, отливка форм, «тиснение» или «печатаниею». Большинство исследователей XV века считали, что окончательное изобретение книгопечатания Гутенберг соювершил в 1440 году, хотя не найдено литературы, отпечатанной и датированной этим годом [1]. Предположение о 1440 годе как точке отсчёта современного книгопечатания подтверждается документами, извлечёнными из дел авиньонских нотариусов и обнародованными в 1890 году аббатом Рекеном (Requin, «L’imprimerie à Avignon en 1444»). Из этих документов видно, что в 1444 и 1446 годах некий Прокопий Вальдфогель вступал в сделки с разными лицами, которых за деньги и другие выгоды посвящал в тайну «искусственного письма».

[править] 1448—1455. Изобретение книгопечатания

Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла «подвижные» выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Однако у него недоставало средств для эксплуатации своего изобретения.

Переселившись в 1448 году в родной Майнц, Гутенберг в 1450 году заключил договор с майнцским дельцом, по-видимому, ростовщиком Иоганном Фустом, в силу которого тот ссудил ему 800 гульденов из 6 % и, кроме того, обязывался ежегодно выдавать 800 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и прочий расходный материал); типография со всеми её принадлежностями должна была делиться пополам между Гутенбергом и Фустом. Основной капитал Гутенберг получил, однако, по частям. От выдачи оборотного капитала Фуст совершенно уклонялся, и по дополнительному договору 1452 года за единовременную уплату 800 гульденов был освобождён от ежегодных взносов.

Библия Гутенберга. Экземпляр из музея в Майнце

При таких ограниченных средствах, не имея ни опытных рабочих, ни усовершенствованных инструментов, Гутенберг, тем не менее, достиг значительных успехов. До 1456 года он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов её дошли до наших дней и хранятся в Национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и, наконец, две Библии, 36-строчную и 42-строчную; последняя, известная под названием Библии Мазарини, напечатана в 1453—1455 годах.

Гутенберг не смог выплатить Фусту проценты и Фуст предъявил иск. Процесс окончился присягой Фуста, о чём был составлен протокол, записанный нотариусом Гельмасбергером 6 ноября 1455 года; подлинник этого акта, столь важного для сохранения за Гутенбергом имени изобретателя книгопечатания, в XIX веке был открыт Карлом Дзяцко в библиотекеГёттингенского университета (K. Dziatzko, «Sammlung bibliothekwissenschaftlicher Arbeiten» 1889 году и сл.). По решению суда типография со всеми её принадлежностями перешла к Фусту, и Гутенбергу надо было начинать дело с нуля.

[править] 1455—1468. Деятельность после суда

Он вступил в компанию с Конрадом Гумери и в 1460 году выпустил сочинение Иоганна Бальба из Генуи (1286), «Католикон» (латинская грамматика со словарём). В 1465 году курфюрст Адольф принял Гутенберга на службу, но 3 февраля 1468 года книгопечатник умер; он был похоронен в Майнце, однако сегодня местоположение его могилы неизвестно. Некоторые источники утверждают, что его могила находится на францисканском кладбище[ источник не указан 93 дн

Все знают, что раньше люди писали книги вручную. Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: "Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу". А потом в XV веке Иоганн (а по-нашему — Иван) Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги наводнили мир.

На Руси, кстати, зачинателем печатного дела тоже был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. О нем мы вспомнили не зря. Ведь в этом году исполняется 440 лет с тех пор, как 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию.

Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.

Строго говоря, он был не самым первым. Перед этим несколько лет в Москве действовала некая анонимная типография (вероятно, при государевом дворе). Книги, которые выпускали эти неизвестные печатники, не имели никаких выходных данных, и мы не знаем, когда и кем они были напечатаны. Так анонимный издатель опрометчиво упустил шанс войти в историю, уступив его нашему герою.

Итак, первая точно датированная печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв "Часовник". Еще долго именно по этой книге детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым в России.

О Федорове мы знаем немного - только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Мы знаем, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Кстати, Федоров был, оказывается, на все руки мастер — он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру — дальнюю предшественницу "катюш".

Знаем мы и то, что новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы — такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. "Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", — написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали "Псалтырь" и "Азбуку".

Некоторые книги Федорова можно увидеть в Петербурге. В главной библиотеке города, Российской национальной, хранятся четыре экземпляра его "Апостола".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: