Методические рекомендации и задания по самостоятельной работе при изучении




Дисциплины

· Ответы на вопросы оформлять в виде презентаций

· Внимательно прочитать текст, рекомендованный по теме, подобрать иллюстративный материал

· С учетом компаративистского подхода (сравнительного) оформить выводы в выступлении по теме докклада

 

 

6.2 Методические рекомендации и задания по выполнению лабораторных,

практических (аудиторных) занятий

Планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к

Семинарским занятиям

ВОПРОСЫДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ

(текущая аттестация)

ТЕМА 1

5. Каково содержание социально-экономических, политических, культурологических и технологических факторов, определяющих роль массовой коммуникации в современном мире?

6. Общее и особенное в понятиях: коммуникация и общение; средства массовой коммуникации, медиа, средства массовой информации, средства массовой информации и пропаганды, средства массового общения?

7. В чем, на ваш взгляд, состоят основные отличия моделей коммуникации, предложенных Лассвеллом и Шраммом?

8. Как бы вы могли определить особенности социологического рассмотрения массовой коммуникации?

ТЕМА 2

6. Сравните особенности моделей СМК, предложенных Де Флюэром и Молем. В чем вы видите их общие черты, а в чем различия?

7. Как вы понимаете интерпретацию Луманом масс-медиа, как саморефернтной социальной системы?

8. Приведите примеры того, как современные российские медиа способствуют поддержанию стабильности сложившейся социальной системы?

9. Попытайтесь построить схему функционирования современной российской медиа системы (на примере вашего города, области, края, республики). Какие из выявленных вами функций медиа являются универсальными, а какие специфическими?

10. Предположим, что вы проводите эмпирическое исследование деятельности одного из общероссийских каналов телевидения. В чем системно-структурная методология могла быть вам здесь полезна, а в чем нет?

ТЕМА 3

6. Каковы основания классической марксисткой концепции идеологии? В чем этот подход может быть полезен для анализа современных процессов в области массовой коммуникации?

7. В чем заключается общее, а в чем особенное в концептуальных построениях Альтюссера и Грамши, касающихся идеологии и средств массовой коммуникации?

8. Попробуйте изобразить структурную схему оперирования идеологии. Какие основные моменты вы считаете необходимым здесь отразить? Почему?

9. С помощью каких основных способов современные медиа способствуют обеспечению согласия в российском обществе в отношении основных (базовых) ценностей?

10. Согласны ли вы с идеей о том, что проявления идеологии можно обнаружить в самых разных сторонах нашей жизни? Рассмотрите с этой точки зрения систему образования в нашей стране, ваш личный опыт образования.

ТЕМА 4

7. Сравнените теоретико-методологические основания анализа текстов массовой коммуникации присущих: а) традиционному контент-анализу; б) семиотике. Можно ли, на ваш взгляд, выделить здесь общее и особенное?

8. Как концепция синтагматического и парадигматического анализа может быть применима для анализа текстов массовой коммуникации?

9. Какие переменные, на ваш взгляд, опосредуют процесс кодирования - декодирования? Обоснуйте ваш выбор на примере прочтения популярной ежедневной газеты, наиболее популярной среди ваших друзей и знакомых.

10. Выберите в качестве примера сообщения рекламное объявление в качественном женском журнале. Проведите его семиологический анализ.

11. Примените методологию В. Проппа применительно к просмотренному вами сериалу. В чем, на ваш взгляд, состоят преимущества и недостатки этого подхода?

12. Какие фундаментальные бинарные оппозиции вы могли бы выделить после просмотра рекламных роликов на российском телевидении?

ТЕМА 5

4. Как понимали Адорно и Хоркхаймер "индустрию культуры"?

5. В чем, на ваш взгляд, идея Беньямина противоречат подходам франкфуртской школы?

6. На какие негативные тенденции в деятельности современного телевидения обращает внимание Постман. Согласны ли вы с теми оценками, которые предлагает автор?

ТЕМА 6

6. Какие черты современности (применительно к изучению процессов массовой коммуникации в обществе) постмодернистское теоретизирование позволяет выявить более рельефно по сравнению с другими подходами?

7. В чем состоят основные особенности в интерпретации роли средств массовой коммуникации в современном обществе у Дебора и Бодрияра?

8. Выделите общее и различия в теоретических основаниях концепций свободы печати Дж. Милтона, Дж. Локка. И. Бентама, Дж. Ст. Милля. Какие из этих посылок могут быть применимы в современных условиях?

9. В чем, на ваш взгляд, состоят сильные и слабые стороны оценки роли СМК в условиях трансформации публичной сферы общества (концепции Ю. Хабермаса)?

10. В работе Дж. Дьюи (равно как и Ч.Р. Миллса) отмечается нарастание в американском обществе все большего разрыва между рядовыми гражданами и представителями элитных групп в плане доступа и использования СМК. Справедлива ли эта посылка применительно к современному российскому обществу?

ТЕМА 8

8. Как вы считаете, является ли необходимым для российского общества наличие общественного телевизионного вещания, независимого как от прямого влияния правительства, так и от давления со стороны рынка?

9. Предоставляют ли современные российские СМИ (прежде всего телевидение) равные условия для участия в обсуждении актуальных проблем общества для представителей всех слоев населения?

10. Аудиторию СМК можно рассматривать под разными углами зрения. В чем состоят основные различия, если мы будем рассматривать аудиторию в терминах 'потребителей продукции', с одной стороны, и 'граждан' - с другой?

11. Какие аргументы можно выдвинуть в поддержку идеи общественного телевидения? Каковы, по вашему мнению, перспективы концепции общественного вещания в условиях нарастания рыночных тенденций в мировых СМК?

12. Как бы вы могли расположить нынешние российские медиа в поле следующих нормативных моделей СМК: авторитарной, свободного рынка идей, социальной ответственности?

13. В чем заключается общее, и в чем особенное при изучении коммуникативного поведения аудитории прессы, телевидения, прессы?

14. На примере разработки программы контен-анализа конкретной проблематики проанализируйте сильные и слабые данного подхода в исследовании СМК.

 

6.4 Методические рекомендации и задания к контрольной работе для студентов

заочной формы обучения

· Ответы на вопросы оформлять в виде презентаций

· Внимательно прочитать текст, рекомендованный по теме, подобрать иллюстративный материал

· С учетом компаративистского подхода (сравнительного) оформить выводы в выступлении по теме докклада

 

 

6.5 Тематика и методические указания по выполнению рефератов, курсовых работ

Основной целью выполнения курсовой работы является развитие мышления, творческих способностей студента, привитие ему первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением эмпирического материала, а также имеющейся научной и учебной литературы, формирование умений анализировать и оценивать исследуемый материал.

Студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы в пределах тематики курса. Наряду с этим, студент может избрать и иную тему для написания курсовой работы, которая в таком случае должна быть согласована с научным руководителем.

Работу над курсовой работой необходимо начинать с составления плана исследования, определения основных проблем, подлежащих изучению (совместно с научным руководителем). Следующим этапом является подбор и изучение литературы по исследуемой теме. В числе источников следует обратить внимание на имеющиеся учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях, справочники, интернет-ресурсы.

Курсовая работа должна включать: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, состоящую из глав, разделенных на несколько параграфов, заключение, библиографию.

Оглавление приводится вначале работы и включает в себя наименования структурных частей курсовой работы с указанием их начальных страниц.

Введение - часть курсовой работы, с которой начинается изложение материала. Его объем, как правило, не должен превышать 2-3 страниц. Во введении обозначается актуальность избранной темы, степень ее разработанности в трудах отечественных и зарубежных специалистов, формулируется цель и задачи предстоящего исследования, объект и предмет исследования, определяется круг проблем, нуждающихся в изучении.

Основная часть курсовой работы, представленная несколькими самостоятельными главами, разделенными на параграфы - это основа исследования. Именно здесь всесторонне анализируются все подлежащие изучению проблемы, последовательно и с исчерпывающей полнотой раскрывается заявленная тема. В конце каждого раздела работы необходимо сформулировать выводы.

Они коррелируются с поставленными задачами исследования, определяющими структуру работы.

В заключении курсовой работы должны содержаться основные результаты проведенного исследования, а также выводы, сделанные автором на их основе. Основные результаты и выводы, подводящие итог выполненной работе, следует формулировать сжато, лаконично и аргументировано. Заключение, как правило, не должно превышать 3-4 страниц.

Библиография (список использованной литературы) помещается в конце курсовой работы и состоит из двух частей: эмпирических источников и теоретической и методической литературы (учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях, справочники, сборники, депонированные научные работы и т.п.). При оформлении списка сведения об источниках приводятся в соответствии с правилами библиографического описания.

Студент в обязательном порядке должен приводить ссылки на источники, материалы из которых использованы им при написании курсовой работы. При этом в случае дословного цитирования необходимо проставление кавычек.

Оформление ссылок осуществляется в виде подстрочного примечания (с проставлением верхнего индекса). Автор работы обязан указывать сведения об источнике в соответствии с правилами библиографического описания.

Курсовая работа печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4. При этом объем курсовой работы, как правило, не должен превышать 25 страниц. Текст работы должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman (14 пунктов) через 1,5 интервала.

Все страницы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы. При этом первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц курсовой работы. Текст работы печатается с соблюдением следующих размеров полей: верхнее – 1,5 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см.

Подготовленная и оформленная в соответствии с предъявляемыми требованиями курсовая работа помещается в папку-скоросшиватель с прозрачным верхом и представляется в установленные сроки на кафедру и последующей передачи научному руководителю с целью ее проверки и выставления оценки.

В процессе подготовки курсовой работы студент вправе обращаться к своему научному руководителю, который обязан оказывать студенту необходимую помощь в разработке структуры работы и определении последовательности ее написания, рекомендовать основную и дополнительную литературу, справочные и архивные материалы, нормативные источники, проводить консультации и беседы со студентом, контролировать ход выполнения работы.

Темы курсовых работ

Понятие коммуникации.

История изучения коммуникации.

Общение и коммуникация.

Специфика социальной коммуникации.

Информация и коммуникация.

Диалог как коммуникативная стратегия.

Коммуникативная компетентность.

Семантический шум коммуникации.

Эволюция технических средств и изменение характера коммуникации.

Устная коммуникация и мифологизация.

Влияние письменной и печатной коммуникации на характер социальности.

Специфика вербальной коммуникации.

Виды невербальной коммуникации и специфика невербального воздействия.

Проксемика в коммуникативных процессах.

Ритуалы повседневного взаимодействия и скрытые формы регулирования коммуникации.

Аксиомы межличностного взаимодействия.

Проблема понимания.

Социальная феноменология как метод анализа коммуникации.

Функции массовой коммуникации и их социальная роль.

Маршал Маклюена о влиянии техники на коммуникативные и социальные процессы.

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

Ж. Бодриярд о специфике коммуникативных процессов в современном мире.

Критические теории массовой коммуникации.

Барьеры коммуникации.

Коммуникация в организациях.

Манипулирование: специфика воздействия и способы защиты.

Специфика восприятия.

Понятие языковой игры и дискурса и их роли в коммуникативных процессах.

Коммуникация в малых группах.

Политическая коммуникация.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: