Задачи.
Образовательные. Сформулировать понятие о естественном отборе как ведущем, направляющем факторе эволюционного процесса; познакомить с формами естественного отбора и их биологическим значением; рассмотреть искусственный отбор в сравнении с естественным.
Развивающие. Развивать познавательный интерес обучающихся, умение работать с учебником, таблицами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.
Воспитательные. Сформировать у обучающихся интерес и позитивное отношение к изучению биологии.
Ход урока
Из самого сочетания слов «естественный отбор» можно понять, что идет определенный отбор, а раз естественный, значит природный, т.е. получается природа что-то выбирает.
Давайте подумаем, что может выбирать природа?
Если обратимся к изучению и наблюдению окружающего мира, мы увидим, что природа достаточно жестоко ведет себя по отношению к слабым и не приспособленным организмам, она не дает им шанс на выживание.
В природе выживают лишь сильнейшие и наиболее приспособленные к определенным условиям особи, а часть особей с неблагоприятными вариациями погибает.
Этот процесс Ч.Дарвин и назвал естественным отбором.
По Дарвину естественный отбор – это результат борьбы за существование, который проявляется в преимущественном выживании и оставлении потомства наиболее приспособленных особей и гибели менее приспособленных.
Сейчас мы с вами более детально рассмотрим понятие естественного отбора, его форм и характеристик.
Понятие естественного отбора
Естественный отбор – это эволюционный процесс отбора генотипов особей, которые наиболее приспособлены к данным условиям среды, и устранения генотипом особей, менее приспособленных к данным условиям.
|
Естественный отбор – это важнейший эволюционный фактор, приводящий к повышению или понижению вероятности оставления потомства одной формы организмов по сравнению с другой.
Обычно этот эволюционный фактор приводит к постепенному усложнению и повышению организации живых форм, приспособленности их к условиям существования и многообразию видов.
*Дополнительно
Выделяют три уровня действия естественного отбора
1. Внутрипопуляционный отбор – отбор определенных признаков и свойств у отдельных представителей или целых групп особей одного вида.
2. Межпопуляционный отбор – отбор, который действует на отдельные популяции, конкурирующие между собой.
3. Межвидовой отбор – отбор, который действует на разные виды, которые живут на одной территории.
Естественный отбор является движущей силой эволюции, потому что является причиной адаптации, которые позволяют выжить особям в изменяющихся условиях.
Возникает на основе борьбы за существование.
Естественный отбор всегда имеет направленный характер, то есть его действие обусловлено средой и направлено на приспособление к ней.
Исходным материалом для естественного отбора является наследственная изменчивость.
Рассмотрим пример свойств естественного отбора.
Ученые, в течении нескольких лет исследовали два вида близкородственных жуков - амбарных вредителей, увидели принципы работы естественного отбора.
Взрослые жуки, их личинки и куколки, содержались в просеянной муке на протяжении многих поколений, и когда два вида объединились вместе, то через несколько лет один из них исчезал из культуры, а второй такой же плотности, какую он имел бы в чистой культуре.
|
Т.е. при объединении двух видов, в работу включалась борьба за существование, где один вид вытеснил другой, т.к.они использовали ограниченные ресурсы внешней среды и одному из видов просто не хватало этих ресурсов.
Но ученые не остановились на этом и решили изменять условия внешней среды, где существовали эти жуки.
Оказалось, что при температуре выше 29 0С выживал один вид, а если температуру понижали ниже 29 0С, то в конкуренции побеждал другой вид жуков.
Т.е. опыты четко показали, что в основе естественного отбора лежит борьба за существование и его действие обусловлено средой обитания.
Похожие опыты дают представления о тех богатых возможностях, которые заключены в сложной природной среде для совместного проживания видов, которые используют сходные ресурсы для своего существования.
Все вышесказанное можно свести в следующую схему, которая в обобщенном виде показывает механизм естественного отбора.
Эта схема очень важна для объяснения причин появления приспособлений у видов:
Наследственная изменчивость (мутации, комбинативная изменчивость) | ||
Неоднородность популяции (появление особей с многообразием признаков) | ||
Борьба за существование (в различных проявлениях) | ||
«Победа»наиболее приспособленных особей с важными благоприятными признаками | «Поражение»наименее приспособленных особей с неблагоприятными признаками | |
Выживание и преимущественное участие в размножении | Избирательная элиминация (т.е. гибель) | Нет шансов для продолжения рода |
Устранение от размножения | ||
Благоприятные признаки передаются потомкам | Неблагоприятные признаки не передаются потомкам |