Особенности строения Солнечной системы




Урок 35-36.

Тема урока: Основные характеристики планет. Происхождение Солнечной системы.

Цель урока: сформировать понятия о планетах как одном их основных типов космических тел и о планетных системах как одном из основных типов космических объектов.

Задачи обучения:

а) образовательная – формирование фундаментальных астрономических понятий о космических объектах (космических телах и космических системах) как одном из главных объектов познания астрономии и космических процессах образования планетных систем и планет.

б) развивающая – формирование умений анализировать информацию, составлять классификационные схемы, объяснять свойства космических объектов на основе важнейших физических теорий.

в) воспитательная – формирования научного мировоззрения на основе раскрытия фундаментальных природных закономерностей при изложении астрономического материала о планетах и планетных системах.

Ход урока

I этап

Актуализация знаний:

  1. Что представляет собой Солнечная система? Какова её структура? Какие силы объединяют объекты Солнечной системы в единое целое?
  2. Что такое планета? Какие планеты Солнечной системы вы знаете? Что вам известно о каждой из планет?
  3. Какие спутники вам известны?

II этап

Под Солнечной системой понимается все космическое пространство и вся материя, находящаяся в сфере притяжения Солнца.

Солнечная система включает в себя:

  • звезда Солнце
  • планеты со спутниками
  • малые тела (астероиды, кометы, метеорные тела)
  • межпланетную пыль, плазму и физические поля

В Солнечной системе находится 8 больших планет. По мере удаления от Солнца они расположены в следующем порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Планета - большое небесное тело, движущееся вокруг Солнца в его гравитационном поле и светящееся отраженным солнечным светом.

Выделяют:

  • планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс)
  • планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
  • отдельно стоит Плутон, являющийся самым крупным объектом астероидного пояса Койпера.

Вокруг планет, кроме Меркурия и Венеры, обращаются спутники, которых сейчас известно уже больше ста.

По гелиоцентрическим орбитам, преимущественно между Марсом и Юпитером, движутся малые планеты, или астероиды.

Твердые тела небольшого размера, движущиеся в межпланетном пространстве, называются метеоритными телами. Кроме того, по сильно вытянутым орбитам движутся ледяные тела — кометы, резко меняющие свой облик с приближением к Солнцу.

Особенности строения Солнечной системы

1. Основная масса вещества Солнечной системы сосредоточена в Солнце, которое представляет собой рядовую звезду. Доминирующим в Солнечной системе является гравитационное поле Солнца.

2. Орбиты планет и большинства астероидов лежат почти в одной плоскости, незначительно наклоненной к плоскости солнечного экватора. Орбиты планет почти круговые, т. е. их эксцентриситеты мало отличаются от нуля. Наибольшим наклоном и эксцентриситетом обладает Плутон.

3.Все планеты и астероиды обращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении. Вращение Солнца вокруг своей оси происходит в ту же сторону, что и движение планет вокруг Солнца. Планеты вращаются вокруг своих осей в направлении, совпадающем с направ­лением их обращения вокруг Солнца. Исключение составляют Венера, Уран

4. Планеты разделяются на две группы: земного типа и планеты-гиганты. Планеты земного типа — твердые тела, сравнительно небольшие, маломассивные, но с большой плотностью, более медленным вращением и малым числом спутников (или без них). Они расположены вблизи Солнца. Планеты-гиганты —массивнее планет земной группы, большие по размерам и с меньшей средней плотностью, большой скоростью вращения и многочисленными спутниками. Планеты-гиганты обладают мощными атмосферами, состоящими в основном из водорода и гелия.

5. Орбиты большинства спутников планет близки к круговым. Движение спутников по орбитам происходит в том же направлении, в каком планеты движутся вокруг Солнца.

6. д. з. стр. 82 № 12

Гипотеза о происхождении Солнечной системы.

(стр. 82)

Происхождение Солнечной системы – самостоятельно.

Стр. 82 – 85 – учебник.

III этап

Домашнее задание

§ 15

стр. 82 вопросы, задание № 12

стр. 85 вопросы № 1,2

Ответьте на вопросы

1.Назовите особенности строения Солнечной системы.

2.Почему планеты называют блуждающими светилами?

3.Какие планеты называют нижними, а какие - верхними?

4.На какие две группы делятся планеты? Какие планеты входят в каждую группу?

5.По каким характеристикам прослеживается разделение планет на две группы?

5.1. По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия?

5.2. Плотности планет какой группы больше? Чем можно объяснить различия в плотности физических тел?

6.Какая планета самая большая в Солнечной системе?

7.На какой планете Солнечной системы самые высокие горы?

8.Сформулируйте вывод об особенностях групп планет Солнечной системы, физических основах их различий и сходств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: