Театрализованное представление по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы, девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты-
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Слово учителя.
Прозвучало стихотворение Ю. Друниной. «Женщина на войне». Женщина и война – совместимы ли эти понятия? Конечно, нет.
Если для мужчины защита Отечества - это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они все равно шли. Шли и осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик... Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они все равно шли.
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!
С этой верой советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы советский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть! Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.
Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы это мероприятие, девушкам, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.
Появляются девушки:
Вихрь времени переносит нас в май 1942 года. Место – 171-й разъезд.
Красив карельский пейзаж: зеленые леса, чистые реки, спокойная гладь воды, высокое глубокое небо. Тишина. Тихие зори. На тихом разъезде мы, бойцы зенитно-пулеметного батальона, несли службу. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, мы во главе с Басковым вступаем в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Нас было пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.
|
Мы прекрасно знали, за что отдаем свои жизни, и мы не жалеем о случившимся.
(Женя Камелькова делает шаг вперед, танцует вальс. музыка – Аве Мария)
"Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца".: У красавицы Жени враги отняли семью, ее поддержку и опору: маму, бабушку, братишку - всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: "Женька, тебя бы в театр...". Несмотря на личные трагедии, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной и пожертвовала своей жизнью ради других, ради спасения раненой подруги.
Исполняется песня «Школьный вальс» (Закружила юность фронтовая…)
«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать, и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. Могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. И не затаилась, и не ушла…»
Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.
|
Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».
В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.
И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… Звучит стихотворение «Простая девушка». (Всеволод Багрицкий 1939 г)
«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»
Рита делает шаг вперед.
Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся девушка.
- Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … потом война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке. Рита потеряла любимого мужа, но всепоглощающая ненависть к немцам вытеснила из ее сердца даже тоску, оставив в нем только любовь к сыну, ради которого она и жила.
|
- «Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам» Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…За подмлглй ушел. Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».
- Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину.
- Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу
- Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.
- «Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»
Фрагмент фильма.
Соня делает шаг вперед
Звучит стихотворение “Зинка” (Ю. Друнина.)Инсценировка
- «Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…
Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»
Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».
Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».
Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».