ПРИМЕРНЫЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММЫНАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ «СТРАТЕГИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ г. Чебоксары»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Проблема исследования — необходимость совершенствования методов организации студенческого досуга.
2. Объект исследования — студенты вузов г. Чебоксары.
3. Предмет исследования — стратегии досуга студентов г. Чебоксары
4. Цель исследования — изучить способы досуговой деятельности студентов г. Чебоксары.
5. Задачи исследования:
· проанализировать предпочитаемые виды досуга студентов;
· выявить степень удовлетворенности студентов предлагаемыми городской инфраструктурой видами досуга;
· установить факторы влияния на выбор досуга студентов;
· исследовать потребность студентов в государственной организации студенческого досуга.
6. Гипотеза исследования — основными факторами, влияющим на выбор досуга, являются: 1) личный или семейный
доход студентов; 2) информированность о социокультурной
жизни города и возможных способах досуговой деятельности
в условиях городской инфраструктуры.
7. Теоретическая модель предмета исследования:
Модель досуга | ||||
Проверяемые факторы | ||||
Доход | Государственная организация досуга | Занятость (наличие свободного времени) | Информированность о видах досуга в городе | Социально- демографические характеристики (семейное положение, пол и др.) |
МЕТОДИЧЕСКАЯ
(ПРОЦЕДУРНАЯ) ЧАСТЬ
Выборочная совокупность исследования.
· В органах статистики узнаем количество генеральной совокупности. Предположим, численность студентов вузов г. Чебоксары на ____ 20_____ г. составляет 2 тысяч.
· Применяем квотную систематическую выборку. В основе 2 признака — вуз и пол выпускника. Для определения выборки необходимо знать долю выпускников каждого вуза г. Чебоксары и долю мужчин и женщин в этих совокупностях. В органах статистики и ректоратах соответствующих вузов запрашиваем данные следующего примерного содержания:
№ | Вузы г. Чебоксары | Доля студентов вуза в общей численности студентов города |
Итого | 100 % |
Эти данные по квотному принципу составляют основу процентного соотношения выпускников указанных вузов в выборочной совокупности.
· Выяснив долю молодых людей и девушек в общей совокупности студентов данных вузов, строим матрицу выборочной совокупности:
№ | Вузы г. Чебоксары | Молодых людей | Девушек | ||
абсолютно, чел. | относительно, % | абсолютно, чел. | относительно,% | ||
· По запросу в ректоратах вузов получаем списки всех выпускников заданного года с контактными координатами. Составляем списки отдельно молодых людей и девушек каждого вуза с отдельной нумерацией для каждой подгруппы (ЧГИКИ — молодые люди, ЧГИКИ — девушки и т. д. по всем вузам). Всего 18 списков (для? вузов). Определим шаг отбора для каждого списка.
Допустим, перед нами список девушек — выпускниц ЧГИКИ (предположим, что в нем 240 человек). Смотрим на матрицу выборки — для удобства допустим, что выпускниц ЧГИКИ должно быть 30 человек. Шаг отбора, таким образом, равен восьми (240/30). То есть в соответствующем списке выписываем Ф. И. О. и координаты восьмой, шестнадцатой, двадцать четвертой и т. д. выпускниц. Так же поступаем со всеми остальными списками. Для каждого — свой шаг отбора!
· Объединяем все отобранные фамилии и адреса и получаем 394 человека — это наша выборочная совокупность.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Наиболее удобный метод сбора первичной информации — анкетирование. Строим матрицу опросника:
№ | Индикатор | Тип шкалы | № вопр. в анкете |
Продолжительность свободного времени | Порядковая | 3, 4 | |
Предпочитаемый вид досуга | Номинальная | ||
Степень удовлетворенности организацией досуга в г. Чебоксары | Порядковая | ||
Частота посещения и отношение к учреждениям социокультурной и досуговой сфер г. Чебоксары | Порядковая | ||
Потребность в государственной организации досуга молодежи | Порядковая | ||
Критерии выбора учреждения досуга | Номинальная | 7, 8 | |
Пол | Номинальная | ||
Возраст | Интервальная | ||
Доход | Интервальная | ||
Семейное положение | Номинальная | ||
Наличие детей | Порядковая | ||
Вуз | Номинальная | ||
Специальность | Откр. вопрос |
АНКЕТА СТУДЕНТА
Уважаемый респондент!
Независимая социологическая служба г. Чебоксары просит Вас принять участие в опросе, цель которого — выяснить, какие меры государственной поддержки нужны студенческой досуговой инфраструктуре. Ваши искренние ответы помогут подготовить предложения по созданию областной программы совершенствования студенческого досуга. Для ответа на вопрос достаточно поставить галочку напротив выбранного Вами варианта ответа.
1. В каком Вузе Вы учитесь?
2. Какую специальность Вы приобретаете?
_________________________________________
3.Совмещаете ли Вы учебу с работой на данный момент?
· да
· нет
4. Как часто в среднем у Вас появляется свободное время?
· Каждый день по 3-4 часа и более, а выходные(ой) полностью свободные.
· Каждый день по 1-2 часа и свободные выходные(ой).
· Свободны только выходные(ой).
· В выходные(ой) не более нескольких часов.
· Практически нет свободного времени никогда.
5. Как Вы предпочитаете проводить свой досуг?
· Прогулка.
· Кафе или ресторан.
· Кинотеатр.
· Драматический театр.
· Ночной клуб.
· Библиотека или чтение книг.
· Домашний досуг.
· Выезд за город.
· Игра в компьютерные игры,
· Интернет, эл. почта.
· Спорт.
· Другое (напишите)_______________.
6. Как часто Вы посещаете следующие учреждения?
Учреждения | Несколько раз в неделю | Несколько раз в месяц | Несколько раз в год | Практически никогда |
Драматический театр | ||||
Кинотеатр | ||||
Музеи | ||||
Дворцы и дома культуры | ||||
Кафе, рестораны, клубы | ||||
Парки отдыха | ||||
Другое (впишите) |
7. Что для Вас важно в выборе способа досуга?
· Возможность пообщаться с друзьями.
· Чтобы было весело и интересно.
· Расслабиться и отвлечься от дел.
· Активное времяпрепровождение.
· Возможность узнать что-то новое и важное.
· Модный и респектабельный вид досуга.
· Другое (впишите) ______________________
8. Выбирая учреждение досуга (кафе, кинотеатр, драматический театр, клуб и т. д.), на что Вы обращаете внимание
прежде всего?
· Стоимость билета/заказа/входа.
· Интерьер.
· Обслуживание.
· Репертуар/развлекательная программа
· Другое (что именно?)_______________.
9. Каковы, на ваш взгляд, должны быть меры по совершенствованию досуга студенчества?
· Создание новых учреждений досуга.
· Развитие деятельности существующих учреждений досуга.
· Совершенствование организации общегородских культурных мероприятий.
· Повышение информированности студентов о возможностях культурного досуга в городе.
· Увеличение финансирования досуговой сферы города.
Введение льготной системы оплаты за посещение учреждений культуры и досуга для студентов.
· Другое (что именно?)_________________.
10. Насколько Вы удовлетворены организацией досуга
студенчества в городе Чебоксары?
· Абсолютно удовлетворен.
· Скорее удовлетворен.
· Скорее не удовлетворен.
· Совершенно не удовлетворен.
· Затрудняюсь с ответом.
И немного о себе:
11. Ваш пол
· Муж.
· Жен.
12. Ваш возраст:
· младше 21 года
· 21-24 лет.
· 25-28 лет.
· старше 28 лет.
13. Ваше семейное положение.
· Женат/замужем официально или в гражданском браке.
· В разводе.
· Вдовец/вдова.
· Холост/не замужем.
14. Есть ли у Вас дети?
· Нет и не планирую в ближайшее время.
· Планирую «завести» ребенка в ближайшее время
· Беременна.
· 1 ребенок.
· 2 ребенка.
· 3 и более детей.
15. Среднедушевой доход Вашей семьи около:
· двух тысяч рублей на 1 человека;
· от двух до четырех тысяч рублей на 1 человека;
· от четырех до шести тысяч рублей на 1 человека;
· от шести до восьми тысяч рублей на 1 человека;
· свыше восьми тысяч рублей на 1 человека.
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
Код анкетера ______________________
Контактный телефон респондента______________________
Дата, время и длительность анкетирования ________________________
______________________________________________________________
10. Схема анализа данных исследования.
Для решения задачи выявления предпочитаемых видов досуга студентов — одномерный анализ вопросов №№ 5, 6;
Для решения задачи определения степени удовлетворенности студентов предлагаемыми городской инфраструктурой видами досуга — одномерный анализ вопроса № 10;
Для решения задачи установления факторов влияния на выбор студентами досуга — двумерный анализ вопроса № 5 с вопросами №№ 1, 2, 7, 8, 11, 10, 12, 14, 15, а также многомерный анализ вопроса № 6 с вопросами №№ 8, 10, 12, 14, 15.
Для решения задачи исследования потребности студентов в государственной организации студенческого досуга – одномерный анализ вопроса № 9.
11. План исследования
Этап | Ответственный | Сроки проведения |
1. Составление программы | ||
2. Пилотажное исследование | ||
3. Доработка и исправление инструментария | ||
4. Поиск и инструктаж анкетеров | ||
5. Сбор первичной информации | ||
6. Проверка годности анкет, выбраковывание некорректно и недобросовестно заполненных анкет |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. — СПб, 2008. — 792 с.
2. Ядов В. А. Социологическое исследование / В. А. Ядов. — М., Самара: СамГУ, 2001. — 304 с.
3. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник / Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2007. — 36 с.
Дополнительная:
4. Введение в научное исследование по педагогике: Уч.пос. для тудентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский и др. — М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
5. Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологического сследования: Учебник. [Текст]/ В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 768 с. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 624 с.
6. Дуликов В. 3. Критерии социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ, 2004. — № 1. — с. 94-103.
7. Жарков А. Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен // Вестник МГУКИ, 2003. — № 2. — C.72-79.
8. Казанцев В. И. Методология и методика социологиче-
ских исследований: Уч.-мет. Пособие [Текст] / В. И. Казан-
цев. — Ульяновск: Изд-во УГУ, 2008.
9. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-куль-
турная деятельность: Уч. пос. — М.: МГУК, 2004. — 539 с.
10. Краевский В. В. Методология научного исследования:
Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. —СПб.: СПб. ГУП, 2001.
11. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. — Самара: Изд-во Сам ГПИ, 1994.
12. Мосалев Б. Г. Досуг: методология и методика социо-
логического исследования: уч. пос. [Текст] / Б. Г. Мосалев. —
М.: МГУК, 1995. — 96 с.
13. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного
исследования. — М.: Юристъ, — 2010. — 280 с.
14. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социологические исследования. — 1998. — № 3. —
С.122-134.
15. Папковская П. Я. Методология научных исследований. — М.: ИНФРА-М, 2007 — 133 с.
16. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социо-
логии. Учебник [Текст] / Г. Г. Татарова. — М., 1999. — 224 с.
17. Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки:
Переводы с англ. и немец. / Общ. ред. и авт. вступ. И. С. Нар-
ский. — М.: Прогресс, 1986. — 542 с.
Проектная деятельность в учреждениях культуры и образования: теория, методика, практика: методические разработки финалистов Конкурса профессионального мастерства работников учреждений культуры и образования имени Г.Н. Волкова Всероссийского фестиваля «Краски Чувашии – 2020». – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 224 с.