УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. МЕТОДИЧЕСКАЯ




ПРИМЕРНЫЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММЫНАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ «СТРАТЕГИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ г. Чебоксары»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Проблема исследования — необходимость совершен­ствования методов организации студенческого досуга.

2. Объект исследования — студенты вузов г. Чебоксары.

3. Предмет исследования — стратегии досуга студентов г. Чебоксары

4. Цель исследования — изучить способы досуговой деятельности студентов г. Чебоксары.

5. Задачи исследования:

· проанализировать предпочитаемые виды досуга студен­тов;

· выявить степень удовлетворенности студентов предлагае­мыми городской инфраструктурой видами досуга;

· установить факторы влияния на выбор досуга студентов;

· исследовать потребность студентов в государственной ор­ганизации студенческого досуга.

6. Гипотеза исследования — основными факторами, влияющим на выбор досуга, являются: 1) личный или семейный
доход студентов; 2) информированность о социокультурной
жизни города и возможных способах досуговой деятельности
в условиях городской инфраструктуры.

7. Теоретическая модель предмета исследования:

Модель досуга
Проверяемые факторы
Доход Государственная организация досуга Занятость (наличие свободного времени) Информированность о видах досуга в городе Социально- демографические характеристики (семейное положение, пол и др.)

МЕТОДИЧЕСКАЯ

(ПРОЦЕДУРНАЯ) ЧАСТЬ

Выборочная совокупность исследования.

· В органах статистики узнаем количество генеральной со­вокупности. Предположим, численность студентов вузов г. Чебоксары на ____ 20_____ г. составляет 2 тысяч.

· Применяем квотную систематическую выборку. В основе 2 признака — вуз и пол выпускника. Для определения выборки необходимо знать долю выпускников каждого вуза г. Чебоксары и долю мужчин и женщин в этих совокуп­ностях. В органах статистики и ректоратах соответствую­щих вузов запрашиваем данные следующего примерного содержания:

Вузы г. Чебоксары Доля студентов вуза в общей численности студентов города
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  Итого 100 %

Эти данные по квотному принципу составляют основу процентного соотношения выпускников указанных вузов в вы­борочной совокупности.

· Выяснив долю молодых людей и девушек в общей совокуп­ности студентов данных вузов, строим матрицу выборочной совокупности:

Вузы г. Чебоксары Молодых людей Девушек
абсо­лютно, чел. относи­тельно, % абсо­лютно, чел. относи­тельно,%
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

· По запросу в ректоратах вузов получаем списки всех вы­пускников заданного года с контактными координатами. Составляем списки отдельно молодых людей и девушек каждого вуза с отдельной нумерацией для каждой под­группы (ЧГИКИ — молодые люди, ЧГИКИ — девушки и т. д. по всем вузам). Всего 18 списков (для? вузов). Определим шаг отбора для каждого списка.

Допустим, перед нами список девушек — выпускниц ЧГИКИ (предположим, что в нем 240 человек). Смотрим на матрицу выборки — для удобства допустим, что выпускниц ЧГИКИ долж­но быть 30 человек. Шаг отбора, таким образом, равен вось­ми (240/30). То есть в соответствующем списке выписываем Ф. И. О. и координаты восьмой, шестнадцатой, двадцать чет­вертой и т. д. выпускниц. Так же поступаем со всеми остальными спис­ками. Для каждого — свой шаг отбора!

· Объединяем все отобранные фамилии и адреса и получаем 394 человека — это наша выборочная совокупность.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Наиболее удобный метод сбора первичной информации — анкетирование. Строим матрицу опросника:

Индикатор Тип шкалы № вопр. в анкете
  Продолжительность свободного времени Порядковая 3, 4
  Предпочитаемый вид досуга Номинальная  
  Степень удовлетворенности организацией досуга в г. Чебоксары Порядковая  
  Частота посещения и отношение к учреждениям социокультурной и досуговой сфер г. Чебоксары Порядковая  
  Потребность в государственной организации досуга молодежи Порядковая  
  Критерии выбора учреждения досуга Номинальная 7, 8
  Пол Номинальная  
  Возраст Интервальная  
  Доход Интервальная  
  Семейное положение Номинальная  
  Наличие детей Порядковая  
  Вуз Номинальная  
  Специальность Откр. вопрос  

АНКЕТА СТУДЕНТА

Уважаемый респондент!

Независимая социологическая служба г. Чебоксары просит Вас принять участие в опросе, цель которого — выяснить, какие меры государственной поддержки нужны студенческой досуговой инфраструктуре. Ваши искренние ответы помогут подготовить предложения по созданию областной программы совершенствования студенческого досуга. Для ответа на во­прос достаточно поставить галочку напротив выбранного Вами варианта ответа.

1. В каком Вузе Вы учитесь?

   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

2. Какую специальность Вы приобретаете?

_________________________________________

 

3.Совмещаете ли Вы учебу с работой на данный момент?

· да

· нет

4. Как часто в среднем у Вас появляется свободное время?

· Каждый день по 3-4 часа и более, а выходные(ой) полностью свободные.

· Каждый день по 1-2 часа и свободные выходные(ой).

· Свободны только выходные(ой).

· В выходные(ой) не более нескольких часов.

· Практически нет свободного времени никогда.

 

5. Как Вы предпочитаете проводить свой досуг?

· Прогулка.

· Кафе или ресторан.

· Кинотеатр.

· Драматический театр.

· Ночной клуб.

· Библиотека или чтение книг.

· Домашний досуг.

· Выезд за город.

· Игра в компьютерные игры,

· Интернет, эл. почта.

· Спорт.

· Другое (напишите)_______________.

6. Как часто Вы посещаете следующие учреждения?

Учреждения Несколько раз в неделю Несколько раз в месяц Несколько раз в год Практически никогда
Драматический театр        
Кинотеатр        
Музеи        
Дворцы и дома культуры        
Кафе, рестораны, клубы        
Парки отдыха        
Другое (впишите)        

7. Что для Вас важно в выборе способа досуга?

· Возможность пообщаться с друзьями.

· Чтобы было весело и интересно.

· Расслабиться и отвлечься от дел.

· Активное времяпрепровождение.

· Возможность узнать что-то новое и важное.

· Модный и респектабельный вид досуга.

· Другое (впишите) ______________________

 

8. Выбирая учреждение досуга (кафе, кинотеатр, драматический театр, клуб и т. д.), на что Вы обращаете внимание
прежде всего?

· Стоимость билета/заказа/входа.

· Интерьер.

· Обслуживание.

· Репертуар/развлекательная программа

· Другое (что именно?)_______________.

9. Каковы, на ваш взгляд, должны быть меры по совершенствованию досуга студенчества?

· Создание новых учреждений досуга.

· Развитие деятельности существующих учреждений до­суга.

· Совершенствование организации общегородских куль­турных мероприятий.

· Повышение информированности студентов о возмож­ностях культурного досуга в городе.

· Увеличение финансирования досуговой сферы города.
Введение льготной системы оплаты за посещение учреждений культуры и досуга для студентов.

· Другое (что именно?)_________________.

10. Насколько Вы удовлетворены организацией досуга
студенчества в городе Чебоксары?

· Абсолютно удовлетворен.

· Скорее удовлетворен.

· Скорее не удовлетворен.

· Совершенно не удовлетворен.

· Затрудняюсь с ответом.

 

И немного о себе:

11. Ваш пол

· Муж.

· Жен.

12. Ваш возраст:

· младше 21 года

· 21-24 лет.

· 25-28 лет.

· старше 28 лет.

13. Ваше семейное положение.

· Женат/замужем официально или в гражданском бра­ке.

· В разводе.

· Вдовец/вдова.

· Холост/не замужем.

14. Есть ли у Вас дети?

· Нет и не планирую в ближайшее время.

· Планирую «завести» ребенка в ближайшее время

· Беременна.

· 1 ребенок.

· 2 ребенка.

· 3 и более детей.

15. Среднедушевой доход Вашей семьи около:

· двух тысяч рублей на 1 человека;

· от двух до четырех тысяч рублей на 1 человека;

· от четырех до шести тысяч рублей на 1 человека;

· от шести до восьми тысяч рублей на 1 человека;

· свыше восьми тысяч рублей на 1 человека.

 

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

Код анкетера ______________________

Контактный телефон респондента______________________

Дата, время и длительность анкетирования ________________________

______________________________________________________________

10. Схема анализа данных исследования.

Для решения задачи выявления предпочитаемых видов досуга студентов — одномерный анализ вопросов №№ 5, 6;

Для решения задачи определения степени удовлетворен­ности студентов предлагаемыми городской инфраструктурой видами досуга — одномерный анализ вопроса № 10;

Для решения задачи установления факторов влияния на выбор студентами досуга — двумерный анализ вопроса № 5 с вопросами №№ 1, 2, 7, 8, 11, 10, 12, 14, 15, а также многомер­ный анализ вопроса № 6 с вопросами №№ 8, 10, 12, 14, 15.

Для решения задачи исследования потребности студентов в государственной организации студенческого досуга – одномерный анализ вопроса № 9.

11. План исследования

Этап Ответственный Сроки проведения
1. Составление программы    
2. Пилотажное исследование    
3. Доработка и исправление инструментария    
4. Поиск и инструктаж анкетеров    
5. Сбор первичной информации    
6. Проверка годности анкет, выбраковывание некор­ректно и недобросовестно заполненных анкет    

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. — СПб, 2008. — 792 с.

2. Ядов В. А. Социологическое исследование / В. А. Ядов. — М., Самара: СамГУ, 2001. — 304 с.

3. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник / Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2007. — 36 с.

Дополнительная:

4. Введение в научное исследование по педагогике: Уч.пос. для тудентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский и др. — М.: Просвещение, 1988. — 239 с.

5. Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологи­ческого сследования: Учебник. [Текст]/ В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 768 с. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 624 с.

6. Дуликов В. 3. Критерии социально-культурной деятель­ности // Вестник МГУКИ, 2004. — № 1. — с. 94-103.

7. Жарков А. Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен // Вестник МГУКИ, 2003. — № 2. — C.72-79.

8. Казанцев В. И. Методология и методика социологиче-
ских исследований: Уч.-мет. Пособие [Текст] / В. И. Казан-
цев. — Ульяновск: Изд-во УГУ, 2008.

9. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-куль-
турная деятельность: Уч. пос. — М.: МГУК, 2004. — 539 с.

10. Краевский В. В. Методология научного исследования:
Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. —СПб.: СПб. ГУП, 2001.

11. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. — Самара: Изд-во Сам ГПИ, 1994.

12. Мосалев Б. Г. Досуг: методология и методика социо-
логического исследования: уч. пос. [Текст] / Б. Г. Мосалев. —
М.: МГУК, 1995. — 96 с.

13. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного
исследования. — М.: Юристъ, — 2010. — 280 с.

14. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социологические исследования. — 1998. — № 3. —
С.122-134.

15. Папковская П. Я. Методология научных исследований. — М.: ИНФРА-М, 2007 — 133 с.

16. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социо-
логии. Учебник [Текст] / Г. Г. Татарова. — М., 1999. — 224 с.

17. Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки:
Переводы с англ. и немец. / Общ. ред. и авт. вступ. И. С. Нар-
ский. — М.: Прогресс, 1986. — 542 с.

 

 

Проектная деятельность в учреждениях культуры и образования: теория, методика, практика: методические разработки финалистов Конкурса профессионального мастерства работников учреждений культуры и образования имени Г.Н. Волкова Всероссийского фестиваля «Краски Чувашии – 2020». – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 224 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: