Государственное и муниципальное управление




 

 

Методические указания

по прохождению производственной (преддипломной) практики

 


 

1. Цели и задачи практики

Главной целью преддипломной практики является практическое применение базовых и специальных знаний, полученных в ходе обучения; приобретение профессиональных навыков, формирование практико-ориентированных компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными образовательными стандартами, а также подготовка студентов к выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы и будущей профессиональной деятельности.

Задачи практики включают в себя:

− сбор, обобщение и анализ фактического материала собранного в соответствии с программой практики, необходимого для заполнения дневника по практике и выпускной квалификационной (дипломной) работы;

− изучение научной, учебно-методической и периодической литературы, нормативно-справочной и правовой информации по теории и практике исследуемой проблемы в сфере государственного и муниципального управления;

− анализ существующего в организации, органах власти положения дел, эволюции во времени, оценка и диагностика состояния проблем в сфере государственного и муниципального управления;

− выполнение отдельных функций (работ) сотрудников организации, органах власти по направлению государственного и муниципального управление;

− разработка предложений для руководства организации, органов власти (в том числе структурных подразделений) по решению выявленных проблем, совершенствованию отдельных видов деятельности;

− обоснование эффективности предлагаемых предложений, направлений развития в сфере государственного и муниципального управления.

Полнота и степень детализации решения задач практики определяются особенностями организации, органа власти власти (в том числе структурного подразделения) – базы практики, темой выпускной квалификационной (дипломной) работы и отражаются в индивидуальном задании на практику.

 


2. Содержание практики

Содержание практики определяется темой выпускной квалификационной (дипломной) работы.

В ходе практики студенты должны изучить вопросы, связанные с основополагающими принципами деятельности организации (органа власти), имеющей непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Во время прохождения практики необходимо изучить и в дальнейшем использовать как приложения к отчетупо практике организационные документы организации (органа власти) такие, как положение об организации (или устав), положения о структурных подразделениях, административные регламенты, штатное расписание, должностные регламенты служащих, должностные инструкции и т.п.

Во время прохождения практики следует обратить внимание на проблемные вопросы, соответствующие теме дипломного исследования, выявлять их в ходе изучения документов и отчетности организации, принципов ее функционирования, выполнения конкретных видов работ.

При сборе материала при прохождении практики рекомендуется придерживаться следующего примерного тематического плана в зависимости от базы практики и индивидуального задания. Рекомендуемый тематический план сбора информации представлен в табл. 1.

Таблица 1

Тематический план сбора информации при прохождении практики

База практики – органы государственной или муниципальной власти и управления База практики – государственные или муниципальные предприятия, учреждения
1) Экономико-географические сведения о регионе, муниципальном образовании, социально-экономическом положении 1) Миссия, цели и задачи государственного или муниципального предприятия, учреждения. Описание видов деятельности, производимых товаров и Роль и место в социально-экономическом развитии региона (муниципального образования)
2) Социально-демографические сведения (демографическая характеристика населения, тенденции миграции, профессиональный, научный потенциал, развитие отраслей социальной сферы, уровня жизни) 2) Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность государственного или муниципального предприятия, учреждения
3) Сведения о системе управления (структура власти и управления, распределение полномочий, система взаимодействия) 3) Сведения о системе управления в государственном или муниципальном предприятии, учреждении (организационная структура, распределение полномочий, система взаимодействия)
4) Анализ информационного обеспечения системы управления (коммуникационные процессы, схемы информационных потоков, средства передачи и хранения информации, документооборот) 4) Анализ информационного обеспечения системы управления (коммуникационные процессы взаимоотношения организации с внешней средой, схемы информационных потоков, средства передачи и хранения информации, документооборот)
5) Анализ системы показателей (динамика за последние три календарных года): оценки эффективности управления, выполнения программ социально-экономического развития, ежегодных отчетов о деятельности органов управления, бюджетов различных уровней, результатов социологических исследований 5) Анализ системы показателей деятельности государственного или муниципального предприятия, учреждения (динамика за последние три календарных года)
6) Сведения о системе связи с общественностью (работа с обращениями граждан, организация публичных слушаний и обсуждений проектов нормативно-правовых актов, выступления представителей органов власти и управления в средствах массовой информации, взаимодействие с общественными организациями) 6) Анализ организационной культуры, охраны и организации труда, уровня заработной планы, системы повышения квалификации сотрудников.

 

3. Задание на практику

1. Практическое применение базовых и специальных знаний, полученных в процессе обучения в вузе;

2. Приобретение профессиональных навыков, формирование практико-ориентированных компетенций специалиста, в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными образовательными стандартами;

3. Анализ нормативно – правовых актов, документов, регламентирующих деятельность организации с целью выявления общих принципов ее функционирования, организации документационного обеспечения управления и отдельных его направлений;

4. Изучение организационно-правовой формы, функций, задач, организационной структуры предприятия (организации, учреждения);

5. Изучение должностных обязанностей специалистов, служащих, сотрудников организации;

6. Изучение системы, порядка и технологии подготовки, принятия и документирования конкретных управленческих решений;

7. Приобретение навыков составления и разработки форм документов, образующихся в деятельности организации;

8. Практическое освоение различных форм и методов управленческой деятельности;

9. Выработка навыков самостоятельного анализа информации, работы с документами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами;

10. Формирование профессионального интереса, чувства ответственности и уважения к выбранной профессии;

11. Сбор необходимых документов, их обработка, систематизация и анализ собранного материала для выполнения темы выпускной квалификационной работы;

12. Овладение основами управленческой культуры и этики;

13. Оформление дневника и отчета о прохождении практики, подготовка к его защите.

Задание на практику представлено в Приложении А.

Примерные темы индивидуальных заданий на практику представлены в рабочей программе по производственной практике (преддипломной) в разделе «9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по (преддипломной) производственной практике».

4. План-график прохождения практики

В соответствии с ФГОС по направлению 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление» производственная (преддипломная) практика имеет продолжительность 20 (24) рабочих дней (4 недели) для студентов очной формы обучения. В соответствии с учебным планом общая трудоемкость производственной (преддипломной) практики составляет 6 зачетных единиц (216 часов).

План-график прохождения практики представлены в табл. 2.

Таблица 2

План-график для студентов очной формы обучения

№ п/п Этапы практики Виды работ Количество дней
  Подготовительный Организационное собрание, инструктаж по технике безопасности  
  Экспериментальный / исследовательский Сбор, обработка, систематизация информации по базе практике, выполнение отдельных видов служебных обязанностей сотрудников 8 (10)
  Аналитический / научно-исследовательский Анализ собранной информации, выявление проблем в соответствии с темой ВКР, индивидуальным заданием 7 (9)
  Заключительный Подготовка и оформление отчета и дневника по практике  
  Итого: 20 (24)

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

Отчет по практике является основным документом, характеризующим работу студента во время практики. Отчет составляется в соответствии с программой практики и включает материалы, отражающие выполнение студентом индивидуальных заданий. Отчет должен составляться по мере накопления материала, вносимого в дневник ежедневно.

Нормативный объём отчета – 25–35 страниц стандартного компьютерного текста на листах бумаги формата А4.

Отчет должен состоять из:

− титульного листа;

− оглавления;

− введения;

− двух основных разделов;

− заключения;

− списка использованных источников

− приложений.

На титульном листе отчета обязательно должны быть прописаны место проведения практики, фамилия, инициалы и должность руководителя практики от предприятия, гербовая печать предприятия (организации). Образец титульного листа к отчету по практике представлен в приложении Б.

Во введении указываются цель и задачи практики, а также актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования согласно выбранной теме.

Первый раздел отчета является теоретическим и содержит теоретические основы выбранной темы выпускной квалификационной работы, в том числе обзор научной и специальной литературы, нормативной базы, отечественного и зарубежного опыта.

Второй раздел отчета является аналитическим, содержит общую характеристику органа государственного или муниципального управления (учреждения, предприятия), в том числе, цели, задачи, основные нормативно-правовые документы, организационную структуру, виды деятельности, динамику основных показателей за последние три календарных года, выявленные проблемы и предлагаемые пути решения с соответствующим обоснованием эффективности.

Описания должны быть сжатыми, ясными и сопровождаться цифровыми данными, таблицами.

Оформление отчета осуществляется согласно требованиям к оформлению выпускных квалификационных работ, размещенным на официальном сайте кафедры «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело» − «Студенту» − «В помощь дипломнику» − «требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения ВКР».


Приложение А

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»

ЗАДАНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: