Отечественные и современные композиторы.




Проект

по музыке на тему:

«Музыка в кинофильмах»

Руководитель:

Сергеева М.С.

 

Выполнила:

Обучающаяся 8Б класса

Шестоалтынова Л.М.

 

Проверила:

учитель музыки

Сергеева М.С.

 

Г. Самара, 2020г

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………………..3

 

1. История рождения синематографа …………...........................4

2. Немое кино ……………………………………………………..4

3. Звуковое кино …………………………………………………5

4. Классификация музыки....……………………………………7

5. Отечественные и современные композиторы ………………8

6. Роль музыки в кино......………………………………………11

 

Заключение ……………...……………………………………………13

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов..............14

 

 

Введение

 

Как замечательно, что есть кинотеатры. Кино любят дети и взрослые. Мы заходим в кинозал. Зажигается волшебный луч в белом окне. И здесь мы можем увидеть все, что угодно: любое время - от прошлого до настоящего и будущего, разных людей, живущих в любой точке земного шара, невиданных зверей, планету, подводный мир и т.д. Звуки, краски, слова становятся событиями и людьми, вызывают у нас радость или грусть, восторг или уныние, отчаяние, смех, а иногда и страх. Многих актеров уже давно нет в живых, а на экране они живут, шутят, смеются, и мы можем посмотреть эти бессмертные образы, созданные артистами кино, благодаря волшебному лучу. В кино объединены почти все виды искусства: театр, живопись, литература, искусство танца, поэзия. А какое же место в кино отведено музыке?

 

Актуальность: Киномузыка один из компонентов кинопроизведения, одно из его важных выразительных средств. Эта тема особенно актуальна в наши дни, в эпоху развития кино и телевидения.

 

Проблема: Меняет что-либо музыка в восприятии кинофильма зрителем или просто же усиливает впечатление?

 

Цель: узнать, какую роль играет музыка в кинофильмах.

 

Задачи:

 

1. изучить историю возникновения кино;

 

2. узнать какими были немые фильмы;

 

3. узнать какие композиторы писали музыку для кинофильмов;

 

Гипотеза: Мы предполагаем, что своим успехом многие киноленты обязаны именно музыке, а это значит, что роль музыки в кино действительно велика?

 

Предметом исследования стала: музыка в кинематографе.

 

В своей работе я использовала следующие методы исследования:

- изучение и анализ литературы по выбранной теме проекта;

-наблюдение.

 

Практическое значение моего проекта в том, что материалы данного проекта могут быть использованы на уроках литературы, музыки и во внеурочной деятельности.

История рождения синематографа.

 

 

Синематограф родился во Франции - 28 декабря 1895 года, в Париже, на бульваре Капуцинов.

Братья Огюст и Луи Люмьер изобрели аппарат для съемки и проекции движущихся фотографий – прообраз современной видеокамеры. После этого они организовали коллективный просмотр отснятого ими кино. В помещении выключили свет, камеру направили на простыни, где и проецировалось изображение. Один из первых фильмов назывался «Прибытие поезда на вокзал». Во время показа многие люди в панике бросились бежать, боясь быть раздавленными надвигающейся железной машиной.

 

 

Немое кино.

 

«Немое кино» — общепринятое обозначение кинематографа в первые десятилетия его истории, когда фильмы выходили на экраны без синхронно записанного звука. Именно отсутствие доступной технической возможности записи и синхронного воспроизведения звука оказалось наиболее важным обстоятельством, которое определило художественную специфику кинофильмов в этот период; другие ограничения (например, отсутствие цвета) оказались менее принципиальны. Специфической особенностью немых фильмов является использование титров (интертитров) — текстовых вставок, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории, но, безусловно, и музыка играла не последнюю роль. Именно она в условиях отсутствия звуковых реплик актёров подсказывала зрителю развитие событий или же усиливала впечатление, которое хотел произвести режиссер.

 

 

Первые фильмы, которые появились в конце 19 века, были беззвучными. Знаменитым братьям Люмьер удалось запустить в прокат короткометражные фильмы, но над синхронизацией звука и изображения кино различные кино изобретатели работали еще долго. Полностью озвученные фильмы появились только к 1920 году, а все, что показывали до этого, получило название «немое кино».

Изначально кинематограф не был задуман, как вид искусства. Братья Люмьер планировали фиксировать с помощью кинокамеры исторические события. Другие изобретатели видели кино, как некий аттракцион, способный приносить существенную прибыль, или как метод исследований. Однако вместе с популярностью короткометражных фильмов началось зарождение игрового кино. Так короткометражка братьев Люмьер «Политый поливальщик» стала прообразом современной комедии.

Эпоха немого кино – достаточно яркий период, с ним связано множество имен гениальных актеров, творчество которых интересно даже сегодня. Также в этот период режиссеры изобрели характерные приемы постановки кадров и актерской игры. Донести до зрителей эмоции, и смысл происходящего без звука было достаточно сложно. Чтобы это делать виртуозно, требовался настоящий талант. Основным творческим приемом в немом кино служила пантомима. С помощью мимики и жестов актеры обыгрывали самые различные сцены.

 

В начале 20 века фильмы уже не были абсолютно беззвучными. Показ картин осуществлялся под аккомпанемент фортепиано. Профессия человека, который аккомпанировал в кинотеатре, получила название «тапер».

Звезды немого кино оставили глубокий след в истории мирового кинематографа. Это знаменитый Жорж Мельес, автор фильма «Путешествие на Луну», Фридрих Вильгельм Мурнау, создатель первых фильмов ужасов, посвященных вампирам. Знаменитые актеры немого кино – Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд, Бастер Китон, Гарольд Ллойд, Луиза Брукс и многие другие, получают высокие оценки кинокритиков даже в наше время.

Немые фильмы не обладали высокой четкостью изображения и широкими техническими возможностями. Однако их никак нельзя назвать примитивными. Выразительная игра актеров, и изобретательность режиссеров сделали эпоху немого кино уникальным периодом. Немое кино стало платформой для создания звуковых фильмов и дальнейшего развития кино творчества.

 

Звуковое кино.

 

С изобретением звукозаписывающей аппаратуры (конец 1920-х—начало 1930-х гг.) каждый фильм получает свою собственную фонограмму. Музыка становится частью структуры кинопроизведения. Теперь музыка непросто сопровождение картинки, это неотъемлемая её часть. Музыка способна погрузить зрителя в нужную атмосферу, создать необходимое настроение. Зачастую одна лишь мелодия в начале фильма может подсказать зрителю жанр произведения. Хорошая подборка мелодий, песен, различной музыки может обеспечить шестьдесят процентов успеха фильма.

Несмотря на успех немого кино, работа над совершенствованием кинематографа не прекращалась. В 1927 году обществу был представлен первый звуковой фильм, «Певец джаза». Речь шла уже не о музыкальном сопровождении, герой на экране говорил. В данном фильме это было всего несколько реплик, однако это было настолько ново, что вызвало резонанс в обществе. Так началось становление звуковых фильмов, в процессе которого качество звука менялось и совершенствовалось.

 

Общество встретило звуковые фильмы восторженно. Впрочем, актеры немого кино, в том числе и знаменитый Чарли Чаплин, считали, что с приходом звука, актерская игра утратит свою выразительность. Это было отчасти правдой, играть в звуковых фильмах действительно было гораздо проще, но возможностей для воспроизведения реальности стало гораздо больше. Изначально звук в кино был фотографическим. На непрозрачную область кинопленке наносилась звуковая дорожка, ширина которой изменялась в зависимости от колебаний звука. В конце 1950 годов появилась альтернатива этой технологии – магнитный звук. Первой компанией по созданию звуковых фильмов была кинофабрика «Уорнер Бразерз». Во время становления звукового кино появилось множество однотипных фильмов, вся суть которых развитием звука увеличивалась и продолжительность кинолент, и их сложность. Режиссеры получали новые возможности для раскрытия той или иной темы и демонстрации зрелищных сцен. Спецэффекты в кино неразрывно связаны со звуком. Появление звука в кино повлияло не только на технические аспекты кинематографа, но и на стилистику. Звук усиливал эффект реальности происходящего на экране. С рождением звукового кино, увеличилось качество демонстрации фильмов. Кинокомпании поставили производство фильмов на поток. Появились новые принципы съемки, например, панорамная и широкоэкранная. Качество демонстрации фильмов делало кинематограф все более популярным в обществе. Первые звуковые фильмы стали основой для создания масштабных картин со спецэффектами, которыми мы можем наслаждаться в наше время.

 

Классификация музыки.

 

С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки фильма на внутрикадровую, конкретную, мотивированную и закадровую, «авторскую».

Внутрикадровая музыка — это музыка, источник которой находится или подразумевается в кадре (звучащий оркестр, поющий вокалист, радиоприёмник, транслирующий песню и т. п.). Явная внутрикадровая музыка записывается параллельно синхронной речи, поэтому неразрывно связана с ней и с видеорядом. Однако часто внутрикадровую музыку приходится имитировать. Например, в студии создаётся иллюзия включённого магнитофона, подразумеваемого где-то в кадре. Здесь музыка структурно не связана ни с кадром, ни со словом, она — всего лишь лёгкий, ни к чему не обязывающий фон. Как видим, внутрикадровая музыка либо совершенно зависима от слоёв звук и видео партитур, либо, наоборот, достаточно нейтральна по отношению к ним, но всегда непосредственно мотивирована происходящим действием.

Закадровая музыка — музыка, введённая в передачу извне. Собственно, это оформительская музыка. Она не мотивирована действием в кадре, то есть условна. Зато закадровая музыка всегда соотносится в первую очередь с кадром, а также со словами и шумами по содержанию и форме. Так как музыка сама по себе уже представляет некую многосоставную партитуру, вступать в контрапункт с внутрикадровой музыкой музыка закадровая не может, поэтому в звуковой партитуре телеэкрана присутствует только одна музыкальная линия.

Роль музыки в звуковой партитуре может колебаться от простой красочности до равноправного элемента экранной эмоции, от незатейливых ритмических акцентов до полноценной, практически речевой, семантической нагрузки. К примеру, в сюжете о выставке ювелирных украшений уместно использовать менуэт или его стилизованный вариант.

Он дополнит аристократический стиль события. К тому же старинный светский танцевальный жанр подчеркнёт темп изображаемого сюжета и покажет характер персонажей.

О роли музыки в звуковой партитуре стоит сказать ещё и в контексте её соотношения с шумами. Шум более конкретен, музыка более абстрактна. Шум, к тому же, намного более информативен по ассоциациям. Поэтому некоторые деятели экранного искусства предпочитают «комментаторскому» музыкальному оформлению — естественное, шумовое. Даже такие выдающиеся кинорежиссёры, как М. Антониони, А. Куросава, М. Ромм и поздний А. Тарковский кинофильм «Жертвоприношение», использовали музыку довольно аскетично и осторожно. Однако подавляющее большинство работников кино и телевидения всё же склонны отдать свой голос музыке и музыкальному оформлению.

Конкретная музыка (фр. musique concrète) — стиль, в основе которого лежит не мелодическая мысль, а совокупность природных шумов и звуков, записанных заранее, и в ряде случаев, подвергнутых различным преобразованиям (обработка фильтрами, искажение, изменение скорости).

Современный кинематограф предусматривает наличие в фильме музыкальной концепции. Она строится на использовании как закадровой, так и внутрикадровой, мотивированной киномузыки, которая нередко становится способом ненавязчивого, но глубокого и тонкого проникновения в суть человеческих характеров. Наряду с широким применением приёма прямого параллелизма, когда киномузыка усиливает ту или иную эмоцию, настроение, выраженные экраном, всё большую роль начинает играть "контрапунктическое" использование киномузыки, построенное часто на контрастном сопоставлении музыки и изображения, "контрапунктический" приём усиливает драматизм показываемых событий. Значительную эволюцию претерпел музыкальный лейтмотив, раскрывающий часто общую идею фильма. Важнейшее место музыка занимает в музыкальных фильмах, посвященных рассказу о композиторах, певцах, музыкантах. В этих фильмах она либо выполняет определённые драматургические функции (если это рассказ о создании того или иного музыкального произведения), либо включается в картину как вставной номер.

 

Отечественные и современные композиторы.

 

Большой вклад в развитие киномузыки внесли крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930-е годы, — Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин и другие. Подлинно творческое содружество связывало композитора С. С. Прокофьева и режиссёра С. М. Эйзенштейна, работающие над проблемой звукозрительной структуры фильма. Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1-я серия — 1945, 2-я — 1958) отличается скульптурной выпуклостью музыкальных образов, их точным совпадением с ритмикой и динамикой изобразительного решения (новаторски разработанный звукозрительный контрапункт достигает особого совершенства в сцене ледового побоища из фильма "Александр Невский"). Одну из главных ролей сыграла музыка таких композиторов, как И.О. Дунаевский, М. Таривердиев.

 

 

Исаак Осипович Дунаевский является одним из самых знаменитых советских композиторов. Он родился в начале XX столетия. За его плечами Харьковская консерватория, где композитор обучался игре на скрипке. По окончанию консерватории он занялся музыкальным творчеством, и стал писать музыку для театральных спектаклей. Его быстро заметили и стали предлагать работу. Вскоре Дунаевский познакомился с Л.О.Утесовым, и они вместе занялись знаменитым советским кинофильмом «Веселые ребята», музыку к которому написал Дунаевский. Это стало его звездным часов. Фильм и музыку из него знал весь советский народ. После этого Дунаевский стал популярным советским композиторам. Он писал музыку к известным кинофильмам, самыми знаменитыми из которых были «Цирк» и «Дети капитана Гранта». Дунаевский создавал песни, которые сегодня стали народными. Например, сегодня уже многие считают песню, - «Каким ты был, таким ты и остался» народным фольклором, однако музыку к ней писал именно Дунаевский. Также к его творчеству относится «Ой, цветет, калина», «Широка страна моя родная» и другие, ставшие народными, песни.

Микаэл Таривердиев - это имя хорошо известно каждому в России. Его больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы". М. Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам.

 

 

 

Никита Богословский – один из патриархов музыки в кино. Он написал массу произведений как для художественных и анимационных, так и для документальных фильмов. Но самое главное, что некоторые его песни настолько “всегда были с нами”, что порой кажется, что песни эти народные. “Любимый город (может спать спокойно)”, “Спят курганы темные”, “Шаланды, полные кефали”, “Темная ночь” – все эти песни, известные с детства, написал Никита Богословский, хотя кажется, что их автор или народ, или, в крайнем случае, Марк Бернес (поскольку часто авторство приписывают исполнителю).

 

Среди известных мелодий из фильмов можно отметить:

 

· “ Пес Барбос и необычайный кросс”

 

· “ Остров сокровищ” (1937)

 

· “ Всадник без головы”

 

 

 

За свою продолжительную карьеру Александр Зацепин написал, как огромное количество песен для эстрады (в том числе, для Аллы Пугачевой), так и множество мелодий для кино. Среди самых известных:

 

· “ Иван Васильевич меняет профессию”

 

· “ Бриллиантовая рука”

 

· “ Земля Санникова” (Есть только миг)

 

Алексей Рыбников за 30 лет написал музыку более чем к ста кинофильмам, среди которых «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен», «Остров сокровищ», «Вам и не снилось», «Через тернии к звездам». Последние его работы – музыка к фильмам Эльдара Рязанова об Андерсене, Павла Лунгина - к сериалу «Дело о мертвых душах», Николая Лебедева - к фильму «Волкодав».

 

 

Евгений Дога. Лучше всего о композиторе говорит музыка из кинофильмов, которые несут на себе отпечаток вдохновения режиссеров, актеров, музыкантов, постоянных и верных его спутников на творческом пути»: «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова», «Гонки по вертикали», «Одиноким предоставляется общежитие», «Портрет жены художника», «Весенняя олимпиада».

 

Евгений Крылатов. Уже не одно поколение наших детей растёт на замечательных песнях композитора - таких, как: "Колыбельная медведицы", "Лесной олень", "Ласточка", "Крылатые качели", "Прекрасное далёко", "Три белых коня" и других замечательных песнях. Особенно плодотворно творчество Е. Крылатова - в кинематографе. Им написана музыка более чем к 120- ти фильмам и мультфильмам. Среди них такие, как: "Умка", "Трилогия - Простоквашино", "Достояние Республики", "Ох уж, эта Настя", "Русалочка", "И это всё о нём", "Приключения Электроника", "Чародеи", "Гостья из будущего", и другие замечательные фильмы.

Есть еще музыка титров, то, что особенно запоминает человек, выходящий из кинотеатра. Причем эта «титровая» музыка часто не имеет никакого отношения к содержанию фильма, как это было в «Титанике», к примеру. Но, кроме перечисленных звуковых факторов, существует, быть может, самый важный - собственно музыка фильма, у которой есть свое особое место. Музыка помогает более глубоко сопереживать судьбе экранных героев в фильмах: и горевать, и смеяться вместе с ними, и чисто интуитивно чувствовать опасность. Без музыки и музыкального произведения многие постановки бы стерлись из памяти, были бы серее, невзрачней. И вся прелесть киномузыки в том, чтобы увлечь человека на время в свой мир и заставить взглянуть на окружающее его заново: глазами художника, ушами композитора, устами поэта.

Роль музыки в кино.

 

Музыка, а иногда и песни для фильма - это как приправа для блюда. Без них вы узнаете историю, но не сможете насладиться ей сполна, распробовать все ингредиенты в полной мере, почувствовать едва уловимые нотки вкуса. Самая явная и в то же время самая главная цель музыкального сопровождения – это усилить эмоции зрителя при просмотре различных сцен. Тут даже не надо приводить конкретных примеров. Все мы замечали, что при расставании героев часто играет грустная мелодия; когда маньяк преследует жертву слышна напряженная музыка; в комедиях места без шуток иногда заполняют задорной музыкой, чтобы веселье не прекращалось; а после того как Энди Дюфрейн сбегает из тюрьмы Шоушенк и срывает с себя арестантскую робу, напряженная музыка сменяется победными фанфарами, переходящими в спокойную мелодию. Если у зрителя черствое сердце, а у актера недостаточно мастерства, чтобы достучаться до аудитории, то музыка способна растопить лед и прийти на помощь артисту.

 

 

 

Музыка в кино призвана творить атмосферу. Каждому жанру свой стиль.

Многие молодежные группы становились популярными благодаря своим композициям, написанным в качестве саундтрека к популярным фильмам. Многие ужастики и триллеры еще больше «растягивают» наши нервы напряженной, порою режущей уши музыкой. Барабанная дробь часто предсказывает появления приведения или маньяка из-за стены. Крутая рок-музыка в конце боевика как бы намекает, что враги повержены, а главный персонаж – герой. А вот ласково-медленные мотивы мелодрам заставляют слезные железы работать еще интенсивнее.

 

Часто именно музыка становится главным плюсом картины. И актеры не очень, и сценарий так себе, и такое чувство, что режиссёр только колледж закончил, а фильм нравится. Часто и ранее неизвестные коллективы, и певцы становились известными, после работы в известной картине.

 

У каждого всемирно известного режиссера свои предпочтения в музыке. Услышав только заглавную песню можно догадаться, чьих рук это творение. Взять только таких режиссеров как Тарантино и Кустурица. Саундтреки к их фильмам очень уникальные.

 

 

Заключение

Музыка начинается сразу с появлением первых титров на волшебном экране, который может нам рассказать и поведать о любых событиях: исторических, фантастических, реальных и т.д. Выбирай любую тему и кино расскажет тебе, но сначала, конечно же пойдет музыка, подготавливая зрителя к тому, что будет происходить на экране. Удивительный, волшебный дар музыки, не видя сюжета на экране можно по музыке определить жанр начинающегося фильма.

 

Важное место занимает музыка и в комедийных, хроникально-документальных, научно-популярных фильмах, где художник-музыкант дополняет звучанием происходящее на экране. Невозможно представить себе без музыки и детские, мультипликационные фильмы.

 

Просматривая фильм в кинозале, на телеэкране, обязательно прислушайтесь к музыке. Она многое может подсказать Вам. Вы сильнее ощутите художественное воздействие картины как произведения искусства, если музыка по-настоящему слилась с замыслом режиссера, с игрой актера, с идеей фильма.

 

Подводя итоги, и перефразируя известное выражение, можно сказать, что часть фильма - это актеры, другая - их игра, еще часть - операторская работа, а еще режиссура, графика (при необходимости) и наконец - музыкальное сопровождение. Без одного из этих компонентов многообещающий фильм запросто может стать провалом. И, пожалуй, нет ни одного по-настоящему великого фильма без достойной музыки. Она может успокоить зрителя, возбудить его или пробудить любые другие угодные режиссеру эмоции. Она может как лечить, так и калечить. Пренебрежение музыкой легко может отправить фильм на задворки истории. Любимые фильмы мы пересматриваем десятки раз, а хорошие саундтреки слушаем сотни и даже тысячи раз. Например, легендарную песню Селин Дион сами знаете откуда. Если кино - это магия, то музыка - это волшебная палочка, без которой, как известно любому начинающему волшебнику Хогвартса, особо не поколдуешь.

 

 

Список используемой литературы

1. https://www.google.com/search



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: