Потребительские свойства непродовольственных товаров




 

Принципы товароведения: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.

Отдельные группы непродовольственных товаров обладают различными свойствами, которые проявляются в процессе потребления (эксплуатации) и обеспечивают удовлетворение материальных и культурных потребностей человека. Свойства, определяющие эффективность использования товаров по назначению относятся к потребительским и характеризуются показателями качества (прил. А, с.35). К потребительским свойствам относятся социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности в потреблении, экологические, безопасности [5, с. 191].

Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан. Принцип безопасности должен соблюдаться и в отношении процессов упаковки, транспортировки, хранения, предреализа-ционной подготовки товаров к продаже. Безопасность является основополагающим принципом товароведения и одновременно одним из обязательных потребительских свойств товара.

Эффективность - принцип, заключающийся в достижении оптимального результата в процессе производства, упаковки, хранения, реализации и потребления товаров при минимальных затратах.

Совместимость - пригодность товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных последствий.

Взаимозаменяемость - пригодность одного товара для использования вместо другого в целях удовлетворения одних и тех же потребностей. Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними. Предпочтение отдается товару, имеющему наилучшее соотношение цены и качества.

Систематизация - принцип, устанавливающий определенную последовательность однородных и взаимосвязанных товаров, процессов и услуг. На его основе базируются классификация, идентификация, обобщение, кодирование и другие методы товароведения [7, с.145].

Свойство товара - объективная особенность, которая проявляется в процессе его создания, потребления или эксплуатации. Свойства товаров могут быть простыми и сложными. Так, например, внешний вид является сложным свойством товара и состоит из таких простых свойств, как форма, масса и цвет товара. Качество товара оценивается с помощью показателей качества, которые представляют собой количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

В зависимости от характера влияния на потребительную стоимость выделяют: социальные, функциональные, эргономические, эстетические свойства товара [5, с. 191].

Промышленные товары обладают многочисленными и разнообразными свойствами, которые могут быть классифицированы по следующим признакам. По способу определения все свойства товаров делятся на две большие группы: внешние (потребительские) свойства - форма, размер, цвет, фактура, поверхность. Эти свойства легко определяются с помощью органов чувств или вспомогательных устройств; внутренние (конструкционные и технологические) свойства - в отличие от внешних эти свойства не проявляются и определить их можно специальными методами.

Свойства непродовольственных товаров, которые необходимо учитывать при определении товарного предложения (ассортимента) коммерческого предприятия, могут быть охарактеризованы качественно и количественно. Примеры качественных характеристик товаров: цвет материала; форма изготовления; способ соединения деталей в изделии. К количественным характеристикам свойств могут быть отнесены: габариты; мощность изделия (двигателя); производительность; масса (плотность). Любое свойство может быть выражено количественно, при этом у каждого свойства может быть несколько количественных характеристик или показателей качества. Наиболее удачная из них выбирается по согласованию и называется мерой. Мерами свойств, определяющих качество, служат показатели качества товаров. [9, с.121].

Социальные свойства - способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Они включают показатели потребительского класса товара, соответствие товара оптимальному ассортименту, морального старения. Для характеристики показателей потребительского класса используются данные об обеспеченности населения предметами потребления конкретного вида, остроте потребности в них и о наличии потребительского спроса; соответствии товара требованиям потребителей, для которых он непосредственно предназначен. Показатель соответствия товаров массового спроса оптимальному ассортименту в условиях рыночной экономики может применяться для характеристики тех видов товаров, распределение которых характеризуется соответствием группы товаров различных видов их оптимальной номенклатуре и ассортименту, отвечающих требованиям потребителей, а также обновлением ассортимента товаров, обусловленного изменением требований потребителей. При характеристике морального износа товара учитывается снижение качества товара вследствие выявления новых товаров с более высокими потребительскими свойствами, сокращения срока службы товара, вызванного изменением моды, стиля, появлением новых товаров [11, с.111].

Свойства социального назначения могут характеризоваться показателями престижности, социальной адресности и морального старения.

Престижность качества измеряется условно и определяется социологическим методом путем опроса приоритета и степени значимости показателей качества товаров для определенных сегментов потребителей.

Социальная адресность может быть измерена не только качественно, но для отдельных товаров опосредованно и количественно. (например, одежда и обувь для детей определяется размером, конструктивными особенностями, цветом, безопасностью и. п.)

Моральное старение снижение степени удовлетворенности потребителей в товаре вследствие изменения и/или появления новых потребностей. Причинами изменения потребностей могут быть повышение качества жизни: материального, социального и/или культурного ее уровня; совершенствование производства под воздействием достижений научно-технического прогресса; изменение моды, стиля жизни; формирование новых потребностей (вкусов, взглядов и т.п.) с помощью рекламы, пропаганды и других маркетинговых методов. Моральное старение не связано с физическим износом товаров. Зачастую оно значительно опережает такой износ. [7, с.148].

Функция товара есть внешнее проявление свойства товара. В зависимости от роли в удовлетворении потребностей различают главные функции товара и второстепенные функции. Главные функции товара определяют его назначение, сущность его использования и применения. Второстепенные функции товара отражают побочные цели создания товара, обеспечивают и усиливают спрос на него. Например, главная функция магнитофона - воспроизводить моно - и стереозапись с магнитной ленты, второстепенная - создавать удобство пользования и способность эстетического восприятия.

Функциональные свойства - способность товара выполнять свою основную и вспомогательную функцию. Они включают основные характеристики - показатели состава и структуры, а также показатели технического совершенства (уровня). Показатели технического совершенства - характеристики соответствия товара достигнутому научному и техническому уровню, который различен для разных видов продукции.

Совершенство выполнения основной функции характеризует полезный эффект потребления, степень удовлетворения конкретной потребности при использовании товара потребителем по назначению.

Универсальность применения характеризует широту диапазона условий и возможностей использования товара по назначению и наличие у него дополнительных функций, полезных для потребителя. [11, с.112].

Совершенство выполнения вспомогательных операций характеризует особенности использования товара при подготовке к эксплуатации, при обслуживании, хранении и ремонте.

Технический уровень качества - относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сравнении оцениваемых показателей, характеризующих техническое совершенство, с их базовым показателем, отражающим передовые научно-технические достижения в этой области. [5, с. 193].

Эргономические свойства - способность товаров создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя. К этой группе относятся свойства, обусловленные антропометрическими характеристиками человека (размеры), его двигательной активностью, возможностями и особенностями функционирования органов чувств, влиянием среды на активность деятельности человека [11, с.109].

Эргономические свойства подразделяются на следующие группы: антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические, гигиенические, удобство пользования изделием на основных этапах функционального воздействия. [7, с.149].

Антропометрические свойства характеризуют соответствие изделия размерам и форме тела человека и отдельных его частей. Единичными антропометрическими свойствами являются размеры, форма и конструкция изделий.

Антропометрические характеристики населения различных регионов могут варьироваться в широких пределах. Поэтому при осуществлении оптовых закупок и поставок одежды и обуви необходимо руководствоваться данными о процентном соотношении обслуживаемого населения по размерам, ростам и полнотам.

Физиологические свойства характеризуют соответствие изделий особенностям функционирования органов чувств человека (зрения, слуха, осязания, обоняния).

Человек затрачивает энергию при использовании всех непродовольственных товаров. И чем меньше изделие соответствует его энергетическим возможностям, тем быстрее он устает. Например, при эксплуатации одежды и обуви затраты энергии зависят от массы изделий, жесткости используемых материалов; посуды - от ее массы, органов управления различными изделиями - от прилагаемых человеком усилий, необходимых для приведения их в действие.

Большая масса изделия или же изделия неудобных или громоздких форм вызывают дополнительные затраты энергии человека, затрудняют его двигательную активность. [11, с.111].

Психологические свойства - способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевную комфортность потребителю.

Психологические свойства характеризуют соответствие товара особенностям восприятия памяти и мышления человека, а также уровню его образования и привычкам. Эти свойства определяют два показателя: соответствие товара возможностям человека по восприятию, переработке и хранению информации и соответствие товара закрепленным и вновь формируемым навыкам человека. Психологические свойства характеризуют товар с точки зрения легкости и быстроты формирования навыков пользования им, а также объема и скорости восприятия информации посредством используемого товара.

Психофизиологические свойства характеризуют соответствие* "изделий особенностям функционирования органов чувств человека (зрения, слуха, осязания, обоняния) [4, с.188].

Эти свойства очень специфичны, их номенклатуру нужно рассматривать применительно к каждой конкретной группе товаров. Они чрезвычайно важны для теле - и радиоаппаратуры, музыкальных инструментов, и в этих группах товаров отвечают за их функцию.

Психофизиологические свойства обеспечивают соответствие товара особенностям органов чувств человека. К показателям этих свойств относится соответствие зрительным, слуховым, вкусовым, обонятельным и осязательным возможностям человека. Психофизиологические возможности человека устанавливаются на основе обработки статистических данных о способностях органов чувств большого количества людей.

Гигиенические свойства - это физические свойства материалов и изделий, влияющие на поддержание параметров организма человека на уровнях, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность и работоспособность. Гигиенические свойства определяются сорбционной способностью и проницаемостью материалов (изделий).

Сорбционные свойства проявляются при взаимодействии твердых тел с газами (в частности, углекислым), парами воды, капельножидкой влагой. От величины сорбции газа с внутренней стороны материалов зависит скорость его введения во внешнюю среду. Это свойство, как и сорбция влаги, материалами, тесно связано с их проницаемостью.

Проницаемость - способность материала пропускать воздух, водяные пары, ультрафиолетовые лучи, легкие отрицательные ионы, мелкодисперсные частицы и т.д. [11, с.112].

Эстетические свойства - характеристика информационной выразительности, рациональности формы, целостности композиции и совершенства производственного исполнения. Информационная выразительность - наличие совокупности признаков, обуславливающих его отличия от подобных изделий, определяющих соответствие изделия современному уровню общественного и культурного развития. Рациональность формы - отражение в форме изделия выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей работы с изделием. Целостность композиции - рациональная взаимосвязь внешних признаков с внутренней структурой и подчиненность главным элементам второстепенных, единство стилевого решения всех частей изделия. Совершенство производственного исполнения изделия - качество выполнения элементов формы, соответствие их художественно-конструктивному замыслу, уровень и четкость исполнения. Товарный знак - официально оформленное графическое изображение, оригинальное название, особое сочетание цифр, букв, слов, которое обеспечено правовой защитой и наносится предприятием на маркировку.

Свойства внешнего вида товара не изолированы друг от друга, и его эстетическая ценность создается их совокупностью, взаимосвязанностью и единством. Приведение к единству и гармонизации показателей внешнего вида называется художественной композицией.

Эстетические свойства товаров должны соответствовать общественным и личным идеалам, требованиям моды, стилю и вкусам потребителей. Эти свойства формируются в процессе художественного конструирования изделий. [11, с.114].

Показатели эстетических свойств делятся на четыре группы: информационная выразительность; рациональность формы; целостность композиции; совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.

Информационная выразительность характеризует способность изделия выражать в своей форме сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы. К этой группе показателей относятся знаковость, оригинальность, соответствие моде, выраженность стиля.

знаковость товара проявляется в художественно-образном выражении социально значимой информации

оригинальность заключается в специфических признаках внешнего вида, отличающих данный товар от других аналогичных изделий.

соответствие моде характеризуется признаками внешнего вида товара, выявляющими общность временно господствующих вкусов и предпочтений на данный период времени. Мода - это господство в течение непродолжительного времени и в определенной социальной среде тех или иных вкусов.

выраженность стиля характеризует сложившуюся общность средств и приемов художественной выразительности, свойственную определенному периоду времени и проявляющуюся в устойчивых признаках формы изделий. В некоторых странах возникли и получили развитие такие стили разных эпох, как античный, ренессанс, готический, барокко, рококо, классицизм, модерн и др. Различают стили отдельных фирм и функциональных комплексов товаров. [4, с. 190].

Рациональность формы характеризует соответствие формы объективным условиям изготовления и потребления товара, а также правдивость выражения в форме конструктивной и функциональной сущности товара.

Целостность композиции выражает гармоничное единство целого и частей изделия и органичную взаимосвязь формы в изделии.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуется следующими показателями: чистотой выполнения контуров и сопряжений в изделии, тщательностью покрытий и отделок, четкостью исполнения фирменных знаков и сопроводительной документации. [5, с.181].

Эстетическая ценность характеризует оцениваемый товар в целостности всех его свойств и разнообразии связей между ними, с одной стороны, и человеком и всей окружающей средой с другой. [4, с.186].

Безотказность - способность товаров непрерывно сохранять свою работоспособность в течение определенного времени. Безотказность характеризуется вероятностью безотказной работы, средней наработкой до отказа, интенсивностью отказов и др. Эти показатели применяются при оценке качества сложных технических изделий (электротоваров, радиоэлектронных товаров и др.).

Ресурс - предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах.

Надежность - способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и эксплуатации в течение заранее оговоренного срока.

Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при определенной системе эксплуатации и ремонта, которое характеризуется средним ресурсом, ресурсом до среднего или капитального ремонта и сроком службы. На непродовольственные товары устанавливается срок службы и гарантийный срок.

Ремонтопригодность - способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов. Важна пригодность к предупреждению, обнаружению причин отказов и повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Показателями ремонтопригодности являются вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления и др. Ремонтопригодность зависит от конструкции и технологии изготовления изделий.

Сохраняемость - свойство товаров непрерывно сохранять до использования или эксплуатации, а также при хранении и транспортировании заданные показатели качества в установленных пределах при оптимальных условиях в течение определенного времени. [7, с.154].

Срок эксплуатации - продолжительность эксплуатации товаров, в течение которой они выполняют свои основные функции.

Безопасность характеризуется безвредностью товаров для человека при производстве и потреблении, а также влияния на окружающую среду. Знак безопасности - информация потребителей о том, что данный товар безопасен для потребления. К показателям безопасности относятся содержание токсических веществ в товарах бытовой химии, стеклянных и керамических товарах, содержание химических волокон в тканях и трикотажных изделиях и др. Биологическая безопасность определяется стойкостью продукции к воздействию плесневых грибков, насекомых, беспозвоночных и позвоночных животных. Механическая безопасность определяется отсутствием недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, проколов, деформации). Противопожарная безопасность определяется отсутствием недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания. Термическая безопасность определяется отсутствием недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товара. Химическая безопасность характеризуется отсутствием выделения вредных токсичных веществ и зависит от сырьевого состава и особенностей технологии производства продукции. Электрическая, магнитная и электромагнитная безопасность характеризуется отсутствием недопустимого риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных и электромагнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров [4, с.163].

Качество непродовольственных товаров зависит от многих факторов, которые можно сгруппировать в такие группы, как сырье и материалы, оборудование, технологические процессы, квалификация и опыт персонала, окружающая среда (правовая база, конкурентное окружение). Качество товаров заключается в способности удовлетворять определенные потребности благодаря свойствам товаров. Оценка качества продукции включает определение его свойств и соответствие их предъявляемым требованиям. Качество продукции как совокупность свойств обусловливает ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. [8, с.89].

Браковочное число - количество дефектных единиц продукции в партии товара, при котором эта партия бракуется.

Приемочное число - количество дефектных единиц продукции в партии товара, которая принимается к реализации. [9, с.121].

Каждый отдельный товар имеет определенную номенклатуру показателей качества. В зависимости от количества характеризуемых свойств показатели качества подразделяются на: единичные показатели - показатели, определяющие одно свойство продукции (например, стойкость запаха духов, покрывная способность краски и др.); комплексные показатели - показатели, оценивающие несколько свойств продукции; определяющие показатели - показатели, имеющие решающее значение при оценке качества товаров; интегральные показатели - отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления единицы продукции в течение определенного времени к суммарным затратам на ее создание и обеспечение ее использования в течение того же времени. Показатели качества непродовольственных товаров по функциональному назначению можно подразделить на следующие группы. Показатели назначения характеризуют свойства товара, которые обусловливают сферу его использования. Показатели срока действия характеризуют способность товаров сохранять свои потребительские свойства в течение определенного времени при соблюдении соответствующих условий эксплуатации. Показатели транспортабельности определяют способность товаров сохранять свои потребительские свойства в процессе транспортировки. Показатели безопасности устанавливают, насколько безвредны производство, хранение, транспортирование и использование продукции для жизни, здоровья и имущества граждан. Эстетические показатели определяют, насколько внешний вид изделия соответствует требованиям эстетики, насколько красиво он оформлен, насколько рациональна его форма. Экологические показатели характеризуют степень воздействия вредных веществ, образующихся в товарах при производстве, хранении, транспортировании и хранении товаров, на окружающую среду. Допускаемые отклонения - значения показателей качества, устанавливающие нормированные пределы отклонений от регламентированного или оптимального значения того же показателя. [5, с.186].

Формирование, обеспечение и реализация качества продукции осуществляются в процессе ее жизненного цикла. Жизненный цикл продукции - этапы и операции, связанные с созданием потребительной стоимости товара, ее модификацией и использованием. Основные этапы жизненного цикла продукции: проектирование продукции; производство; выпуск в обращение; эксплуатация или потребление. Данные этапы жизненного цикла продукции для большей детализации могут быть разбиты на стадии и операции. На начальных этапах жизненного цикла - проектирование и производство - происходит создание потребительной стоимости товара. На этапе эксплуатации или потребления происходит реализация качества продукции. [7, с.153].

В процессе оценки качества товара производится выбор номенклатуры показателей качества, определение значений этих показателей и установление их соответствия нормативным документам. При оценке качества товаров применяются единичные, комплексные и интегральные показатели качества. Уровень качества продукции - относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями. Такая характеристика качества используется на всех этапах жизненного цикла продукции (проектирование, производство, эксплуатация или потребление). Для оценки уровня качества продукции применяются два метода: дифференциальный и комплексный. Дифференциальный метод - сопоставление единичных показателей базового образца и оцениваемой продукции. Комплексный метод - сопоставление обобщенных показателей качества оцениваемого и базового образца с учетом коэффициентов весомости отдельных показателей. Значение средневзвешенного показателя качества определяется с учетом коэффициента весомости, который устанавливается экспертным методом. Базовые показатели - показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества (эталон, лучшие образцы продукции). Это могут быть установленные в нормативных документах показатели лучших отечественных или зарубежных образцов продукции. [8, с.91].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: