Основные образы человека в философии




 

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли.

Чтобы полнее осознать эту проблему, необходимо ознакомиться, хотя бы вкратце, с ее историческим развитием.

Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека- это жить в согласии с этим миром.

Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.

В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в бога.

Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки для отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного противопоставления ему.

В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратила человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности. Философия эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества и всесилия человека.

Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени подчеркивала, что человек - это продукт окружающей природы, а не результат собственной деятельности. В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характерно противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.

В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).

История общества рассматривалась как история становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории - гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретения свободы.

И.Кант заложил антропологию - учение о человеке. Гегель разделял кантовскую антропологию, стремился к познанию целостного человека, его духовной природы. Л.Фейербах сделал человека предметом своей философии, создал человеческую религию.

Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральные идеи марксизма - идея социальности человека, социальной сущности человека, понимаемой материалистически и конкретно-исторически (сущность человека- совокупность общественных отношений).

Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична, она обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл истории, добро и зло - все это важнейшие темы для этой философии. Главная проблема для нее - усовершенствование человека.

Русская религиозная философия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в совести. Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовные и нравственные ценности. Русская философия всегда была нравственно ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.

На объяснение проблемы происхождения человека значительное влияние оказала эволюционная теория Ч.Дарвина.

 

Происхождение человека

 

Проблема происхождения человека до сих пор не нашла своего решения. Так, наука и религия толкуют о происхождении человека с двух разных позиций.

Если при рассмотрении процесса эволюции, перехода животных от одного вида к другому, следовать теории Ч. Дарвина (1809 — 1882), то мы видим, что на высшей стадии этой эволюции появляются человекообразные обезьяны. Высвобождение передних конечностей и переход обезьяны к прямохождению — это лишь начало эволюции примата в сторону человека. В дальнейшем в его организме происходят существенные изменения, связанные с необходимостью приспособления к изменившейся природной среде.

Человек выделился из животного мира благодаря труду, трудовой деятельности. Процесс труда невозможен без орудия труда, следовательно, его сущность состоит в изготовлении орудия, т. е. в создании чего-то такого, что в природе в готовом виде не встречается и что соответствует потребностям человеческой жизни. Начало - изготовления самых простых орудий труда (топора, молотка, ножа и т. д.) обозначает в то же время начало выделения человека из природы, из животного мира.

По предположению ученых-антропологов, исследующих происхождение человека, современный человек возник 40 — 50 тыс. лет тому назад.

 

Сущность человека.

Человек — творец всей материальной и духовной культуры, субъект исторического процесса, мыслящее, говорящее, сознательно- деятельное, биопсихосоциальное существо, представитель рода Ното sapiens (лат.— '"человек разумный").

Человека с разных сторон исследуют такие науки, как политология, социология, правоведение, медицина, физиология, психология и др. Жизнь сама по себе есть уникальный феномен, а сущность человека, относящегося к высшей ступени развития живого, безусловно, представляет собой 'вечную проблему, притягивающую внимание философов и ученых всего мира.

Чтобы раскрыть сущность человека, необходимо знать его происхождение.

В организме человека происходят в целом общие с животными биологические процессы. Однако человеку присущи особые качества, совершенно чуждые животным.. Одним из специфических признаков, выделяющих человека из животной среды, является его социальность иначе, говоря, он в определенном смысле есть существо социальное.

 

Социальное начало осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация - это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности. Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.

Человек обладает также и рядом иных качеств: люди умеют создавать орудия труда и постоянно их совершенствовать; способны, опираясь на нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.

Процессы его питания, размножения, жизни и смерти осуществляются в совершенно иной форме, и на всем этом лежит отчетливая печать социальности. Животные биологически приспосабливаются к окружающей среде или, если это не удается, вымирают. Их жизнь ограничена биологическими инстинктами, а потому способ их существования не может отклониться от предзаданной генетической программы. Человек-существо универсальное, он может жить в любой природной среде, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям в процессе активной трудовой деятельности, изменяясь в то же время и сам Человеку присуща сознатель ность, разумность. Его деятельность и поведение отличаются целесообразностью, не определяемой генетическим кодом. Животные не ставят перед собой целей, их действия основаны на чувственных восприятиях, тогда как человек сознательно ставит перед собою цель, подчиняя ей все свои деяния. Если к тому же учесть духовную жизнь человека, его знания, науку, искусство, нравственные качества, культуру вообще, — совершенно не присущие животным, — то мы еще более приблизимся к тому, чтобы распознать природу человека. В известном смысле можно сказать, что человеческая жизнь определяется социокультурной программой, находящейся вне и несрав ненно выше генетического кода...

 

Закрепление пройденного материала.

  1. Какие основные образы человека существуют в философии?
  2. В чём заключается теория Дарвина о происхождении человека?
  3. Дайте определение понятию «человек». В чём заключается отличие человека от животных? Что называется социализацией?

 

 

Выставление оценок.

 

Дача домашнего задания: читать лекцию, законспектировать особенности мировоззрения.

 

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

Историческая справка.

На объяснение проблемы происхождения человека значительное влияние оказала эволюционная теория Ч.Дарвина. В ней мы находим вывод о том, что человек как биологический вид своими родословными корнями уходит к обезьяноподобным предкам. После смерти ученого находки ископаемых обезьянолюдей подтвердили справедливость такого объяснения. Однако Дарвин не ответил на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.

Ответ попытался дать Энгельс: некоторые виды человекообразных обезьян под влиянием природно-климатических условий достаточно резко изменили свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю. В результате трансформировались функции их передних конечностей. Постепенно они превратились в органы для использования орудий труда и производства необходимых изделий и продуктов. Труд способствовал развитию мозга, появлению сознания и речи. Так дарвиновская концепция антропогенеза дополнилась марксистской теорией социогенеза и в философии появилось понятие антропосоциогенеза.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: