НАПРАВЛЕННОСТЬ, ФОРМА И ФАКТОРЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ





Проблема общественного прогресса и его критериев

Когда речь заходит о развитии общества, человеческая мысль всегда сталкивается с вопросом о том, в каком направлении развивается общество: по восходящей линии, по нисходящей, или же все происходит на одном уровне, циклически повторяясь через определенные промежутки времени? Общественный прогресс (от лат. — progressus — успех, движение вперед) — тип (форма), направление развития, для которого характерно движение от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. То есть прогресс — это то, что приводит к позитивным сдвигам в жизни общества. Понятие прогресс применяется в качестве понимания и оценки состояния как общества в целом, так и к отдельным его элементам, к структуре и другим проявлениям общественной жизни. Понятию «прогресс» противоположно понятие «регресс». Для регресса (от лат. regressus — движение в обратную сторону) характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам, застой, изменение к худшему, т.е. все, то, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.

В истории человеческой мысли существовали разны е точки зрения о направленности общественных изменений. Еще в древности зародилась традиция рассматривать общественные явления как движущиеся по кругу с бесконечным повторением одних и тех же качеств, что отразилось в библейской истине о том, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Время от времени появляются эсхатологические концепции, утверждающие, что золотой век человечества был в прошлом, а ныне оно неумолимо движется к своему концу, страшному суду, новому потопу, т.е. к своей неминуемой гибели. Иначе говоря, идея личной смертности человека как бы переносилась на весь человеческий род.

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.), пытаясь осмыслить направленность общественного развития, писал о стадиях в жизни человечества и выделял: «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, «серебряный век» — началось падение нравов, «железный век», где царят зло, насилие, попирается справедливость. Он выражал регрессивную точку зрения развития. И это было закономерно, т.к. он жил в эпоху распада общинно-родового строя. Платон и Аристотель жили в эпоху полисной рабовладельческой демократии. В их философии общество идет по восходящей линии. Но они переносили представление о мире как о некой замкнутой сфере, находящейся в циклическом круговороте, на общество, которое развивается не бесконечно, а повторяет пройденные этапы, циклы.

Следовательно, уже в Древнем мире складывается идея прогрессивного развития как перехода от наиболее простых форм человеческой организации к ее более сложным формам, чаще всего связываемым с политической организацией общества. Так, Аристотель рассматривал естественный ход развития общества как переход от первобытной семьи к селению, от него — к государству, а совершенствование самого государства — как переход от плохих к хорошим формам государственного правления.

Любая концепция общественного прогресса основывается на понимании времени как линейного процесса, направленного из прошлого в будущее. В наиболее последовательном виде линейная концепция времени представлена в христианской религии и теологии. Без этого представления невозможно было создание христианской утопии о будущем каждого индивида и человечества в целом. Так, в эпоху феодализма, когда господствовало религиозное мировоззрение, христианские богословы Августин, Аврелий, Фома Аквинский рассматривали общество подобно летящей стреле. В своем развитии оно проходит три этапа (библейский, современный Августину этап, и последующий за вторым пришествием Христа).

Таким образом, идеи прогресса, круговорота и регресса зародились еще в Древнем мире и, затем повторились в разных вариантах в последующих исторических периодах, вбирая в себя новый исторический материал, который оказывался столь богатым, что мог служить обоснованием любой концепции.

С особой силой идея общественного прогресса была поставлена в Новое и Новейшее время, в период бурных революционных преобразований в Европе и в России при переходе от традиционного (феодального) общества к обществу индустриального типа.

Итальянский мыслитель Дж. Вико (1668—1744) высказывает идею, что все народы проходят три этапа (божественный, героический, человеческий), а дальше человеческое общество возвращается к исходной точке развития- Затем все повторяется вновь.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул А.Р. Тюрго (1727—1781). Его современник Ж.А. Кондорсе (1743-1794) доказывал, что исторический процесс — это путь социального прогресса, в центре которого восходящее развитие человеческого разума. Для некоторых социал-утопистов (Ш. Фурье, Р. Оуэн, К. Сен-Симон) основой прогресса выступали мораль, нравственный принцип, в соответствии с которыми люди; должны относиться друг к другу как братья.

В XIX в. в рамках становления социологии появляется метафи­зическая концепция прогресса, в которой в явном или неявном виде ставится вопрос о цели и смысле исторического развития. Наиболее показательным в этом отношении является позитивистский закон трех стадий человеческого разума О. Конта, который считал его универсальным законом, проявляющимся во всех феноменах социальной и духовной жизни. Движение, эволюция общества идет от теологической к метафизической, а затем к позитивной стадии, которая предстает конечной целью и завершением развития. Другой социолог, позитивист Г. Спенсер рассматривал развитие общества по аналогии с биологической эволюцией, и понимал прогресс, как простой линейный процесс усложнения общества как системы. Он выделил два состояния движения общества — механическую и органическую солидарность. Конечным состоянием системы будет такое состояние общества, в котором установится гармония общественных и личных интересов. Однако, следует заметить, что такое состояние общества, скорее, является идеалом, постулируемой целью, чем закономерным следствием усложнения и дифференциации социальных институтов и общественных взаимосвязей.

В рамках метафизической философии критерием прогресса становится реализация свободы в обществе. Так, немецкий философ Гегель понимал исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, и связывал его с самопознанием абсолютной идеи и ростом сознания свободы. Марксизм, а позже и представители концепции модернизации связывали прогресс с развитием материального производства, науки, техники и самого человека.

Но оптимизм в понимании прогресса, построенный на вере в беспредельные возможности общественного и, прежде всего, экономического прогресса, сохранился лишь до середины XX в. Осознание надвигающейся ядерной и экологической катастрофы отразилось в книге Д. Медоуза «Пределы роста» (1972). Выводы, сделанные в ней, сводились к следующему: существуют пределы роста — внутренние и внешние. Внешние — при сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим масштабам планеты возможно достижение пределов демографической и экономической экспансии, что приведет систему в целом к неконтролируемому кризису и краху; внутренние — ограниченность психофизиологических возможностей человека.

Таким образом, реалии конца XX в. поставили под сомнение традиционную прогрессистскую концепцию, оказалось, что прогрессивные изменения в одних областях сопровождаются регрессом в других. Стала явной противоречивость общественного прогресса. Но речь должна идти не об отрицании необходимости и возможности общественного прогресса, а о замене теоретической и практической установки на безудержный рост, установкой на взвешенный, учитывающий рассмотренные внутренние и внешние пределы, оптимальный вариант согласованного действия в общепланетарном масштабе развития.

^ Современное понимание общественного развития, строится на отказе от прогрессизма, для которого сам прогресс становится целью и финалом человеческой истории, и любое состояние общества, как и само человечество рассматриваются лишь как средство для светлого будущего. Понятием прогресс характеризуют, описывают поступательное развитие человеческого общества, определяемое его потребностями, обусловленными природными и социальными особенностями человека. Интегративным критерием, показателем прогресса может быть лишь уровень гуманизации общества, т.е. положение в нем личности: степень экономических, политических, социальных свобод; уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей; состояние психофизического и социального здоровья.

Таким образом, в настоящее время существует не одна, а несколько конкурирующих концепций общественного прогресса, по-своему истолковывающих его природу. Здесь в основном противоборствуют идеи экономического; технологического и культурологического (в том числе и духовного) детерминизма. При всем разнообразии мнений можно выделить два подхода к критериям общественного прогресса (исходя либо из примата общества, либо личности). В первом случае критерием прогресса признается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. При втором подходе, более реалистичном и гуманистичном, критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья, в социальном самочувствии и цельности личности, степени ее индивидуализации. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса. Однако новый гуманизм, который и является универсальным крите­рием прогресса, должен решить проблему и абсолютного индивидуализма, и абсолютного коллективизма. Необходимо изменение отношения человека как к самому себе, так и другим, т.е.становление культурного универсализма.

Современное понимание прогресса отвергает идею неумолимости прогресса в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе «есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш». История не выстраивается в прямую линию: это совокупность множества ситуаций и форм, в которых возможен и временный регресс и стагнация (застой).

Основные проявления противоречивости прогресса — это чередование подъемов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства с одной стороны приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но с другой стороны, это ведет к экологическим проблемам, к тому, что молодежь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой и т.д. Поэтому цена прогресса порою очень велика. Часто одним общественным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим — нет. Так можно ли приносить в жертву прогрессу чистоту окружающей среды, высокий уровень нравственности замкнутых деревенских общин, веками проверенные традиционные устои общества?

В чем проблема смысла и направленности исторического прогресса? В создании высокотехнологичного общества, в повышении нравственности, в дальнейшем развитии науки и познании тайн Вселенной, или в создании совершенного государства, в повышении жизненного уровня людей? Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для свободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей. Самым прогрессивным обществом, к которому следует стремиться человечеству, является общество, в котором благо отдельного человека, личности станет высшей ценностью. Таким образом, универсальным критерием прогресса является гуманизм.

^ Цивилизационные и социотехнические характеристики

Общественного прогресса

Прежде всего, необходимо напомнить, что в ходе общественного развития действительно имеют место как прогрессивные, так и регрессивные события и процессы; как эволюционные преобразования, так и быстрые, революционные скачки; как бессоз­нательно стихийные, так и сознательные акты человеческой деятельности; как случайные события, так и закономерные тенденции. И в этом плане картина общественного развития намного сложнее, чем любая теоретическая схема, проповедующая монотонное восхождение по лестнице прогресса. Но все-таки это восхождение, безусловно, имеет место, и определяет характер общественного развития. Прогресс оказывается одной из важнейших характеристик самого процесса развития.

Исходя из предположения, что общественный прогресс имеет место в структуре общественного развития, необходимо указать на его критерии и отличительные признаки.

Если говорить о чисто природных показателях человеческой эволюции, ее биологических и физиологических характеристиках, то можно сказать, что здесь эволюция (и прогресс) исчерпала свои возможности. Современный человек по своим физическим данным мало чем отличается от своего далекого предка — homo sapiens. Прогресс здесь если и происходит, то уже не имеет того решающего значения, которое имела биологическая эволюция в период трансформации животного предка человека в разумное человеческое существо.

Что касается цивилизационных показателей общественного развития, то они разительно меняются от эпохи к эпохе в сторону совершенствования, т.е. имеют явно выраженный прогрессивный характер. Правда, и здесь не все элементы общественной структуры в одинаковой мере определяют исторический прогресс. Одни элементы этой структуры (в частности, сфера производства) в большей мере, другие (например, область нравственных норм, семейно-брачных отношений, сфера искусства или религиозное мировоззрение и т.д.) в меньшей мере являются выразителями общественного прогресса и влияют на темпы его осуществления.

К техническим показателям общественного прогресса можно отнести совершенствование орудий труда и средств производства, постоянно повышающих производственную мощь человека (как родового существа), что в целом можно определить как прогресс техники, который зиждется на трех китах: материале, энергии, технологии. Именно по этим показателям прослеживаются основные этапы общественного прогресса. Так, с точки зрения материала выделяют каменный век (который по времени во много раз превосходит всю последующую цивилизацию) и век металла, который, в свою очередь, разделяют на век бронзы и век железа. С точки зрения использования источников энергии можно говорить о таких ступенях общественного прогресса, как использование огня, физической силы самого человека, тягловой силы животных, силы ветра, потока воды и пара, энергии жидкого топлива, электроэнергии и, наконец, атомной энергии. Причем прогресс здесь идет не путем появления нового и отмирания старого, а путем наращивания опыта с сохранением традиционных способов деятельности, т.е. самая совершенная технология не обходится без живого человеческого труда. Человек с молотком, топором, сверлом, режущим инструментом, отверткой и лопатой становится неизменным спутником любой цивилизации.

Прогресс в производстве техники накладывает свой отпечаток на все другие виды технического прогресса. В этом плане говорят о прогрессе в сельскохозяйственной технике, строительной, военной, технике связи, транспортной, информационной технике и т.д., которые теснейшим образом переплетаются, и дополняют друг друга. Далее, говоря об общественном прогрессе, необходимо иметь в виду как его общее проявление (в частности, общее движение человечества к его общей цели — созданию всемирно-цивилизованного государства), так и частные его моменты. Последние могут иметь либо региональный характер (тогда говорят о прогрессивном развитии отдельно взятой страны, государства или региона), либо характеризовать отдельные сферы общественной жизни (прогресс в области образования, науки, культуры, политики и т.д.). Так или иначе, но прогресс выражает основную сущность общественного развития.

Рассмотрев структурные особенности общественного прогресса, необходимо отметить и его динамические характеристики. Прогресс — это переход на новую, качественно более высокую ступень развития. Сразу возникают вопросы — что является финальной частью такого движения и, что происходит с отжившими ступенями общественного развития?

Что касается первого вопроса, то ответ на него теряется в туманной дымке неопределенности, и можно лишь предположить, что человечество от земной формы своего развития перейдет к освоению сначала ближнего, а затем и дальнего космоса. Касаясь же земной стадии развития цивилизации, можно сказать, что в обществе еще много несовершенного и отрицательного, потому прогрессу есть, где проявить себя и в этих условиях.

Если говорить о ранее пройденных ступенях общественного развития, то они не исчезают полностью, а как бы встраиваются в структуру современного общества, и долгое время сосуществуют. Отсталые племена, живущие по канонам первобытного общества, в своей основе уже, конечно, канули в Лету, но в виде социальных атавизмов существуют на различных континентах и в современном обществе, не говоря уже о более ранних этапах человеческой цивилизации. Рабовладение — это не только удел Древнего мира, но и времен не столь отдаленных от нас, вспомним хотя бы такие формы рабства, как американское и гулаговское. За пережитками феодализма вообще не надо далеко ходить. Таким образом, различные формы организации хозяйственной, политической и общественной жизни, определяемые понятием «формация», существуют не только в разное время, олицетворяя ступени человеческого прогресса, но и теснейшим образом переплетаются между собой на разных этапах общественного развития.

Второй важный момент прогрессивного развития — вопрос об исходной точке (инновационном моменте) и ареале общественного прогресса. Где, когда и, почему складываются такие моменты в общественном развитии, которые можно расценить как прогрессивные инновации, как они расширяются и распространяются в мире? Можно ли сказать, что прогресс охватывает все общество в целом, или же, наоборот, он проявляется лишь в ограниченном социальном пространстве? Ведь даже в наше время, когда рыночные отношения, казалось бы, стали господствующими в мире, разные страны стоят на разных ступенях экономического развития, т.к. здесь есть свой авангард (пресловутая семерка) и свои аутсайдеры. Словом, вопрос о социальном прогрессе действительно имеет важное теоретическое и практическое значение.

Понятие «прогресс» дополняется противоположной категорией — понятием «регресс», обозначающим упадок, гибель, разложение, попятное движение от высшего к низшему, деградацию и т.д. Регресс может быть присущ как отдельному индивиду (распад личности, старение, смерть), так и отдельным сферам общественной жизни (например, хозяйственной деятельности, политике, нравственности и т.д.), он может охватывать отдельные города или государства и поражать целые формации и цивилизации. Иначе говоря, любые отдельно взятые социальные структуры, включая даже формации в целом, имеют как прогрессивную, так и регрессивную, нисходящую ветвь развития. Регресс, как и прогресс, может осуществляться медленно, плавно, занимая большие исторические интервалы, а может иметь и быстрый, взрывной, обвальный характер, резко меняя судьбы людей в рамках даже одного поколения.

Регресс, поражая отдельные социальные структуры, не может быть распространен на общество в целом, т.к. в своем общем движении, несмотря на все зигзаги, упадки и разрушительные моменты, общество продолжает развиваться по восходящей линии. Никакое идеальное (утопическое) состояние общества не может выступать в качестве какой-то финальной цели, т.к. это означало бы конец развития. Просто общество должно иметь свое будущее, простор для бесконечного совершенствования своей организации. Опираясь на опыт хотя бы последнего тысячелетия, можно сказать, что, несмотря ни на какие катаклизмы, общество продолжало ускоренно развиваться по восходящей линии и нет никаких оснований сомневаться в том, что эта линия развития сохранится и в следующем тысячелетии.

Так как вопрос о прогрессе и регрессе тесно переплетается с политическими идеалами, очень часто одни и те же социальные явления оценивались прямо противоположным образом. Так, коммунисты считали капиталистическое общество уже вошедшим в стадию регресса и упадка, а социализм — прогрессирующей формацией настоящего и будущего. Западные же ученые-политологи и социологи придерживались прямо противоположной точки зрения, полагая, что капитализм (или рыночное общество) толь­ко набирает темпы развития, а социализм (общество плановой экономики) — это всего лишь тупиковая ветвь общественного развития. Таким образом, теоретические оценки одних и тех же общественных явлений с точки зрения сочетания прогресса и регресса могут быть прямо противоположными, придавая рассматриваемым категориям скорее гносеологический (или методологический) характер и порождая скепсис в отношении их онтологического содержания.

Однако если мы отойдем от современности и обратимся к истории, т.е. к устоявшемуся историческому материалу, то без труда сможем заметить как проявление регресса, так и прогресса в самой объективной действительности, из сочетания которых и складывается общественное развитие. Следовательно, прогресс всегда относителен, конкретен. Диалектика прогресса такова, что каждый этап в реализации возможностей, расширяя их диапазон в одних направлениях, закрывает возможности в других.

В содержание прогресса входит вопрос и о формах прогрессивного развития. Выделяются линейная, веерная, волновая, спиралеобразная формы. Преимущество последней в том, что эта форма отражает противоречивость прогресса, в ней осуществлен синтез. В спирали есть линейность, совмещенная с круговым движением, поступательность движения вперед и одновременно назад, прогресс и регресс. И все это при общем преобладании прогресса.

^ Эволюция и революция как формы социального прогресса

Как же происходит развитие человеческого общества? Каким образом происходит переход от одной ступени человеческой истории к другой? Существует два основных пути изменений — эволюция и революция. Эволюция происходит от латинского слова «развертывание» — это медленные, постоянные изменения предшествовавшего состояния. Революция (от лат. revolutio — переворот) — качественное преобразование общественной жизни, спо­соб прогрессивного социального развития, переходный этап от одного уровня развития к другому. На первый взгляд революция отличается от эволюции только темпом изменений. Однако в философии существует точка зрения о взаимосвязи этих двух явлений: нарастание количественных изменений в развитии (эволюция) в конце концов, приводит к качественному изменению (революция).

В этом отношении к эволюционному пути в общественном развитии близко понятие реформа. Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры. Реформы в марксизме противопоставлялись политической революции, как активному политическому действию народных масс, ведущему к переходу руководства обществом в руки нового класса. При этом более радикальным и прогрессивным путем преобразования в марксизме всегда признавались революции, а реформы рассматривались как половинчатые, мучительные для народных масс, преобразования, которые в большинстве были якобы обусловлены потенциальной угрозой революции. Революции неизбежны и закономерны в обществе, где не проводятся своевременные реформы.

Однако политические революции, как правило, ведут к большим социальным потрясениям и жертвам. Часть ученых вообще отказывали революциям в возможности созидательной деятельности. Так, один из историков XIX века сравнивал Великую французскую революцию с молотом, который лишь разбил старые глиняные формы, открыв миру уже отлитый колокол нового общественного строя. Т.е., по его мнению, новый общественный строй родился в ходе эволюционных преобразований, а революция лишь смела преграды для него,

С другой стороны, история знает реформы, которые приводили к коренным преобразованиям в обществе. Ф. Энгельс, например, называл «революцией сверху» реформы Бисмарка в Германии. «Революцией сверху» можно считать и реформы конца 80 — начала 90-х гг. XX века, приведшие к изменению существующего. строя в нашей стране.

Современные российские ученые признали равнозначность реформ и революций. При этом появилась критика революций, как крайне неэффективного, кровавого, изобилующего многочисленными издержками и приводящего к диктатуре пути. Более того, великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе».

И реформы и революции лечат уже запущенную болезнь (первые — терапевтическими методами, вторые хирургическим вмешательством. Поэтому необходимы постоянные инновации — как разовое однократное улучшение, связанное с повышением приспособляемости общества к меняющимся условиям. В этом смысле инновация похожа на профилактику возникновения болезни (т.е. социального противоречия). Инновации в этом отношении относятся к эволюционному пути развития.

Данная точка зрения исходит из возможностей альтернативности общественного развития. Ни революционный, ни эволюционный путь развития не может быть принят как единственно закономерный.

^ Объективные и субъективные факторы развития общества

Эволюционное и революционное развитие общества обусловлено, прежде всего, его спецификой, а именно, развернутой в пространстве и развивающейся во времени сферой бытия человека, общество — среда и продукт жизнедеятельности людей. Все виды общественных отношений тесно взаимосвязаны. Научное изучение общества весьма затруднено. В отличие от, например, математических наук, где объектом изучения выступают неизменные и независящие от ученого элементы, в общественных науках объектом изучения выступает общество, состоящее из отдельных людей. Человек, в отличие от природных объектов, обладает свободой воли, его поступки часто иррациональны и непредсказуемы. Так могут ли вообще существовать в обществе законы, как объективные, необходимые, повторяющиеся, общие и устойчивые связи между явлениями?

Принято выделять законы динамические и статистические. Например, в физике закон сохранения и превращения энергии будет действовать всегда, при любых условиях. Такие законы, проявляющиеся во всей своей полноте в каждом конкретном случае, называются динамическими. В обществе же действуют статистические законы. Здесь каждый отдельный случай может не совпадать со статистическим законом. Но чем больше таких явлений и случаев, тем четче проступает объединяющий их закон, имеющий форму тенденции. Эти законы-тенденции можно проследить на примере факторов, определяющих развитие общества. Данные факторы определяют основные на правления развития общества, ускоряя «ли замедляя его совершенствование.

^ Объективными факторами развития общества являются такие факторы, которые напрямую не зависят от воли и сознательной деятельности людей и социальных групп. Ведущим объективным фактором в развитии общества является природа. Природные условия давали толчок к развитию той или иной цивилизации. Так, древнейшие цивилизации возникли на берегах великих рек (их так и называют — «речные цивилизации»). Наличие гор или плодородных равнин, климатические условия, способствующие возникновению определенной флоры и фауны, удобные морские бухты — все это непосредственно отражается в самых существенных чертах общества. При этом природный фактор может способствовать быстрому развитию общества, или стагнации (застою) в развитии или гибели той или иной цивилизации.

Так удобные бухты, выгодное географическое положение способствовали расцвету критской цивилизации, господствовавшей когда-то в Эгейском море. Но природные катаклизмы (землетрясение и наводнение) позже способствовали упадку и гибели этой цивилизации. В благоприятных условиях тропиков, где нет стимулов к совершенствованию средств производства, до настоящего времени можно встретить первобытные общества, охотников и собирателей, как бы остановившиеся в своем развитии.

С природным фактором тесно связано развитие технологии обеспечения жизненных потребностей человека. В благоприятных условиях тропиков охота и собирательство (присваивающий тип хозяйствования) удовлетворяют основные потребности человека. Однако изменение условий (перенаселение, изменение климата, а затем флоры и фауны и т.д.) приводит к необходимости поиска новых технологий. Появляется земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Новые формы обеспечения жизнедеятельности требуют усложнения организации общества, совершенствования культуры. Появление первых государств некоторые ученые связывают с переходом к земледелию и необходимостью проведения массовых ирригационных работ, например, в долине Нила.

Технологический фактор может способствовать быстрому развитию общества, но может и замедлять его развитие. В древние времена любой сбой в технологии производства приводил к голоду и к повышению смертности. С другой стороны, совершенствование технологии производства может привести к перенаселению. Так с проблемой демографического роста Китай столкнулся еще в средние века, когда появилась технология выращивания в год нескольких урожаев риса. Достаточное количество риса привело к падению смертности, повышению рождаемости и к перенаселению страны. Такое перенаселение грозит теперь всей планете. Таким образом, природный фактор оказывает воздействие на технологический, а затем на демографический показатели. Но и сама природа испытывает влияние развития технологий производства и демографического кризиса. Это можно назвать фактором взаимодействия между природной и социокультурной организацией общества. Однако деятельность человека может смягчать или нейтрализовать действие объективных природных факторов.

^ Субъективными факторами развития общества являются факторы, зависящие от воли, интереса и сознательной деятельности человека и различных социальных групп. Первый наиболее значимый субъективный фактор — народные массы. Под ними можно понимать социальные общности, сложившиеся на определенной территории, члены которой имеют единую культуру, традиции и обычаи. Народные массы создают материальные и культурные ценности, борются за улучшение жизни, за утверждение и практическую реализацию прав человека. Народные массы — движущая сила любой революции. Именно народ защищает свою Родину в борьбе против захватчиков.

Однако понятие «народные массы» неоднозначно. Ряд исследователей считает, что народ — это трудящиеся, составляющие основную массу. Другие считают, что народ — это прогрессивные силы общества, выражающие интересы поступательного движения. Ряд исследователей обращают внимание на необходимость различения понятий «народ» и «масса» (группа людей, не связанных друг с другом). А что такое толпа — «масса» или «народ»?

Народные массы, несомненно, играют определяющую, а подчас и решающую роль в обществе. Однако всегда ли их деятельность прогрессивна? Ряд исследователей обращает внимание на то, что для народа характерна традиционность и консервативность, боязнь любых, даже прогрессивных изменений. Под влиянием демагогических призывов народ может временно поддержать таких одиозных личностей, как например, Сталин, Гитлер и т.п.

Для нормальной жизнедеятельности народа важно наличие в его среде особых слоев — элиты (от фр. лучшее, отборное). Элита — это наиболее активные люди, пользующиеся в обществе престижем, высоким статусом, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности. Ведь массы, большинство могут управлять, добиваться осуществления своих стремлений, не иначе, как выделив из своей среды властвующее меньшинство — элиту.

Роль элиты в разные исторические эпохи могут играть различные социальные группы, общественные объединения во главе с историческими личностями. Рассмотрим их роль в развитии общества.

Социальные группы наряду с народом являются субъективным фактором развития общества. Эти группы могут выделяться по различным признакам — возрастному (молодежь), половому (женщины), профессиональному (ученые), этническому, религиозному (христиане, мусульмане) и т.д. Наибольшую роль в историческом процессе сыграли классы, сословия и нации. Например, рыцарское сословие в средневековье способствовало становлению европейского общества, защите его от врагов и, одновременно, выступало притеснителем крестьян. Большую роль в событиях XX века сыграл рабочий класс. Стремление наций к объединению способствовало созданию централизованных национальных государств.

У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать, и для защиты которых создают общественные объединения. Так, партия большевиков способствовала установлению диктатуры пролетариата в России. Народники в России в XIX веке способствовали пробуждению революционного движения. Деятельность профсоюза «Солидарность» в Польше привела к падению в этой стране власти коммунистов. «Оранжевая революция» в Украине, Грузии также поддерживалась общественными организациями и определенными социальными группами.

Субъективным фактором развития общества является и деятельность исторических личностей. «Историческая личность» — это понятие, отражающее связь деятельности руководителя, отдельной выдающейся личности с крупными историческими событиями, его влияние на эти события. К их числу мы можем отнести как людей, стоящих у власти (монархи, президенты и т.д.), так и великих ученых и деятелей культуры и искусства. При этом деятельность исторической личности может способствовать как реализации объективных факторов и закономерностей, а также может и уменьшать их влияние. Например, деятельность великого князя Владимира Мономаха (1113—1125 гг.) способствовала приостановлению на некоторое время объективно складывавшейся на Руси феодальной раздробленности. Деятельность исторических личностей оценивается, исходя из исторических реалий, морально-этических ценностей того периода, когда они жили и влияли на развитие общества. Очень часто деятельность исторической личности не может быть оценена однозначно, т.к. сочетает в себе и негативные и положительные стороны.

Таким образом, субъективные факторы развития общества складываются из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий общественных и политических партий, и деятельности народных масс в целом. При этом эти факторы могут способствовать и прогрессу и регрессу общества.

Мыслители разных эпох, оценивая влияние различных факторов на развитие общества, часто выделяли в качестве основного то географическую среду (Ш. Монтескье и др.), то «идеи, мнения правят миром» (А. Токвиль, Гегель и др.), то развитие материального производства (К. Маркс, Ростоу и др.). Конечно, в определенные эпохи влияние того или иного фактора может выступать на первый план, но в целом развитие общества определяется взаимодействием всех объективных и субъективных факторов. Важную роль при этом играют потребности человека (биологические, социальные, идеальные), которые побуждают человека к деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: