ТЕОРИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ М. ПОРТЕРА.




 

1991 году Майкл Портер выпустил исследование «Конкурентные преимущества стран» (competitive Advantage of Nations), опубликованное на русском языке в 1993 году под названием «Международная конкуренция». Одной из предпосылок подхода является: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе».

Основной единицей конкуренции является – отрасль – группа конкурентов, соперничающих между собой. Рассматриваются только относительно сложные и индустриальные сегменты. Из анализа исключаются отрасли с высокой зависимостью от природных ресурсов, т.к. такие отрасли не являются основой высокоразвитой экономики и КП-ва в этой группе отраслей легко объясняются с помощью классической теории.

Теория пытается объяснить конкурентные преимущества компании вышеуказанных отраслей. Ясно почему Австралия производить зерновые, Бразилия – кофе. Это природные ресурсы, то есть дешевизна, а следовательно, минимальные издержки. Но как объяснить, почему в Швеции производятся крупные грузовики? Оказывается, раньше нужно было возить ресурсы с северо-востока на юго-запад, а по железной дороге это очень дорого. И Портер утверждает, что таких нюансов и моментов в различных странах очень много.

Эта теория – это модернизация теории сравнительных преимуществ Д. Риккардо, только с учетом современных моментов и проблем. Все предшествующие теории объясняли КП в статике, в эта - В ДИНАМИКЕ.

Портер вводит важное для теории понятие – страна базирования – регион, где сосредоточены основные источники КП (ресурсы, высококвалифицированная РС и пр.пр.пр.)

Ключевой момент теории – стратегия компании – но прежде всего надо выяснить в какой сфере компании будут формировать свои КП-ва.

Таким образом, Портер утверждает, что на выбор стратегии фирмы влияют 2 главных момента:

1. Структура отрасли, в которой действует фирма. На структуру оказывает влияние 5 факторов (сил по Портеру)

1) соперничество уже имеющихся конкурентов между собой (в рез-те снижение цен, доп. расходы).

2) Появление новых конкурентов (снижается потенциал прибыльности в отрасли)

3) Появление товаров заменителей (ограничение цены на свой товар)

4) способность поставщиков торговаться (т.е. рыночная сила поставщиков, в зав-ти от того, сколько их). Вопрос: ПОСЛЕДСТВИЯ!!!!! По презентации

5) способность покупателей торговаться (рыночная сила покупателей, в зав-ти от того, сколько их)

2. Позиции, которую компания занимает в отрасли. Она определяется прежде всего I. специфическим КП-вом:

1) более низкие издержки – помогает снижать цену. Корейские заводы по производству стали и полупроводниковых приборов – используют дешевую рабочую силу, но хорошие технологии, в результате чего снижаю издержки и, следовательно, цену.

2) дифференциация товаров, т.е. предлагать товар либо более высокого качества, либо с особыми потребительскими свойствами, либо предлагать послепродажное обслуживание.

Другим важным фактором, влияющим на положение фирмы в отрасли является II. сфера конкуренции: узкая она или широкая. То есть фирме надо определиться: сколько товаров выпускать, какими пользоваться каналами сбыта, на какой круг покупателей ориентироваться, куда сбывать товар и пр.пр.пр. И понять, конкурировать ли её с другими по широкому профилю, или нацелиться на определенный сектор.

 

    Конкурентное преимущество
Меньшие издержки Дифференциация
Сфера конкуренции Широкая цель 1. Лидерство за счет экономии на издержках 2. Дифференциация
Узкая цель 3. Сосредоточение на издержках 4. Сфокусированная дифференциация

 

Концепция типовых стратегий заключается в том, что каждая стратегия базируется на КП-ве и фирма должна выбрать свою стратегию в зависимости от имеющегося преимущества.

 

1 – производство широкого спектра товаров по сравнительно низкой цене. Компания производит широкий спектр товаров и работает на широком рынке. Достигает успеха за счет низких издержек. Например, корейские судостроительные компании.

2 – производство широкого спектра качественных товаров по сравнительно высокой цене. То есть КП достигаются не за счет низких издержек, а за счет придания товару некоторых новых потребительских свойств. Пример: японские судостроительные компании.

3 – производство стандартных товаров небольшого ассортимента по низкой цене. Пример: китайские компании.

4 – производство эксклюзивных товаров по высокой цене. Пр.: скандинавские судостроители, которые производят специализированные суда (географические ледоколы), Порше, Ягуар, Феррари и пр.

Понятно, что компаниям надо стремиться из 1 во 2, из 3 в 4.

 

Выбор стратегии показывает, какие КП имеет компания!!!!

 

 

Фирмы добиваются КП, если находят новые способы конкуренции в своей отрасли и выходят с ними на рынок, т.е. осуществляют «нововведения » (совершенствования технологии, способов и методов ведения дел).

По Портеру «нововведение » - это новый способ выполнения какой-то операции, поставленный на коммерческую основу, то есть приносящий доход. Причинами нововведений могут являться: новый технологии, новые запросы потребителей, новый сегменты рынка, резкое падение цен, политика правительства.

 

Длительность удержания КП зависит:

- от источника КП. Низкого уровня (дешевая РС или сырье) достаточно быстро могут получить конкуренты (производство бытовой электроники в ЮВА). Или использование эффекта масштаба от применения технологий – при появлении новой технологии, быстро пропадет. Преимущества высокого уровня (патентованная технология, уникальные товары, репутация, бренд и пр.) держатся более длительное время.

- от количества имеющихся у компании явных источников КП.

- от постоянной модернизации производства и других видов деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: