Отличия физики и метафизики




 

физика метафизика
Природа, все предметы, телесность, материальность. Внетелесность, «архе», внепредмтные идеи и понятия.
Опытное знание. Внеопытность, рациональные постулаты.
Узнаётся зрением.   Узнаётся умозрением.
Изучается наукой. Изучается философией.  

 

Раздел 3.

Гносеология

13. Гносеология – философское учение о познании. Возникновение гносеологии как ответ на недостаточность онтологии (откуда мир – на этот вопрос онтология не отвечала). Познание – свойство и характеристика человека, его рефлексирующего сознания: человек всё схватывает, независимо от характера восприятия и воспринимаемого. Специфика философского познания: Открытость, незаканчиваемость, способность проникнуть в мир «сам-по-себе», его законы, цели…, вопрос не о «что» мира, а «как мир есть». Мир – данность сознания, «мир сам-по-себе» + работа человеческого сознания.

Два философских ответа на вопрос «Существует ли мир объективно?» – материализм и идеализм. Примеры философского материализма (Демокрит,, натурфилософия, марксизм) и философского идеализма (Платон, Декарт, Кант, Гегель и др). Философский дуализм. Основные категории гносеологии: субъективное – объективное. Субъект – главная категория гносеологии. Субъектность познания. Следствия субъектности познания: сомнение в возможности адекватного познания мира, печать и отблеск субъективности на любой вещи мира, отождествление вещи с представлением о ней, истина – не вне субъекта, но в нём самом (Декарт), истина – данность сознания.Основные гносеологические вопросы – существует ли истина? Каковы критерии истины?

Задание. Подумать над вопросом: «В какой позиции – материалистической или идеалистической – больше специфически философского размышления?»

 

14. Познание как философская проблема. Познание – основной отличительный признак человека. Характеристики познания: реакция человека на действительность (власть субъекта), превращение действительности в реальность сознания, открытость и бесконечность познавательной деятельности. Формы познания. Обыденное познание (опыт повседневной жизни, здравый смысл, верования, традиции, предания, предчувствия). Игровое познание (деловые, спортивные игры, театр). Мифологическое (роль фантастики, эмоций), художественно-образное (искусство), философское, религиозное, научное.

Уровни познания. Чувственное познание (ощущение,восприятие, чувства внешние (звук, вкус, зрение …), внутренние (воображение, память).Рациональное познание: мышление (рассудок, разум) вего формах (понятия, суждения, умозаключения).ФилософскийсенсуализмТ. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Л. Фейербах). Философский рационализм (Р. ДекарТ, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант, В.М. Гегель и др.).

 

Задание. Пояснить тезис Дж. Беркли: «Esseestpercipi». Пояснить мысль Дж. Беркли: «Признавать что-либо (х) чем-то отличным от мысли – противоречиво, ибо нет смысла говорить о существовании чего-либо, что совершенно немыслимо. Предмет, состоящий из свойств, совершенно нами не мыслимых, есть нечто для нас не существующее».

 

15. «Коперниканский поворот» в гносеологии. И. Кант и его поиски источника познания – эмпиризм или рационализм? Откуда знания: из чувственного опыта или из чистого разума? Невозможность через чувственный опыт выйти в объективный мир. Учение о синтезе чувственных данных по законам пространства и времени. Пространство и время – априорные формы чувственности, условия восприятия внешнего мира, фон познания, субъективная реальность, которой во внешнем мире нет референта. К истине дойти можно только через разум. Его ступень – рассудок с его чистыми априорными понятиями (категориями): причина, следствие, единственное, множественное, возможность, действительность, необходимость, случайность, объективное, субъективное, сущее, сущность.Понятие «вещи-в-себе».Синтезирующая роль разума. Учение о трансцендентальном субъекте как порождающей субъективности: всеобщая способность суждения, синтезирующая роль чувственного опыта и перевод добытого чувствами в субъективное содержание знания, владение априорными суждениями.

Открытие Кантом трансцендентальной философии. Понятие и критерии трансцендентальной философии.

 

Задание. Пояснить слова И. Канта: «Рассудок диктует законы природе». Подумать над вопросами: «Что такое природа – мир вещей и предметов или мир связей и отношений?» «Почему разум в теории Канта называют законодательным?».

 

16. Проблема истины в философии. Многомерность понятия истины. Истина как соответствие объективной реальности. Истина как свойство самосогласованности знания. Истина как конвенция. Истина как опытное подтверждение знания. Истина как полезность знания.

Классическая концепция истины. Корреспондентская концепция истины. Истина – свойство высказываний, суждений или верований. Аристотель: истина как соответствие, согласие интеллекта с вещью. Естественная установка на признание существования объективного мира. Центральные понятия корреспондентской концепции – соответствие, адекватность, воспроизводимость. Трудности, с которыми сталкивается корреспондентская концепция истины (где критерий соответствия?Парадокс лжеца).Разные смыслы понятия «соответствие»: а).Мышление высказывает истину бытия. б). «Бог не может быть обманщиком» (Декарт). в). Истина – соответствие категориям рассудка.

Истина – то, что можно верифицировать или фальсифицировать – логический позитивизм (К. Поппер). П. Фейерабенд: понятие истины зловредно.

Конвенционалистская концепция истины. Истина – не в реальности, а в теоретическом мире, относится к идеализированным объектам. Истина принимается по соглашению.

Когерентная концепция истины. Строится на основе активности рационального мышления человека. Самосогласованность, непротиворечивость знания, сравнение предложений друг с другом.

Прагматическая концепция истины.Возникает на основе активности субъекта в практике. Критерий истины – практическая полезность.

Задание. Подумайте над метафорическим смыслом казни Сократа, который всю собственную жизнь посвятил поискам истины.

Объясните известные суждения: «Я знаю, что я ничего не знаю», «одно и то же – быть и мыслить», «Человек есть мера всех вещей».

Ответьте на вопросы: Существует ли то, что нам не дано в сознании? Что такое вещь (как вещь есть?)? Что такое общество (как есть общество?)?

 

Верно ли утверждение: «Я существую своим сознанием?»

Как характеризует прагматическую концепцию истины следующий пример. В открытом море корабль терпит крушение. Один из пассажиров, постигая эту истину и желая спастись, покидает корабль. Однако он не может доплыть до берега: слишком далеко. Кораблю же на помощь приходит другое судно.

 

Экзаменационные вопросы по философии

 

24. Что такое философия? Философия как мировоззрение: специфические характеристики философского мировоззрения.

25. Философия в системе человеческого знания: специфика философии в её соотношении с наукой, религией искусством.

26. Возникновение философии. Формы дофилософского мировоззрения. Отличие философии от мифологии.

27. Исторические и культурологические условия возникновения философии.

28. Учение Платона о специфике философского знания.

29. Кто такой философ (по диалогу Платона «Пир» или «Федр»)?

30. Учение «досократиков» об «архэ».

31. Функции философии.

32. Рассуждения по поводу тезиса Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Специфика философского невежества.

33. Онтология – учение о бытии. Открытие бытия. Основные онтологические категории.

34. Специфика двух онтологических парадигм. Парменид и Гераклит.

35. Бытие и сущее. Признаки бытия.

36. Онтология и метафизика.

37. Учение о субстанции. Классические и неклассические учения о бытии.

38. Гносеология – философское учение о познании. Познание в философии и науке.

39. Специфика идеалистического и материалистического ответов на вопрос о познаваемости мира.

40. Понятие мира в философии как про-изведения человека.

41. Проблема истины в философии. Основные теории истины.

42. Сенсуализм в гносеологии. Линия Д. Беркли – Дж. Локка – учение о чувственной ступени познания и эмпирическом знании.

43. Рационализм в философии. Линия Платона – Декарта – Канта – Гегеля – учение рациональной ступени познания и теоретическом знании.

44. Учение о социальной реальности. Понятие социальной онтологии. Что такое общество?

45. Этические учения: категорический императив Канта.

46. Философская антропология как учение о человеке. Что такое человек.

 

Литература:

1.Диалоги Платона: «Пир», «Горгий», «Федр», «Федон» (на выбор)

2. Вся литература, которую изучали на семинарских занятиях будет включена в экзаменационные билеты

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: