Административные инструменты нетарифного регулирования




Административное нетарифное, регулирование осуществля­ется при помощи следующих четырех групп инструментов:

1) запреты (эмбарго);

2) количественные инструменты;

3) технические инструменты;

4) монополистические инструменты.

 

1. Запреты (эмбарго) на импорт могут касаться определенных товаров или стран-экспортеров и принимаются правительственными органами страны-импортера на той или иной временной осно­ве. Выделяют следующие виды запретов:

1. временные запреты — например, запрет на импорт го­вядины и птичьего мяса в Россию из стран, где были зарегистрированы соответственно «коровье бешенство» и «птичий грипп»;

2. сезонные запреты — применяются в отношении сельско­хозяйственной продукции, чтобы защитить нацио­нальных производителей от иностранной конкуренции на период созревания и реализации урожая той или иной сельхозкультуры.

3. Полные запреты - это крайняя мера, которая принимается не только на основании решения государства-импортера, но и на основании решений, согласованных на международном уровне, обычно в рамках ООН, т.е. на коллективной основе. Хотя полный запрет (эмбарго) водится по политическим мотивам, последствия, по существу, являются экономическими.

4. Частичные запреты безусловного характера на импорт конкретных товаров, способных причинить ущерб различным сферам жизни государства. Речь идет о запрещении ввоза определенных товаров по соображениям охраны здоровья (наркотики), морали (порнография), защиты растительного и животного мира (импорт слоновой кости, шкур молодых тюленей, пушнины в ЕС). В ряде стран запрещается ввозить товары, попадающие под ограничения религиозных законов (свинину, алкогольные напитки в Саудовской Аравии, Пакистане).

5. Условные запреты, к которым прибегают в случае несоблюдения поставщиком продукции установленных правил и норм. В частности, несоблюдение экспортером санитарно-гигиенических и других связанных с качеством и стандартизацией требований (действующий в России запрет на импорт британской говядины и финского яйца).

6. Завуалированным запретам можно отнести ограничения по заходу иностранных судов во внутренние воды или по продаже импортных товаров в розничной сети страны. Так, законодательство США о торговом флоте требует, чтобы все перевозки в прибрежной внутренней торговле осуществлялись судами, построенными в США. В результате, хотя и нет запрета на ввоз иностранных судов в США, фактически их использование во внутренних водах не допускается.

 

2. Меры количественного контроля заключаются, прежде все­го, в квотировании и лицензировании импортных и экспорт­ных операций.

Количественные ограничения — квотирование и лицензи­рование являются традиционными нетарифными методами регулирования импорта и экспорта.

Их цель — ог­раничить импорт или экспорт любого конкретного товара либо во все источники, либо в конкретные страны. Эти меры часто связаны между собой, посколь­ку лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания.

Лицензирование — это введение специальных разрешений (лицензий) на импорт и экспорт, которые выдаются по усмот­рению соответствующих властей или на основе каких-либо кон­кретных критериев.

Лицензиро­вание толкуется в мировой практике как временная мера, ко­торая осуществляется на основе строгого контроля в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта.

Объективным обстоятельством, побуждающим, к лицензиро­ванию внешнеторговых операций, является необходимость рационального использования иностранной валюты. Тем са­мым достигается выравнивание внешнеторгового и платежно­го балансов. В случае отсутствия таможенных пошлин или их неэффективного воздействия прибегают именно к лицензиро­ванию с целью защиты внутреннего рынка, для выторговывания встречных уступок и с целью осуществления дискримина­ционных действий. При этом особо подчеркнем что, явля­ясь временной мерой, лицензирование не требует пересмотра ранее заключенных межгосударственных торговых согла­шений.

Существуют две формы лицензирования:

- автоматическое;

- неавтоматическое.

Автоматическое лицензирование имеет ту особенность, что импортер (экспортер), подавая заявку на получение разрешения на импорт (экспорт), автоматически получает разрешение на ввоз (вывоз) товара при условии, что он не получил официального отказа.

Автоматическое лицензирование импорта применяется с соблюдением следующих условий:

а) процедуры автоматического лицензирования импорта не должны применяться способом, ограничивающим импорт, подлежащий автоматическому лицензированию;

б) автоматическое импортное лицензирование может сохраняться до тех пор, пока преобладают обстоятельства, вызвавшие его введение, и лежащие в его основе административные цели не могут быть достигнуты более подходящим способом.

При автоматическом лицензировании сохраняется право государства в любой момент заменить либеральный режим более жестким. Тем не менее автоматическое лицензирование является более предпочтительным видом ограничительной политики, поэтому в ГАТТ принято решение, призывающее страны-участницы, практикующие количественные ограничения, по возможности переходить на этот вид лицензирования.

Поскольку при автоматическом лицензировании одобрение заявления дается во всех случаях (при соблюдении указанных выше условий), т.е. лицензия выдается всем лицам, которые обратились с просьбой о ее выдаче, такая процедура лицензирования представляет собой заявительный порядок выдачи лицензий. В противоположность ему существует разрешительный порядок выдачи лицензий. Разрешительные лицензии выдаются в зависимости от решения соответствующего государственного органа (иными словами, в выдаче лицензии может быть и отказано). Это процедура неавтоматического лицензирования.

Неавтоматическое лицензирование (лицензирование) - разрешительный порядок ввоза или вывоза товара после получения специального (письменного, в виде специального документа) разрешения уполномоченного государственного органа.

Лицензирование в международной торговле отличается большой гибкостью и разнообразием. В настоящее время наиболее часто применяются следующие виды лицензий:

- генеральная,

- индивидуальная.

Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение всего времени действия лицензии.

Генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары:

а) либо из определенных, перечисленных в ней стран;

б) либо из любых стран. В этом случае она называется глобальной, или открытой, генеральной лицензией.

В связи с тем, что в настоящее время по генеральной лицензии разрешается ввоз (вывоз) большого числа товаров, перечисление их превратило бы ее в громоздкий документ. Поэтому избран другой путь: при необходимости, в генеральной лицензии указываются лишь те товары данной группы, ввоз или вывоз которых запрещен. Одновременно указывается, что все другие товары могут свободно импортироваться (экспортироваться) на основе генеральной лицензии.

Генеральные лицензии и относящиеся к ним списки товаров публикуются в официальных изданиях.

Индивидуальная (разовая) лицензия - это разовое разрешение на одну торговую операцию (экспорт или импорт товара) с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но по одной и той же товарной группе).

Она выдается компетентным органом государственной власти, контролирующим внешнюю торговлю, по заявлению национальной фирмы-экспортера или импортера. Лицензия является именной, т.е. ее нельзя передавать другому экспортеру или импортеру.

Индивидуальная лицензия регламентирует все важнейшие стороны внешнеторговой сделки. В ней указывается:

- количество;

- стоимость товара, разрешенного к импорту (экспорту);

- страна происхождения товара;

- фирма-экспортер (импортер);

- срок действия лицензии.

Разовая лицензия выдается на закупку товаров, включенных в список импортного контроля, или товаров, происходящих из стран, торговля с которыми контролируется. Индивидуальная лицензия является очень жесткой формой количественных ограничений. Часто к тому же предоставление лицензии обусловлено получением валютных разрешений.

Формой разового индивидуального разрешения является лицензия, выдаваемая по выбору лицензирующего государственного органа, так называемая дискретная лицензия.

В отдельных случаях встречаются открытые индивидуальные лицензии. Их отличие от обычных состоит в том, что получившая такую лицензию фирма может ввозить указанный в ней товар без ограничения количества.

При выдаче лицензий национальные компетентные органы используют следующие методы:

1. Аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе. Государство предоставляет лицензию компании, предложив­шей за нее наибольшую цену, что считается наиболее эконо­мически эффективным и способным принести доходы госу­дарственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар.

2. Система явных предпочтений — правительство без каких-либо предварительных заявок и переговоров предоставляет им­портные лицензии наиболее авторитетным компаниям в объе­ме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта до введения ограничений. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить им­порт из-за введения ограничений.

3. Затратный метод — лицензии получают компании, име­ющие большее количество производственных мощностей и других ресурсов.

Лицензирование в целом выполняет две функции:

- сокращение доступа иностранных товаров на внутренний рынок (или вывоза товаров за границу);

- облегчение контроля за движением товаров через таможенную границу без ограничения количества ввозимых или вывозимых товаров.

В первом случае экономический результат лицензирования практически мало отличается от установления квот (квотирования). На практике лицензирование часто применяется одновременно с количественными ограничениями и является инструментом, обеспечивающим соблюдение экспортных и импортных квот (лицензии выдаются, пока объем квот не будет реализован). Функцию ограничения ввоза или вывоза может выполнять только разрешительная лицензия.

Во втором случае целью процедуры лицензирования является усиление контроля государства за ходом торговли. Такой контроль может выражаться в виде ограничения числа лиц, занятых внешнеторговыми операциями. Он сопровождается применением разрешительных генеральных, реже разовых лицензий. Либо речь может идти о стремлении государства к получению более полной информации о предприятиях, осуществляющих внешнеторговые операции с тем или иным товаром, и размерах оборота. В данном случае применяется заявительная форма лицензирования. Такое лицензирование часто называют мониторингом.

Квоты (контингенты) - это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу (вывозу) товара в течение определенного времени (например, года или квартала).

Введение квот сопровождается ограничением предложения на внутреннем рынке и вызывает повышение цен на товары.

В торгово-политической практике используются следующие виды квот (контингентов):

1. Глобальные квоты (глобальные контингенты) устанавливают размер общего импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал).

Это наиболее распространенный метод современного контингентирования: на его долю приходится 2/3 всех случаев в мировой практике. В этом случае величина допускаемого квотой импорта не разбивается по странам - глобальный контингент ограничивает лишь общее количество товара, разрешенного в ввозу и оставляет за импортером право выбора страны, в которой производятся закупки в счет контингента. То же самое относится и к контингентированию экспорта.

2. Индивидуальные квоты представляют собой контингент (общее количество разрешенных к импорту товаров), распределенный по странам-поставщикам.

По способу формирования выделяют следующие виды индивидуальных квот:

- пропорциональные квоты - индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте за прошлый (базовый) период;

- двусторонние квоты на договорной основе - предпочтение отдается тем странам, которые берут на себя встречные торгово-политические обязательства по импорту товаров. Такие обязательства обычно закрепляются соответствующими двусторонними соглашениями;

- избирательные квоты - ограничение поставки товаров из какой-либо страны или группы стран при свободных закупках из остальных регионов, либо предпочтение отдается так называемым традиционным поставщикам, в пользу которых выделяется большая часть квоты.

Необходимо отметить, что механизм распределения контингентов по странам превращает индивидуальную квоту в инструмент дискриминационной политики, закрывающей дорогу на рынки данной страны большинству экспортеров, заинтересованных в вывозе контингентируемого товара.

3. Тарифные квоты (тарифные контингенты) - это разрешение на ввоз в страну определенного количества товаров по сниженным пошлинам или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.

Тарифный контингент - это симбиоз количественных ограничений и таможенно-тарифной политики. Обычно он применяется по отношению к сырьевым товарам, в импорте которых по возможно более низким ценам заинтересованы национальные производители. При этом предполагается, что данный товар производится внутри, но в количествах, недостаточных для покрытия внутреннего спроса.

4. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года - в период пика производства внутри страны.

Они распространяются, как правило, на сельскохозяйственные товары. Суть их состоит в том, чтобы закрыть дорогу импортным товарам в сезон (во время созревания урожая) и предоставить право на ввоз в межсезонье. Цель этих квот - обеспечить рынками сбыта национальных производителей.

Ограничение импорта без учета временного периода представляет собой неконкретизированные квоты.

5. Процентные квоты - установление импортных квот в процентах от величины экспорта.

Квоты могут исчисляться также в процентах от величины закупок данного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производства. Возможно установление квот на товары, импорт которых контролируется по соображениям здравоохранения, безопасности, защиты окружающей среды.

Добровольное ограничение (самоограничение) экспорта (ДОЭ) - соглашение, в соответствии с которым экспортер ограничивает свой экспорт "добровольно", чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера.

Его особенность состоит в нетрадиционной технике осуществления количественного ограничения импорта. Торговый барьер, защищающий страну-импортера, устанавливается не на ее границе, а на границе страны-экспортера. Он реализуется через неофициальное соглашение (под угрозой применения со стороны страны-импортера более жестких мер) об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокращения объемов ежегодного прироста или установления минимальных цен.

ДОЭ является временной мерой, позволяющей национальной промышленности страны-импортера приспособиться к меняющейся структуре международной конкуренции. Однако, практика применения, в ряде случаев получившая долгосрочный характер (например, в торговле текстилем), свидетельствует о его протекционистской ориентации.

Хотя формально установление ДОЭ является результатом согласованных действий стран торговых партнеров фактически это вид нетарифных барьеров, навязываемый страной-импортером под угрозой применения более жестких мер. В зависимости от того, в какой форме выражается эта "угроза", и в какой форме государство принимает участие в заключение соглашения о ДОЭ, различают три группы добровольных самоограничений (согласно классификации ЮНКТАД).

К первой группе относятся ДОЭ, применяемые в результате соглашения между объединениями промышленников заинтересованных отраслей импортирующих и экспортирующих стран, при завуалированной поддержке правительств. Эти соглашения заключаются на отраслевом уровне.

Ко второй группе - ограничения, установленные путем прямых межправительственных переговоров, но осуществляемые также по соглашению между экспортерами и импортерами.

Третью группу составляют ограничения, устанавливаемые в соответствии с межправительственными соглашениями, предусматривающими контроль правительств в странах-экспортерах за исполнением условий соглашений, в частности, за соблюдением обязательств в отношении объемов и уровня цен.

Опасность добровольного самоограничения определяется еще и следующими его отличительными чертами:

1. его сложнее поставить под международный контроль, чем любой другой торговый барьер;

2. применение такого ограничения связано с повышением уровня монополизации, что косвенно поддерживается правительством. В результате стирается грань между использованием протекционистских торгово-политических средств и ограничительной деловой практикой;

3. ДОЭ свойственна избирательность. Такое ограничение распространяется не на всех, а на определенную группу поставщиков, причем нередко наблюдается различие в степени регламентации;

4. к добровольному самоограничению прибегают в случаях, когда нет достаточных оснований для применения других торгово-политических инструментов регулирования.

Существуют как двусторонние, так и многосторонние соглашения этого типа.

3. Технические меры - это государственные меры контроля качества, безопасности или характеристик товаров, включая применяемые административные условия, терминологию, символы, проверку и методы проверки, требования к упаковке, маркировке и этикеткам, которые могут быть использованы как средство ограничения доступа тех или иных товаров на внутренний рынок страны.

Такого рода ограничения внешнеторгового оборота могут действовать как на границе, так и внутри страны назначения товара. Они или вообще закрывают дорогу иностранному товару на внутренний рынок данной страны, или значительно поднимают его цену в результате необходимости существенной переработки или доработки. В отличие от других средств внешнеторговой политики, эта группа барьеров возникла в значительной своей части не как ее инструмент, а как объективная необходимость, вызванная потребностями массового производства, соображениями безопасности или здравоохранения.

С точки зрения своей юридической формы технические барьеры существуют в различных формах.

Во-первых, в виде соответствующих законодательных актов данной страны, которые имеют универсальный характер и применяются к данному товару в целом, когда он реализуется на территории страны, независимо от того, произведен он внутри страны или был импортирован. Например, требования к содержанию вредных веществ в продуктах питания.

Во-вторых, технические барьеры существуют в виде нормативных актов в рамках действующего таможенного законодательства, принятых во исполнение соответствующих нормативных актов общего характера.

В-третьих, технические барьеры и ограничения вытекают из участия страны в международных соглашениях. Например, соглашения о защите озонового слоя, о торговле промышленными отходами. Число таких соглашений и число стран-участниц их быстро увеличивается.

Часто в протекциониских целях используются следующие виды технических барьеров:

1. Технические условия, т.е. фактически сложившиеся технические параметры, которым должна соответствовать продукция. Их возникновение обусловлено тем, что в течение продолжительного исторического периода на базе национальных хозяйственных комплексов сформировались национальные системы стандартов. Преодолеваются такие препятствия созданием международных стандартов, заключением в рамках ГАТТ специального соглашения, так называемого Кодекса по стандартам.

2. С пециальные требования к маркировке и упаковке товаров. Требования к маркировке, состоят в том, что она должна содержать информацию о стране происхождения товара, его весе, специальные обозначения для опасных веществ и т.п. Этикетка должна содержать информацию для потребителя (на национальном языке) с указанием состава или пищевой ценности продукта. Существуют также специальные требования к упаковке (материалу, способу упаковки ), требования к информации о продукте (перечень компонентов, советы по использованию и хранению).

3. Обязательная инспекция применяется к товарам, которые могут создавать опасность распространения заболеваний людей и животных, загрязнения окружающей среды и других неблагоприятных последствий. В большинстве стран действуют специфические санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы и правила. Они призваны регулировать импорт сельскохозяйственных продуктов, животных и растений, пищевых товаров, парфюмерии и т.д. Соответствие импортируемых товаров установленным нормам и правилам проверяется в специальных таможенных лабораториях. Во многих государствах в отношении живых животных и растений, ввозимых из других стран, требуется обязательное помещение их на определенный срок в карантин.

4. Запрет на ввоз продукции, которая не соответствует тем или иным техническим требованиям, например, национальным стандартам безопасности. Речь может идти о запрете или ограничении импорта сырьевых товаров и материалов, загрязняющих окружающую среду (химических товаров, ядохимикатов, каменного угля и нефти с высоким содержанием серы).

Установление в большинстве стран Западной Европы с 1992 года жестких норм допустимого уровня шума для самолетов и грузового транспорта, состава выхлопных газов для автомобилей, обязательности оснащения нефтеналивных танкеров двойным дном и приемно-разгрузочными устройствами, гарантирующими от попадания нефти в воду и др., стало барьером на пути импорта промышленного оборудования, транспортных средств и других видов продукции, эксплуатация которых ведет к загрязнению атмосферы и окружающей природы.

Импорт же некоторых товаров может быть разрешен лишь при условии получения специального разрешения на ввоз.

5. Предотгрузочная инспекция (инспекция предприятий-поставщиков) заключается в принудительном контроле качества, количества и цены товаров до их отгрузки из страны-экспортера, осуществляемом фирмой инспектором по поручению страны-импортера. Это довольно жесткая форма ограничений, поскольку разрешается ввозить лишь продукцию, произведенную на предприятиях, успешно прошедших процедуру специальной инспекции. Данная инспекция должна подтвердить: условия производства таковы, что предприятие действительно может обеспечить требуемое качество товара.

Эта группа технических мер эффективно действует в отношении электротехнической продукции, разного рода оборудования и химических товаров. Как правило, пропуск этих товаров через границу требует проведения дорогостоящих инспекций, экспертиз и т.п., т.е. товар до его отправки в страну назначения должен получить своего рода "техническую визу". Предварительная экспертиза связана также с выездом экспертов страны-импортера на предприятия страны-экспортера за счет поставщика товара. На практике это часто означает, что экспортер вынужден знакомить экспертов с технологией производства.

В ряде случаев применение указанных мер обусловлено поступлением некачественного товара, и страна-импортер стремится предотвратить это в будущем.

Ценовой же контроль направлен на то, чтобы избежать занижения или завышения цены в целях соответственно уклонения от уплаты пошлин или перевода иностранной валюты за рубеж.

6. Специальные таможенные формальности, заключающиеся в требовании предоставлять более подробную информацию, чем содержащаяся в таможенной декларации, требование использовать определенные пункты пропуска и т.д.

Главная черта всех технических мер - это то, что они официально применяются не как средство ограничения импорта, а для обеспечения целостности национальной системы стандартизации и безопасности использования товаров. В то же время зачастую крайне сложно провести четкую грань между необходимыми мерами в области стандартизации и использованием национальных технических норм и требований в качестве протекционистского инструмента. Например, может происходить постепенное ужесточение или изменение технических требований каждый раз, когда усиливается конкуренция со стороны иностранных товаров. Важным обстоятельством является то, что решение о принятии ограничительных мер почти всегда находится в полной компетенции соответствующих властей страны-импортера и по своему характеру может быть субъективным. При этом несмотря ни на что невозможно оспорить право государств на применение технических стандартов, правил и норм безопасности.

 

4. Монополистические меры - регулирующие мероприятия, которые предоставляют исключительные права определенной группе хозяйствующих субъектов.

Основные виды монополистических мер:

- государственная монополия на импорт определенных товаров;

- принудительное обслуживание национальными предприятиями.

Государственное регулирование внешней торговли охватывает, как правило, импортные операции и фактически представляет собой количественное ограничение импорта. Решение о закупке товара, на который распространена государственная монополия, соответствует выделению квоты на импорт. Регулирование экспорта, как правило, ограничено продукцией военного производства (вооружение, военные материалы, специальное оборудование, ядерное топливо) или двойного назначения (могущей быть использованной как в военном, так и в гражданском производстве). В ряде развивающихся стран, занимающих ведущее положение на отдельных товарных рынках, государство осуществляет контроль за экспортом данного вида продукции.

В определенных случаях монопольное право осуществлять экспортно-импортные операции может предоставляться и предприятиям частного сектора.

Государственному регулированию может подвергаться и сфера обслуживания внешнеэкономических связей, в частности, когда хозяйствующие субъекты имеют право пользоваться только услугами национальных страховых и транспортных компаний, в лице которых в ряде стран выступают национальные государственные фирмы.

В России монополизирована торговля такими видами продукции, на использование которых требуется специальное разрешение. Это - вооружение, боеприпасы, военная техника, специальные материалы и оборудование для их производства, ракетно-космические комплексы, ракетное топливо, уран и другие делящиеся материалы, рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов, яды и наркотические вещества, сильнодействующие лекарственные средства, результаты научных исследований по совершенствованию вооружений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: