ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ




Тема 1. «Планирование как основа методической деятельности педагогов начальной школы» (2 часа)

Тип урока: комбинированный (сообщение и применение новых знаний).

Цель: содействиеосознанию обучающимися необходимости планирования методической работы учителей начальной школы.

 

Задачи: 1. Познакомить студентов с основами планирования методической работы учителей начальной школы.

2. Развивать умение выделять основные аспекты методической работы заместителя директора по начальному общему образованию / руководителя методического объединения учителей начальной школы.

3. Воспитывать профессионально значимые качества: умение вступать в диалог, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, распределять обязанности в группе и др.

 

Оборудование:

· Раздаточный материал по кол-ву студентов.

 

Основные методические приемы:

· Мозговой штурм.

· Работа в группах по моделированию заседания МО учителей начальной школы.

 

Литература:

1. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе [Текст] / Т.Н. Макарова // Завуч, 2002, №2. - С. 34-40

Структура урока:

I часть: приветствие, отметка присутствующих на уроке.

- На прошлом занятии мы знакомились с путями повышения профессионального мастерства учителя. Сегодня наша задача рассмотреть организацию методической работы учителей начальной школы.

Стадия «ВЫЗОВА»

- Как Вы думаете, что такое план?

(Мозговой штурм – запись на доске)

Стадия «СОДЕРЖАНИЯ». Лекция по теме учебного занятия:

1. Сущность планирования и виды планов.

2. Цель и задачи планирования.

3. Структура плана. Требования к составлению плана.

Практическая работа в группах: моделирование подготовки заседания МО учителей начальной школы по алгоритму:

- Сформулируйте тему заседания МО учителей начальной школы.

- Сформулируйте цель проведения заседания.

- Определите форму проведения МО.

- Распределите вопросы, которые будут рассматриваться на заседании, и кто их будет готовить.

Стадия «РЕФЛЕКСИИ». - Продолжите предложение «Сегодня на уроке для меня было новым - …»

 

Д./з. Подготовиться в деловой игре «Методическое заседание учителей начальной школы».

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ

1. Сущность планирования и виды планов.

 

Планирование в значительной мере предопределяет результат методической работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений в организации методической работы.

К сожалению, к плану нередко относятся формально, а процесс планирования ограничивается рамками написания плана и поэтому не может быть ориентиром к деятельности.

Что же такое план? Какие бывают виды планирования?

Планирование - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Планирование методической работы - определение системы мер и мероприятий, направленных на реализацию целей образовательного учреждения (района), совершенствование уровня профессионализма педагогов и руководителей учреждения образования, предусматривающее порядок, сроки и ответственных за определенные виды деятельности.

Классификация планов

По охвату содержания:

Комплексный (общий) – планируется методическая деятельность во всех ее направлениях и видах;

Тематический – подробно планируется одно направление или вид деятельности (например, план работы с начинающими педагогами);

Предметный (конкретный) – планируется одно конкретное мероприятие (план проведения семинара, деловой игры и т.д.)

По длительности планирования:

Долгосрочный (перспективный) – от 3 до 5 лет – наименее конкретный вид плана

Среднесрочный 1-3 года – самый распространенныйгодовой план методической работы

Краткосрочный план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий период времени (четверть, месяц). Такие планы содержат конкретную деятельность по подготовке текущего мероприятия;

Оперативный планируются самые ближайшие действия (на день, на неделю).

В зависимости от субъекта планирования план бывает:

Индивидуальный план работы педагога (руководителя, методиста и т.д.);

Коллективный – к планированию привлекается весь педагогический коллектив учреждения образования (методический актив района). Одно из самых распространенных противоречий в организации методической работы – это несоответствие между теми, кто планирует, и теми, кто будет участвовать в реализации плана. Поэтому, планирование должно носить коллективный характер.

 

2. Цель и задачи планирования.

 

Цель методической работы – это прогнозируемый результат, который соответствует потребностям и возможностям педагогического коллектива, определен по времени и задан конкретно. Любая цель должна соответствовать критериям достижимости, конкретности и измеримости (диагностируемости).

Если цель реальна, она вызывает у педагогов активность, мотивирует, побуждает к деятельности.

Критерии планирования:

1. Положение о методическом объединении начальных классов (утв. руководителем УО): общее положение, цель МР, основные задачи направления в содержании деятельности МО, формы работы, документация МО, права МО.

2. Анализ работы за прошлый учебный год

3. Задачи на новый учебный год

4. Формы проведения МО

5. Формы планирования (заседания, графическая структура)

Основные направления методической работы, которые необходимо учитывать при планировании:

• работа с нормативными документами;

• реализация общешкольной методической темы,

• диагностическая работа;

• экспертно-аттестационная работа;

• обобщение опыта работы педагогов;

• работа с молодыми и начинающими педагогами в форме наставничества;

• организация педагогических советов, семинаров, методических совещаний и т.д.;

• организация различных конкурсов, смотров;

• апробация учебников и УМК нового поколения;

•методическое сопровождение опытно-поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

• работа с педагогами, имеющими различный уровень профессионального мастерства;

• анализ деятельности методической службы.

Задачи методической работы:

- Оказание помощи учителям в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в развитии современного стиля педагогического мышления.

- Изучение и внедрение передового педагогического опыта.

- Ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя.

- Непрерывное самообразование учителя и повышение уровня профессионального мастерства.

- Включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность.

- Оказание реальной действенной помощи учителям, которые в ней нуждаются.

- Достижение оптимального уровня образования, воспитанности и развития школьников.

Наиболее распространенные ошибки при планировании:

· Отсутствие четко определенной цели работы, сформулированной на основе глубокого анализа, знания изменившейся социально-педагогической ситуации и требований к современному педагогу;

· ожидание инструкций, указаний, рекомендаций свыше и как следствие – безынициативность;

· примитивность планирования;

· неумение привлекать к планированию педагогов и методический актив;

· Не конкретность и неопределенность спланированных дел;

· Не учитываются результаты диагностики интересов и запросов учителей;

· редко проводится работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;

· не обсуждаются результаты курсовой подготовки педагогов;

· форма проведения занятий, его практическая часть не соответствуют теме.

 

Таким образом, анализируя особенности планирования методической работы учителя начальных классов, необходимо отметить, что грамотное планирование позволяет четко осознавать цели и задачи методической работы, предварительно изучить педагогический коллектив, состояние образовательного процесса, методической работы, целенаправленно отобрать содержание, организационные формы работы с педагогическими и руководящими кадрами, проектировать результаты методической работы.

 

https://youtu.be/nLV_cJMHCgg

 

3. Структура плана общего плана деятельности МО учителей начальной школы.

 

При реализации образовательной программы первой ступени обучения одно из важных мест занимает планово-прогностическая деятельность начальной школы. План – это нормативно-управленческий документ, в котором находят свое отражение основные направления развития учреждения или отдельных его подсистем и пути реализации этих направлений на практике.

Уметь планировать работу школы и работать по плану – значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков.

Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность начальной школы, являются педагогические кадры, ученический и родительский коллективы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: