Сочинение #2: Забвению не подлежит




Тема: Историческая память и забвение

Людям свойственно забывать одни события и преувеличивать значимость других (т. е. актуализировать их). Не случайно исследователи проблем социальной памяти и исторического сознания считают, что в исследовании своеобразия представлений о прошлом разных обществ и культур должно учитывать, что и почему люди забывали. Причины, по которым то или иное сообщество вычеркивало из коллективной памяти отдельные факты и события, позволяют понять, каким образом это сообщество осмысляло свое место в истории. Забвение тех или иных аспектов прошлого происходило по разным причинам.

Во-первых, людям могли быть неизвестны отдельные обстоятельства и события, в глубине столетий терялись целые эпохи истории регионов и народов. Как правило, забытой оказывалась история тех периодов, в которые не существовало развитой традиции письменной фиксации событий. Например, с большим трудом, путем гипотез, предположений и логических построений, воссоздается история племен и народов, стоявших у истоков современных европейских наций. Мы имеем крайне отрывочные, оставленные сторонними наблюдателями сведения о социальной и политической организации, религиозных верованиях кельтов, германских племен, славян, о важнейших событиях и личностях, повлиявших на их развитие.

И таких примеров – множество в разных регионах и частях света. В частности, народы Африки или Южной Америки обрели сколько-нибудь точно зафиксированное описание своего существования во времени только в течение последних столетий. Народы, не имеющие систематического зафиксированного повествования о своем прошлом, принято называть «лишенными истории» – это указывает не на отсутствие у них прошлого, но на утрату памяти о нем.

Во-вторых, утрата памяти о прошлом могла быть связана с естественным процессом исчезновения сведений о тех или иных явлениях из человеческого и социального сознания. Память отдельного человека и коллективная память сообщества не могут удерживать информацию о великом и разнообразном множестве исторических фактов.

Забвение – инструмент самосохранения человечества. Наряду с процессом неизбежного вымарывания отдельных сведений из памяти сообщества, действовал и процесс сознательного отбора той информации, которая представлялась людям важной, подлежала сохранению и передаче потомкам. Техника отбора информации, достойной запоминания, и принципы отсева излишних сведений различны. Они зависели от уровня и типа социального развития общества или его группы. Сведения о прошлом, сохраненные средневековыми европейцами или нашими современниками, древними иудеями или античными историками, отбирались по разным критериям. Различная по своему типу информация привлекала внимание монастырских летописцев, представителей аристократических семей или историков нового времени. Общим для всех, однако, было признание важности фиксируемых событий и явлений и выведение за пределы своего внимания всей оставшейся совокупности фактов. Нередко события, «забытые», отодвинутые в небытие представителями прошлой эпохи, возвращаются к жизни вновь, становятся объектом социального сознания и исторической памяти.

 

 

Сочинение #2: Забвению не подлежит

Все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Для моих сверстников это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, — годы тяжелых испытаний. Всё меньше остаётся тех, кто завоевал Победу и значит, тем меньше остаётся возможности узнать настоящую правду. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться, и пока живы участники тех событий, живы и воспоминания. О войне больно вспоминать, но забывать о ней нельзя.

Что оставила нам война, о которой каждый раз мы вспоминаем с содроганием? Она оставила неподдельную человеческую боль, которая не станет слабее даже через много десятилетий. Каждую семью затронула война, и в каждой семье из поколения в поколение, из уст в уста передаются рассказы о том страшном времени, что пришлось пережить нашим дедушкам и бабушкам.

А еще война оставила нам память, долгую и глубокую… Память эта бродит между книг на полках в шкафу, живет в архивах и музеях, кричит на братских могилах. И мы не вправе забывать о том, что нет ничего лучше и краше мира, какой ценой досталась победа во имя жизни на земле. Сейчас я и мои сверстники точно знаем, что больше всего мы хотим мира. Это память шепчет нам о самом важном, самом дорогом…

1941 год. Фашистские сапоги топтали нашу землю. Некоторые учителя Новокатериновской школы в это время уже были в рядах Советской армии. Это Матлак Иван Макарович и Бурда Илья Павлович, которые находились на действительной службе. В их числе завуч школы Цыс Василий Трофимович. На митинге, посвященном проводам на фронт, выступил с речью Василий Трофимович. Эта речь была наказом всем оставшимся землякам. А наказывал он трактористам лучше пахать землю, колхозникам – снабжать воинов хлебом, учителям – учить и воспитывать детей, всем – помогать бить фашистов.

Свято выполняли наказ новокатериновцы. И даже тогда, когда село подверглось оккупации, люди носили в своих сердцах пламенные слова – до последнего дыхания вести борьбу с немцами.

Среди учителей, учащихся и сельчан не было предателей. Бесновались оккупанты, придираясь к семьям членов коммунистической партии, фронтовиков, к учителям. Но люди держались стойко и мужественно.

Кроме того, многие из них проводили агитационную работу о том, что война – явление временное, что гитлеровцы будут разбиты и с ними нужно вести борьбу.

Такие учителя как Кузьменко Яков Трофимович, директор школы, Калитвинцев Иван Александрович, Паниотов Афанасий Никифорович были связаны с подпольной группой по борьбе с фашизмом. Об одном из организаторов этой группы, учителе Старобешевской школы Тохтарове Федоре Федоровиче, написано в книге «Твои освободители, Донбасс».

Члены подпольной организации спасли жизнь многим военнопленным воинам и командирам Советской армии, простым людям. Ученики Новокатериновской школы не отставали от своих наставников. Беспалько Иван Михайлович, Повещенко Дарья Ивановна, Панасенко Татьяна Федоровна, Кнышов Яков Михайлович хоть чем-то пытались помочь в борьбе с немцами. Голодающим сельчанам Дарья Ивановна тайком выдавала часть молока, предназначенного для немцев. Повещенко Прасковья Ивановна лечила и спасала людей от тифа. Яков Михайлович, учитель математики, узнавал ценные сведения о положении на фронте, о расположении частей фашистской армии, помогал односельчанам перейти линию фронта.

Отступая, немцы сожгли школу. Но школа жила. Первые годы после оккупации, даже когда еще шла война, учились все, в обычных хатах, за наскоро сбитыми из досок столами.

Героем Советского Союза вернулся из фронта Цыс Василий Трофимович. Вместе с директором школы они организовали восстановление школьных помещений.

После окончания Великой Отечественной войны он снова стал учителем школы родного села, а в свободные часы еще и работал на своей пасеке, помогая также колхозным пчеловодам.

До 1960 года работал Цыс завучем средней школы в селе Новокатериновка. Затем жил в городе Комсомольское. Мне известно, что в Комсомольской школе № 5 функционирует музей, посвященный Герою.

В музее нашей школы «История с.Новокатериновка» также создана экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Особое место в ней занимает стенд о Цысе Василии Трофимовиче.

Я очень горжусь тем, что я учусь в этой школе, которая имеет славное историческое прошлое, в которой трудились, учили детей такие люди, настоящие патриоты нашей Родины, своими земляками.

В памятные даты, на уроках Мужества, уроках гражданственности, воспитательных часах школьники посещают музей. Наше поколение должно быть благодарно тем людям, которые подарили нам чистое небо и мир, так как без их героизма и самопожертвования, мы бы просто не существовали.

Участников тех далеких и страшных событий осталось уже совсем мало, и мы должны хранить бережно память о тех страшных и огненных временах. Все страшное всегда очень быстро забывается, любая война заканчивается. И сейчас в мире грохочут взрывы, строчат автоматные очереди. Каждый день гибнут люди, но хочется верить, что всё будет хорошо, что наша Родина будет сильной, крепкой и мы, люди, должны отвечать за это будущее, за мир на Земле.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: