Прогнозирование может потребоваться на нескольких уровнях системы управления предприятием, поскольку спрос на продукцию и услуги может изменяться с разной периодичностью.
Для систем управления предприятием наиболее важными моментами являются:
• иерархия прогнозов;
• структура формирования прогнозов;
• качественные методы прогнозирования;
• количественные методы прогнозирования;
• сочетание прогнозирования и планирования. Ниже приводятся примеры основных прогнозов.
1. Долгосрочные прогнозы. Горизонт прогнозирования — годы. Объекта прогнозирования: потребности рынка в новых видах продукции (в стоимостном или натуральном выражении); потребности рынка в старой, т. е. выпускающейся сегодня, продукции (в стоимостном или натуральном выражении); требуемая производительность предприятия; капиталовложения; потребности в производственных мощностях предприятия.
2. Среднесрочные прогнозы. Горизонт прогнозирования — месяцы. Объекты прогнозирования' новые типы или группы продукции;
Производительность отдельных производств и подразделений; по-требности в кадрах; потребности по закупкам материалов; оценка запасов.
3. Краткосрочные прогнозы. Горизонт прогнозирования — недели. Объекты прогнозирования: отдельные наименования продукции;
работники определенных специальностей и квалификации; производительность оборудования на отдельных цехах и участках; уровень запасов. На рис. 6 показана укрупненная схема формирования прогноза и его использования в качестве первого шага в планировании.
Качественные методы прогнозирования обычно базируются на выявлении факторов, которые определяют объемы продаж или сервиса. Затем формируются суждения относительно вероятностей проявления этих факторов в будущем.
|
Ниже приводятся основные качественные методы.
1. Мозговой штурм. Рабочей группе предоставляется любая необходимая информация из БД предприятия и внешних БД. Участники группы создают индивидуальные прогнозы. Крайние прогнозы отбрасываются, а роль компромиссного выполняет прогноз, основанный на оставшихся индивидуальных прогнозах.
Рис. б
2. Метод Делфи. В этом методе участники анонимно отвечают на вопросы, получают информацию об ответах всех участников, а затем процесс повторяется вновь до достижения согласия.
3. Обзор деятельности по продажам. Оценка продаж в будущем по регионам получается здесь на основе оценок отдельных продавцов.
4. Анализ информации от покупателей. Оценки будущих продаж получаются прямо от покупателей. Индивидуальные оценки сводятся воедино.
5. Исторические аналогии. Маркетинговые исследования, опросы, интервью, пробные продажи позволяют сформировать основу для проверки гипотез относительно поведения реального рынка.
Качественные методы основаны на несложных алгоритмах обработки информации. Объем информации может быть значительным. Роль компьютерных систем заключается в информационной поддержке.
Количественные методы прогнозирования реализуются с помощью математических моделей, базирующихся на предыстории. Подобные модели строятся в предположении, что данные о поведении процесса в прошлом могут быть распространены и на будущее.
Чаще всего в базовые системы и пакеты прикладных программ включаются методы, основанные на временных рядах, полученных путем измерений в определенных временных периодах.
|
Как правило, результаты измерений поведения процесса в прошлом могут быть разложены на несколько компонент.
Тренд — это постоянная, долговременная тенденция.
Циклическая составляющая описывает ту часть процесса, которая повторяется с низкой частотой.
Сезонная составляющая описывает циклы, повторяющиеся с высокой частотой в течение года.
Случайная флуктуация представляет собой случайное отклонение временного ряда от неслучайной функции, описываемой трендом, циклической и сезонной составляющими.
Прогнозирование на основе количественных методов заключается прежде всего в определении вида и параметров функций, описывающих неслучайные составляющие.
Наиболее часто применяются следующие количественные модели прогнозирования.
1. Линейная регрессия. Модель направлена на выявление связи между зависимой переменной (т. е. прогнозируемой величиной) и одной или более независимыми переменными, которые представлены в виде данных о предыстории. В простой регрессии имеется только одна независимая переменная, а во множественной регрессии их несколько. Если предыстория представлена в виде временного ряда, то независимая переменная — это временной период, а зависимая — прогнозируемая величина, например объем продаж.
2. Методы скользящего среднего. Прогностическая модель для краткосрочных прогнозов, основанная на временных рядах. В ней среднее арифметическое фактических показателей, вычисленное для принятого числа последних прошедших временных периодов, принимается за прогноз на следующий временной период.
|
3. Метод взвешенного скользящего среднего. Эта модель работает подобно предыдущей модели, но в ней вычисляется не среднее, а средневзвешенное значение, которое и принимается за прогноз на ближайший временной период. Меньшие веса приписываются более отдаленным периодам.
4. Экспоненциальное сглаживание. Это модель, использующая временные ряды и предназначенная для краткосрочных прогнозов. В данном методе величина, спрогнозированная для последнего периода, корректируется на основе информации об ошибке прогноза в последнем периоде. Скорректированный за последний период прогноз становится прогнозом на следующий период.
Функции прогнозирования и планирования могут пересекаться, поскольку пересекаются периоды прогнозирования и планирования, а объектом прогнозирования и планирования может быть одна и та же продукция. При этом объектом планирования является продукция, на которую есть заказы. Прогноз же по своей природе напрямую не связан с имеющимися заказами.
В некоторых системах предусмотрена следующая логика определения потребностей в продукции при одновременном прогнозировании и планировании. Горизонт планирования делится на три временных зоны. Для каждой зоны используется свой вариант принятия решения о величине потребностей в продукции.
Вариант 1. Потребности вычисляются на основе фактического имеющегося спроса.
Вариант 2. Потребности вычисляются на основе спроса, за который принимается максимальное значение из двух величин — прогноза и фактического спроса.
Вариант 3. Материальные потребности определяются на основе прогнозируемого спроса.
В ряде базовых систем применяются и более сложные логики взаимодействия прогноза и реального спроса, включающие в себя механизмы переноса непоглощенного прогноза на последующие интервалы.
Выбор варианта взаимодействия фактического и прогнозируемого спроса — за пользователем. Выбор зависит от типа производства, номера зоны, внешних условий, в которых работает предприятие.